В 70-х годах прошлого столетия в педагогике впервые заговорили о медиаобразовании и его значимости в современном обществе. И впервые документально это понятие было зафиксировано в документах ЮНЕСКО:
"Под медиаобpазованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика, география".
Сейчас наблюдается стремительное развитие общества, активное проникновение в нашу жизнь средств массовой информации и различных информационных технологий таких как Интернет, мобильная связь, и что еще важнее, все более активное воздействие на формирование и становление нашего мировоззрения. Не секрет, что этому больше всего подвержено подрастающего поколение, активно впитывающее все новое, современное, имеющее ауидиовизуальную структуру.
Это и вызвало необходимость выработки научного подхода к внедрению в образовательный процесс вопросов обучения грамотного восприятия и анализа и критического отношения к информационному потоку, которому подвергается любой школьник.
Ведется много дискуссий о том, что же понимать под термином "медиаобразование", существует много различных точек зрения, но большинство из них сходятся на том, что главной задачей медиаобразования является формирование у школьников умений работать с информацией масс-медиа в процессе преподавания обязательных предметов.
Что касается терминологии, то тут также нет единства. Наряду с понятиями "медиаобразование", "медиаграмотность" существуют еще и "информационная грамотность", "информационная культура", "информационная компетентность", "медиакультура", и т.д.
Многие ученые и преподаватели считают, что медиаграмотность - это часть более широкого и емкого понятия - информационная грамотность. Во многих англоязычных странах термин "медиаобразование" (media education) заменяется аналогом - "медиаграмотность" (media literacy).
Медиаграмотность - (media literacy) призвана помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты" [Aufderheide, P., Firestone, C. Media Literacy: A Report of the National Leadership Conference on Media Literacy. Queenstown, MD: The Aspen Institute, 1993, p.1].
Американка П. Офдерхейд полагает, что медиаграмотность направлена на развитие в человеке "критической автономии относительно медиа. Главное в медиаграмотности широкий спектр информирования в гражданской, социальной, потребительской областях, в отношении эстетического восприятия и творчества".
Проблемы медиаграмотности особенно актуальны для современной школы сегодня, когда средства массовой информации зачастую играют более важную роль в воспитании и образовании ребенка, чем родитель или педагог. Дети на этом этапе взросления постоянно находятся под воздействием не только средств массовой информации, которые сверхактивно развиваются, особенно в последнее десятилетие и контролировать их воздействие ни родители, ни педагоги не в состоянии.
Поэтому современная школа просто обязана включать в образовательный процесс вопросы обучения медиаграмотности школьников для формирования умений адекватного восприятия и правильного отношения к информационному потоку. Конечно, совершенно необязательно вводить такой предмет как, например, "Основы медиаобразования" в школе. Гораздо эффективнее эти задачи можно решать в процессе изучения стандартных дисциплин, используя различные методические приемы и современные технологии на уроках.
Элективный курс "Английская литература", преподаваемый в гимназии № 47 города Кургана, позволяет широко использовать различные аудиовизуальные материалы в процессе обучения, а, значит, и применять технологии медиаобразования. Курс предполагает изучение творчества известных английских писателей, таких как У.Шекспир, Ч.Диккенс, У.Теккерей, О.Уайльд и других. Сегодня мы можем сколько угодно заставлять ученика читать предлагаемую по программе предмета или курса литературу, но остановить воздействие аудиовизуальной информации по обсуждаемому на уроке вопросу мы не сможем, как бы мы не старались. Подавляющее большинство согласится с тем, что сейчас подросток скорее посмотрит фильм, чем возьмется за книгу. И поэтому наша задача, как учителя видится в том, чтобы научить правильно воспринимать информацию в объекте восприятия, уметь ее правильно анализировать и интерпретировать.
Самым благодатным материалом в этой области является творчество Уильяма Шекспира поскольку его произведения чаще всего ставятся на театральной сцене и экранизируются на большом экране, что также дает возможность для сравнения различных объектов масс-медиа между собой.
Монолог Гамлета является ключевым моментом не только с самом произведении "Гамлет", или для других произведений Шекспира, но и для произведений других авторов, в том числе и писателей современности. Изучая основную идею монолога главного персонажа, учащимся предлагается просмотреть, как она реализуется разными режиссерами в аудиовизуальной среде, и проанализировать увиденное и услышанное. Во время просмотра необходимо заполнить следующую таблицу:
к/ф "ГАМЛЕТ" | ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА | АУДИО СРЕДСТВА | ||
Место действия, расположение камеры, освещение |
Одежда, внешний вид, кинжал | Как звучит монолог | Звуки , фон | |
1964 г, реж. Григорий Козинцев Гамлет -Иннокентий Смоктуновкий |
||||
1990 г. Реж. Франко Дзефферелли Гамлет -Мэл Гибсон |
||||
2000 г. Реж. Майкл Алмерейда Гамлет - Итан Хоук |
||||
1948 г. Реж. Лоуренс Оливье Гамлет - Лоуренс Оливье |
Во время просмотра внимание учащихся акцентируется на следующих моментах: Место действия, одежда Гамлета, какие планы предпочитает режиссер, произносится монолог вслух или нет, какие звуки фоном присутствуют в данном эпизоде, какие еще предметы находятся в поле зрения, какую смысловую нагрузку они несут, какое освещение в кадре.
Даже более внимательное изучение места действия уже многое дает учащимся для понимания той внутренней борьбы, которая происходит в душе Гамлета. Если герой Иннокентия Смоктуновского находится на берегу неспокойного моря среди скал, то герой Мела Гибсона спускается в фамильный склеп, а герой Итана Хоука ходит между рядами с многочисленными видеокассетами в жанре экшн (современная версия произведения У.Шекспира).
Обсуждение более мелких деталей и тонкостей зрительного и визуального ряда позволяет еще глубже проникнуть в сомнения Гамлета бороться или сдаться, покориться существующему злу, или, например, уже в конце монолога понять, какое решение все-таки принимает Гамлет.
Как задействован кинжал на протяжении всего монолога?
Намеренно или случайно герой Лоуренса Оливье бросает его в пучину?
Куда идет Гамлет в конце монолога? Вверх или вниз? К свету или в тьму?
После просмотра всех эпизодов, заполнения таблицы и детального ее обсуждения, можно ответить уже и на главный вопрос: Как все эти аудиовизуальные средства помогают донести главную идею монолога Гамлета?
Уровень знаний наших учащихся позволяет просматривать эпизоды и на языке оригинала, сравнивать различные варианты перевода с оригинальным текстом У.Шекспира, что позволяет использовать подобные приемы не только на данном предмете, но и на таких курсах, как "Искусство стран изучаемого языка", "Английский язык". Содержание предмета "Английский язык" предполагает знакомство и с очень обширным социокультурным слоем стран изучаемого языка (история, география, культура, литература, искусство, масс медиа), поэтому такие формы работы вполне доступны как по материалу, так и по современному техническому оснащению школ. Подобные технологии обучения медиаграмотности можно также активно применять и на других дисциплинах, таких как "Литература", "Международная художественная культура" и даже "История" и "География".
Стремительное развитие новых коммуникационных технологий предъявляет к образованию все новые задачи. Интернет, мобильные технологии, уже в скором времени станут неотъемлемой частью образовательного процесса, уже предпринимаются попытки использования клиентов типа ICQ в педагогике, так что задача педагогов выражается довольно четко - в полной мере использовать современные средства массовой коммуникации как инструмент образования и воспитания.
Как записано в Декларации ЮНЕСКО по медиаобразованию, принятой в 1982 году и подписанной представителями 19 наций:
"Мы живем в мире, где средства массовой информации (СМИ) встречаются на каждом шагу: все большее число людей проводит огромное количество времени перед экраном телевизора, за чтением газет и журналов, прослушиванием звукозаписей и радиопередач. В некоторых странах, например, дети уже проводят больше времени перед телевизором, чем в школе.
Власть СМИ несомненна, и наша задача заключается не в том, чтобы осудить или одобрить ее, а, скорее, в том, чтобы признать их огромное влияние и проникновение во все сферы нашей жизни как свершившийся факт и оценить их значение как элемента современной мировой культуры. Нельзя недооценивать ни роль средств массовой информации и коммуникации в процессе развития общества, ни функцию "масс медиа" как средства активного участия граждан в общественной жизни. Политическим и образовательным системам необходимо взять на себя определенные обязательства по развитию у граждан критического подхода к феномену коммуникации".
Литература:
- Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего образования. - http :// www / rambler . ru
- Зазнобина Л.С. Школа и СМИ. // Педагогика.-1999.-№5.-С.72-75.
- Иванова Л.А. Медиаобразование учащихся среднего школьного возраста на уроках иностранного языка (на материале видео): актуализация проблемы.- ИМЛППО. Вопросы педагогического образования. Выпуск 10.= ИГЛУ.- Иркутск.-1999.
- Ковалева Н.В. О подходах к реализации стандарта медиаобразования на педагогической практике // (С) Вопросы Интернет образования № 31
- Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений М.: Академия, 2001.