Какими дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти.
Плутарх.
Результаты моей деятельности с 2003 - 2007 уч. год
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.
Цель моей работы - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь.
Основные направления деятельности для достижения данной цели я считаю следующие:
- Координировать жизнедеятельность отдельной группы учеников (класса) общешкольного коллектива педагогов и детей;
- Содействовать организации учебно -познавательной деятельности группы учеников для повышения успешности каждого учащегося;
- Обеспечить участие детей группы во внеклассной деятельности школьного коллектива;
- Установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;
- Вести документацию, отражающую процесс развития личности каждого ученика группы;
Свою работу классного руководителя я начинала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность - это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно -воспитательных задач.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Индивидуально -групповой компонент
Данный компонент имеет исключительную важность. Во - первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во- вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.
Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три "С":
Ценностно - ориентационный компонент
Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность.
Функционально -деятельностный компонент
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:
- образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;
- воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация - это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм).Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.
Диагностический компонент
Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:
- Образованность учащихся;
- Воспитанность учащихся;
- Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
- Сформированность классного коллектива.
Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
В 2007 году я выпустила 9 класс. По своему характеру класс был очень сложный, шумный неспокойный. В учебном процессе слабенький. Из 15 человек всего 4 учащихся, которые учились на "4" и "5". С трудом складывались дружеские отношения друг с другом. Поэтому я стремилась так же воспитать сплоченный, дружеский коллектив. В процессе воспитания побуждала ребенка к самовоспитанию. Поощряла и активно поддерживала их стремление к порядочности, доброте, верности в дружбе, готовности прийти на помощь.
Для индивидуальной работы с учащимися и родителями мною ведется специальный график
Дата, время встречи | Ф.И. учащегося и родителя | Какая работа провидена |
Также используется технологическая карта по предупреждению адаптации учащихся
Ф.И.О. __________________________________
Класс__________________________________
Классный руководитель ___________________________
Трудности ______________________________________
Сроки действия _________________________________
Направления и формы оказания помощи
Работа с учащимися | Воспитательная работа | Работа с родителями | Описание результатов |
Сейчас я являюсь классным руководителем 10 класса. Класс активный, спортивный, самостоятельный. Ребята участвуют в общественной жизни класса, школы и района. Награждены многочисленными грамотами.
Успешность ребенка своего класса могу представить в следующей схеме.
В период классного руководства я особое внимание уделяю индивидуальной работе с ребятами. Этот метод, считаю наиболее эффективным, т.к. дети стараются больше идти на контакт, а сели ты беседуешь с ними один на один, то они к тебе становятся ближе, как учитель, товарищ, стараешься выслушать, понять, дать какой-то совет.
Совместно с ребятами в начале учебного года обсуждаем тематику классных часов, наиболее актуальных.
- "Государственная символика РФ"
- "Пробуждение активности"
- "Знай свои права"
- "В человеке должно быть все прекрасно"
- "Выбор профессии - это серьезно"
- "Мифы о курении или реальность"
- "Мы против наркомании"
- "И мужество, как знамя пронесли"
- "Отступать некуда - за нами Москва"
- "Я - гражданин"
- "Алкоголизм - повод, причина и последствия"
- "Вечные ценности"
- "Русские православные праздники"
- "Самооценка. Роль самооценки в жизни человека"
Внеклассные мероприятия
- "История Российской армии"
- "Этикет и мы" к 23 февраля
- "Веселые девчата" к 8 марта
- "Брейн -ринг" (Отечественная история)
- Викторина посвященная Дню Победы "Страницы истории В.О.войны"
- "Поле чудес" 8-9 кл. (история)
Работа с родителями
"Нет большей роскоши, чем роскошь
человеческого общения".
А.C. Экзюпери
Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
- Включение семьи в деятельность воспитательной системы я считаю, основано на:
- Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
- Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
- Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов;
Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
- Изучение условий семейного воспитания.
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
- Взаимодействие с родительским комитетом.
- Совместная деятельность родителей и учащихся:
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе - это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия. И тогда наша наэлектризованная социальная цепочка с эпицентром в лице ребенка путем рациональной расстановки сил перестроится в круг, где все участники смогут реализовать свои амбиции и творческий потенциал, и наш условный "светофор" поможет нам отрегулировать движение на дороге с маршрутом "семья - школа" будет для ребенка радостной и безопасной.
Демокрит утверждал: "Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы". Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе - это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.
С родителями я провожу индивидуальные встречи, беседы, родительские собрания., анкетирование. Веду индивидуальный график работы с родителями.
Анкета для родителей.
- Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
- Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
- Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
- Существует ли у вашего ребенка негативное отношение к школе?
- Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?
- Всегда ли вы становитесь на сторону ребенка, если ему были сделаны замечания в школе на уроках?
- Оказываете ли вы ему помощь в учебе? Какую?
- Меня устраивает :..
- Мне не нравится, когда :.
- Я хочу, чтобы :