Повторение звуков [с], [с'] и буквы, которая их обозначает. Чтение и анализ рассказа Е.Кузнеца "Ботинки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить умение отличать звуки [с], [с'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв.
  • учиться читать слоги, слова, предложения, текст.
  • продолжить формировать навыки анализа и синтеза звукового и слогового состава слова.

Развивающая: развивать устную речь, внимание, память, мышление.

Воспитательная: учить понимать, что в жизни человека ум и здоровье - дороже всего, а лень до добра не доведет.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель: урок начнем с игры "Прыгающий зайчик". Зайчик прыгает наискось по игровому пол. Свой путь он начинает из домика с буквой "а", а через некоторое время вновь туда возвращается. Слова движения не повторять. (Дети следят глазами ).

Дети: зайчик из домика с буквой "а" стремглав помчался в домик с буквой "эс", оттуда он перепрыгивает в домик с буквой "у", затем бежит в домик с буквой "ы", из домика с буквой "ы" наш дружок поскакал в домик с буквой "ю", отсюда зайчишка запрыгал в домик с буквой "о", затем направился в домик с буквой "я", потом поплелся в домик с буквой "е", а оттуда пушистый комок добрался наконец-то в домик с буквой "а" .

У. Что общего между жильцами? Кто "лишний"?

У. На доске картинки, на которых изображены сокол, серна, секач и сова.

У. Назовите предметы, изображенные на картинках. (дети называют).

У. Распределите прозвучавшие слова на две группы.

Д. В первую группу можно отнести слова: сокол, сова, потому что начинается со звука [с]. Во вторую группу можно поместить слова серна и секач, потому что начинаются со звука [с'].

У. Исходя из данных заданий, назовите тему урока. (Дети называют).

У. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, учитывая, что с данным материалом вы уже знакомы.

III. Работа по теме урока

1. У: у нас на уроке сказочный герой, имя его узнаете, если последовательно соедините слоги в словах.

1 слог слова айва

1 слог из слова бобы

3 слог из слова заболит

Д. Айболит.

У. Назовите слова, которые обозначают положительные качества характера Айболита в соответствии с темой урока.

Если в слове есть звук [с], дети сигналят карточкой с синим кружком, если в слове звук [с'], то сигналят карточкой с зеленым кружком.

Д: сообразительный, смышленый, веселый, славный, классный, смелый, красивый, сдержанный, простодушный, милосердный, добросердечный...

У. Дайте характеристику звуков [с], [c']. (Дети отвечают)

У. Доктор Айболит к нам спешил, нес подарки, буквы, рассыпались. (на магнитной доске буквы)

С О П Р Т А

К Т Г А И

Ы Л М И У О

Спорт, астра, сыр, морс, сок, капуста

У. Составьте только те слова, которые помогают быть здоровыми, сильными. Постарайтесь их запомнить. Дети выходят к магнитной доске и составляют по одному слову, объясняют, почему это слово придумали, а учитель после прочтения слова перемешивает буквы.

У. Сколько было слов? Назовите первое слово. Последнее. Молодцы!

У. Мы тоже приготовили для доктора подарки, но с "ловушкой". Это пригодится ему в лечебных целях, с этим он встречается в своих поездках к больным зверям. (Дети познакомились с лексическим значением слов на предыдущих уроках. Они заменяют буквы или добавляют в соответствии с темой урока, объясняя значение слов).

На доске.

Дано После замены Схемы - модели на магнитах
КОТЫ

ТРОН

МАЛИНА

ЛАЛОМ

ОПКА

ОТНИК

ПРОТАК

МЫ

СОТЫ

ТРОС

МАСЛИНА

СЛАЛОМ

СОПКА

СОТНИК

ПРОСТАК

МЫС

У. Назовите слова, которые подойдут к данным моделям.

Д. Трос, сопка, простак, мыс.

У. Среди остальных слов найдите трехсложное слово, состоящее из 7 звуков, исследуйте его звуко-буквенный состав. Работаем в парах. (На партах у детей слоговые схемы и модели звуков.)

Дети выбирают нужную схему и подставляют звуковую дорожку. Это выглядит так.

img4.gif (724 bytes)

У. Сделайте звуко-буквенный анализ. (Дети озвучивают схему, дают характеристику звуков)

2. Перед чтением речевая разминка.

Дуем на последний осенний листок.

Растопим первую снежинку.

Нюхаем свежий морозный воздух.

Проговариваем скороговорку с удивлением, с жестами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Создаем хорошее настроение.

Ах! Как замечательно! (с жестами)

Чтение слогов на карточках.

СА СО СУ СИ СЫ СЕ

ГА ГО ГУ ГИ ГЫ ГЕ

ПА ПО ПУ ПИ ПЫ ПЕ

РА РО РУ РИ РЫ РЕ

ТА ТО ТУ ТИ ТЫ ТЕ

У. Прочитайте слоги, объединив их в группы. (Дети читают)

У. Прочитайте строки, объединив их попарно.

Слоги со стечением согласных

СТРА СБРО

СТРО СБРИ

СТРИ СДВИ

СТРЕ СДВА

У. Прочитайте, дополнив до полного слова.

Физкультминутка

Дети изображают лист, падающий с дерева. Исходное положение - стоя прямо с высоко поднятыми вверх руками. Сначала свободно, расслабленно опускаются кисти рук, затем опускаются, "падают", локти, затем "падают" руки, затем ребенок расслаблено опускается на корточки. Лист упал. Упражнение повторяется 3 - 4 раза.

IV. Работа с текстом.

У. А сейчас покажем доктору Айболиту, как мы умеем читать, работать с текстом.

1. В начале обратимся к нашей схеме. В парах озвучьте схему работы над текстом.

На партах схема.

У. Озвучьте нашу схему.

Д. Автор, писатель создает произведение. При чтении текста мы встречаемся с рассказчиком - повествователем и героями.

Рассказчик - повествователь о себе ничего не рассказывает, а говорит только о героях.

В.Ч. - когда мы читаем, то должны быть вдумчивыми читателями.

Ч.К. - когда обсуждаем, то читатели - критики.

Самое главное! Мы должны понять, в чем хотел нас убедить автор, что он хотел доказать, т.е. главную мысль.

2. Работа с текстом до чтения.

Дети прогнозируют содержание до чтения.

У. Прочитайте автора и название рассказа.

Д. Евгений Кузнец "Ботинки".

У. Рассмотрим иллюстрации. Кто нарисован? Опишите мальчиков. Как одеты?

У. Как они себя чувствуют?

Ключевые слова: утром, ботинки, зашнуровать, поленились, соскочили.

У. По иллюстрации, ключевым словам, названию рассказа предположите, о чем говорится в тексте.

3. Работа с текстом во время чтения.

Осмысление на уровне содержания.

У. Кто мы, когда читаем?

Д. Вдумчивые читатели.

У. Шепотом читаем 1 и 2 предложение.

Вопросы:

У. Куда собрались мальчики? Вам знакома такая ситуация? Что посоветуете Вите с Митей?

Д. Надо обязательно зашнуровать, можно упасть, это опасно для здоровья, можно заболеть.

У. 3 и 4 предложения читаем по ролям. (Дети читают)

У. А какое решение приняли мальчики?

Д. Не зашнуровывать.

У. 5 предложение читаем хором. 6 и 7 предложения хором с жестами под метроном.

У. Что хотите спросить? Какой вопрос прячется?

Д. Почему мальчики не сказали маме?

Д. Понадеялись на авось.

У. 8 предложение. 1 ученик начинает, а дети хором подхватывают.

У. Что подумали окружающие? 10 и 11 предложения. Работа над интонацией.

У. Как будем читать?

Д. С усмешкой, с улыбкой.

Несколько хорошо читающих учеников читают через решетку - антиципатор.

У. Можно над ними посмеяться?

Д. Да, лень к добру не приведет

4. Зарядка для глаз.

В руках у учителя пластинка из оргстекла с нарисованным зеленым кружком.

Дети смотрят за движением пластинки, фиксируя взгляд на зеленом кружке.

Сожмите и разожмите глаза. (несколько раз)

У. Посмотрите на картинки - комиксы. (на доске на магнитах) Правильно ли они отражают последовательность событий?

Д. Нет.

У. Расположите их в соответствии с сюжетом.

У. Подпишите их предложениями из текста.

У. Совпадает ли взгляд художника и писателя на события в рассказе?

5. Работа с текстом после чтения.

Достижение понимания на уровне смысла.

Проблемный вопрос.

У. Почему же с мальчиками произошел такой случай?

Д. Они лентяи. Им даже лень зашнуровать ботинки.

У. Но они же маленькие!

Д. Муравей не велик, а горы копает.

У. Чем опасна лень? Можно ли надеяться, что они исправятся?

Д. Да, можно, ведь им стыдно...

У. Какое настроение в рассказе?

Д. Разное. Грустное, насмешливое, задорное, ожидание, веселое.

У. А у вас?

У. Какой человек рассказчик?

Д. Веселый, с юмором. Случай грустный, а он улыбается, значит, верит, что мальчики исправятся.

У. В чем хотел убедить нас автор?

Разные мнения.

Д. Лень, безделье могут привести человека к нездоровью, к болезни.

Д. Ленивый человек наносит вред прежде всего себе.

Д. Ленивые люди не трудятся, не умнеют, не узнают ничего нового.

Д. Лентяи не занимаются спортом, значит, наносят вред своему здоровью.

У. А что всего дороже?

Д. Ум и здоровье дороже всего.

V. На столах листы с пословицами.

У. Прочитайте их шепотом.

1. Труд человека кормит, а лень портит. 1. Авось и как-нибудь до добра не доведут.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2. Безделье - сестра болезни.
3. Терпение и труд все перетрут. 3. Еще в пеленках, а лень с теленка.
4. Дело шутку не любит. С делом не шути. 4. Ленивый сидя спит, лежа работает.
5. Без труда нет добра. 5. У него лень за пазухой гнездо свила.
6. Делу - время, потехе - час. 6. От лени мохом оброс.
7. Кончил дело - гуляй смело. 7.Кто ленив, тот и сонлив.
8. Не спеши языком, торопись делом. 8. Делать как-нибудь, так никак не будет.

У. Какой темой объединены пословицы в левом столбике? В правом?

У. Какая пословица подходит к прочитанному рассказу?

6. Дети, доктор Айболит хочет дать советы нашим героям, но с условием, чтобы вы приняли в них участие.

.......Витя и Митя!

Утром быстро вставайте, умывайтесь и делайте...Аккуратно зашнуровывайте обувь, не спеша одевайтесь. Дорогу переходите только на ... свет. Будьте всегда здоровы, не ленитесь. Ведь ум и ... дороже всего.

Ваши друзья доктор Айболит и ученики 1А класса.

VI. (Итог урока) Рефлексия

О чем мы говорили сегодня на уроке? Какую пословицу вы бы вспомнили при решении важного жизненного вопроса?