Метод проекта в процессе обучения чтению

Разделы: Начальная школа


График работы над проектом:

  • Работа подготовлена в период с апреля по декабрь 2008 года.
  • За это время были определены тема, содержание работы и этапы работы, собран материал, проведена работа по подготовке проекта (конкурсы, творческие работы, посещение музея, знакомство с драматическим искусством, собственно чтение литературных произведений).
  • Проект был оформлен и принял участие в школьном Фестивале проектов.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • Сказки Андерсена, Ш.Перро, Братьев Гримм - разные издания.
  • Предметы для конкурса "Музей забытых вещей".
  • Аналоговая видеокамера, цифровой фотоаппарат, компьютер и CD со сказками в исполнении артистов, цветной принтер.

План выполнения проекта.

1 этап. Апрель-май 2008 года. Выбор темы и определение содержания работы.

2 этап. Май-август 2008 года. Чтение сказок зарубежных писателей.

3 этап. Сентябрь-ноябрь 2008 года. Подготовка к презентации проекта:

  • создание выставки прочитанных книг.
  • конкурс рисунков "В гостях у сказки".
  • конкурс поделок "Сказочный мир".
  • конкурс костюмов "Угадай, кто меня выдумал!" - театр в школе. Выступление мастера художественного слова. - посещение музея "Дом сказок".
  • конкурс сочинений "Моя любимая сказка" - литературная игра "Волшебный свет старинной сказки".

4 этап. Декабрь 2008 года. Оформление проекта.

5 этап. Декабрь 2008 года. Участие в Фестивале школьных проектов.

6 этап. Март-ноябрь 2009 года. Расширение и доработка проекта.

 Введение.

В настоящее время среди детей младшего школьного возраста остро стоит проблема самостоятельного литературного чтения. Несмотря на то, что у современных детей, по сравнению с предшествующими поколениями учащихся, есть значительные возможности по выбору книг разнообразного содержания, оформления, издания, все меньше времени дети отводят чтению. Большое внимание приходится уделять детям учебной и научно-популярной, энциклопедической литературе. С этим невозможно спорить - это необходимость нашего времени. Современная художественная литература, по нашему мнению, часто не соответствует возрастным особенностям и потребностям ребенка. Пресловутый "Гарри Поттер" и другие подобные произведения - это лишь занимательный экшен, не затрагивающий душу и сердце читателя.

Однако, в начальную школу приходят маленькие дети, которые обладают своими психологическими особенностями, дети, которым необходима не только научная литература, но и художественная. И нам кажется, что именно в сказочном мире раскроются такие качества ребенка, как фантазия, искренность, вера в чудо и вера в справедливость - все то, чего так не хватает нашему миру.

Мы выбрали для чтения сказки великих западных авторов: Г.Х. Андерсена, Ш.Перро, Братьев Гримм. Эти сказочники уже сотни лет являются любимыми у миллионов детей и взрослых во всем мире. Оказалось, что наши дети их сказки читают мало, предпочитая просмотр мультфильмов, снятых по некоторым сказкам и чтение комиксов, которые, как правило, имеют мало общего с оригиналом. Предложив сказки этих авторов, мы надеялись не только расширить круг чтения детей, но и познакомить их с особенностями западноевропейской культуры, отраженной в этих сказках.

Но самым главным нашим желанием было дать понять детям, что чтение - это не только работа, это еще и огромное удовольствие.

Цель работы:

  • пробуждение в детях интереса к книге, расширение их литературного кругозора,
  • стимулирование творческого потенциала,
  • способствование мотивации учащихся на самостоятельное изучение литературных произведений.

Задачи:

  • воспитывать интерес к литературе зарубежных авторов;
  • создать атмосферу праздника от встречи с героями зарубежных сказок
  • воспитывать стремление к чтению художественной литературы;
  • развивать внимание, мышление, речь, память, творческое воображение, пространственную ориентацию;
  • учить детей соревноваться, сопереживать друг другу, формировать умение работать в команде;
  • расширять словарный запас, развивать чувство юмора;
  • развивать артистические способности;
  • учить оценивать свою работу и работу товарищей;
  • развивать связную правильную речь детей;

Основная часть.

Выбрав для изучения сказки зарубежных авторов, мы составили список произведений для чтения детьми в летний период. Когда дети пришли в школу и рассказали о прочитанном, мы решили предложить им выполнить ряд творческих заданий, которые помогли бы заинтересовать детей.

Прежде всего, была организована выставка книг, которые прочитали дети. Она позволила детям увидеть разные издания сказок, прочитать новые произведения, познакомиться с биографией авторов. Большое внимание уделили иллюстрациям: их авторам, выбору сюжета для иллюстрации, костюмам героев, интерьеру, фону и т.д. После этого был проведен конкурс рисунка "В гостях у сказки". Дети выбрали наиболее заинтересовавшие их моменты сказок и изобразили их в своих работах.

Этот конкурс так понравился детям, что мы решили провести следующий конкурс - конкурс поделок " Сказочный мир"

Лучшие работы обоих конкурсов были представлены на выставке. Эти два конкурса заставили детей еще раз обратиться к прочитанному, проявить фантазию и изобретательность. При работе дети пользовались разной техникой и разными материалами. Немаловажным для нас стало и то, что к выполнению заданий активно подключились родители учащихся. Им тоже было интересно еще раз прочитать сказки и творить вместе со своими детьми.

И конечно, помощь родителей потребовалась при подготовке к конкурсу костюмов "Угадай, кто меня выдумал", проведенному во время литературной игры. Родители обсуждали вместе с детьми выбор костюма, его внешний вид, аксессуары и собственно занимались изготовлением. Дети должны были "представить" своего героя другим участникам конкурса: прочитать стихотворение о своем герое или сказать несколько слов от его имени. Остальные участники угадывали имя героя, сказку и ее автора.

 

Этот конкурс очень понравился детям. Он способствовал выявлению их артистических способностей, закрепил знание содержания прочитанных сказок. И на наш взгляд, самое главное, вызвал много положительных эмоций у участников и зрителей. Сказка "ожила", заинтересовала, стала частью внутреннего мира каждого ребенка.

Но прежде чем самим предстать в образе героев сказок, дети увидели выступление мастера художественного слова и прослушали аудио версию сказок из коллекции "Сказочник".

Это дало им представление о высокохудожественном исполнении литературных произведений, вызвало дополнительный интерес к сказкам и помогло в подготовке собственных выступлений на литературной викторине.

 

Следующим этапом в подготовке проекта стало посещение детского музея "Дом сказок Жили-были". Это единственный в мире музей, посвященный сказкам. В музее проводятся театрализованные экскурсии, во время которых дети через сказки знакомятся с культурой разных народов, обычаями и традициями, творчеством писателей и художников.

В необыкновенное путешествие дети отправились с любимыми сказочными персонажами и приняли в нем активное участие: сами перевоплотились в сказочных героев, играли, танцевали, знакомились со старинными предметами. Они увидели коллекцию музея, представленную предметами быта, костюмами, старинными куклами, картинами, книгами. Необычным для детей было то, что все эти предметы можно было не только рассматривать, но и брать в руки, использовать в ходе экскурсии. Экскурсия, представленная нашим ученикам, называлась "Новые похождения Кота в сапогах". Дети не только вспомнили сказки Ш.Перро, но и помогли коту в сапогах найти невесту для своего хозяина.

Эта экскурсия способствовала развитию интереса к чтению сказок Ш.Перро, Братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, создала мотивацию для дальнейшего изучения зарубежной художественной литературы, дала детям новые впечатления и опыт.

Следующим серьезным этапом подготовки проекта стал конкурс детских сочинений "Моя любимая сказка".

На этом этапе у детей накопилось достаточно материала, опыта и впечатлений для создания собственной литературной работы - сочинения. Эти сочинения показали, что сказки - один из любимых жанров наших детей. Надо отметить разнообразие выбора тем для сочинений, внимательное отношение к содержанию сказок, непосредственные личные впечатления от прочитанного, старательность, с которой выполнена работа. Многие сочинения дети красиво оформили, используя собственные иллюстрации и помощь родителей.

Этот конкурс способствовал развитию связной, правильной письменной речи детей, развитию внимания и мышления, памяти и творческого воображения.

Таким образом, мы подошли к новому этапу проекта - литературной игре "Волшебный свет старинной сказки". Она должна была подвести итог всей работы и систематизировать прочитанное. Поскольку игра - ведущий вид деятельности младших школьников, мы предположили, что игровая форма этого этапа позволит решить эти задачи с большей эффективностью, чем простой урок, и вызовет у детей больший интерес.

Игра проводилась по специально разработанному нами сценарию:

Ведущий:

Сегодня мы в гостях у замечательных европейских писателей. Произведения, которые они подарили нам, многие годы озаряют своим волшебным светом мир литературной сказки.

Так давайте начнем с того, что назовем авторов этих чудесных сказок в первом испытании "Узнай сказочника".

Продолжение статьи.

Список литературы.

  1. Шарль Перро "Золушка"
  2. Шарль Перро "Красная шапочка"
  3. Шарль Перро "Красавица и чудовище"
  4. Шарль Перро "Кот в сапогах"
  5. Шарль Перро "Спящая красавица"
  6. Шарль Перро "Ослиная шкура"
  7. Ганс Христиан Андерсен "Гадкий утенок"
  8. Ганс Христиан Андерсен "Русалочка"
  9. Ганс Христиан Андерсен "Новое платье короля"
  10. Ганс Христиан Андерсен "Дикие лебеди"
  11. Ганс Христиан Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
  12. Ганс Христиан Андерсен "Пастушка и трубочист"
  13. Ганс Христиан Андерсен "Снежная королева"
  14. Братья Гримм " Румпельштильцхен"
  15. Братья Гримм "Рапунцель"
  16. Братья Гримм "Храбрый портной"
  17. Братья Гримм "Принц-лягушонок"
  18. Братья Гримм "Белоснежка"
  19. Братья Гримм "Золотой гусь"
  20. Братья Гримм "Король-дроздовик"
  21. Мировая художественная культура. Л.Ю.Василевская. ИКЦ.1995.
  22. Литературное чтение и творчество. Э.Э. Кац. МИПИРО. 1995.
  23. Беседа с учителем. Н.Ф.Виноградова. "Вентана-Граф". 1998
  24. Конспекты уроков внеклассного чтения. В.И. Горовая. "Владос". 2005
  25. Литературные кроссворды. Н.Г.Сухин. "Новая школа". 1998
  26. Литературная викторина. И.Г. Сухин. "Новая школа". 1998
  27. Тематические недели в начальной школе. С.Н.Подгорная. "Март".2004