Цели урока:
- развитие речи учащихся;
- развитие умения последовательно передавать содержание текста.
- формировать умения анализировать текст, выделять главную мысль, озаглавливать части текста;
- развивать память, внимание, мышление;
- формировать умение применять правила проверки безударных гласных в корне слов;
- развитие интереса к фольклорным праздникам русского народа.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная разработка.
Рекомендация: актуально провести это изложение в конце марта, в начале апреля.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы будем писать изложение.
Тема изложения выбрана неспроста. Весной в конце
марта, в начале апреля в нашей стране принято
отмечать день птиц. Учащиеся многих школ,
особенно расположенных в сельской местности,
изготавливают и развешивают птичьи домики. И
традиция эта имеет очень давние корни, с
народного праздника «Гуканье весны».
– Кто знает, когда проходил этот праздник и в чем
он заключался? (Гуканье весны на Руси отмечали
в день весеннего равноденствия 22 марта. Накануне
праздника в каждом доме хозяйки пекли из теста
фигурки птиц. Называли их «жаворонки». Утром
«жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали
печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали
с ними на пригорки и, что есть силы, пели песни,
зазывая в гости птиц и весну.) (слайд 1)
– Как назывались такие песни? (Веснянки)
– Давайте вспомним эти песенки, их можно
прочитать на экране (слайд 1):
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Весна-красна,
На чём пришла?
На сохе, на бороне,
На кобыле вороне.
Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Прилетите, жаворонушки, к нам,
Принесите из-за моря вы нам
Весну ясную, весну красную – с сохой,
С бороной, с лошадкой вороной.
Зима нам надоела, весь хлебушек поела,
Ручки-ножки познобила, скотинушку поморила!
– Люди верили, что в этот день из теплых стран
прилетают 40 разных птиц, и первая из них –
жаворонок.
– Вот о жаворонке мы и будем писать изложение.
– Что вы знаете о жаворонке? (слайд 2) (Птица
перелетная, зимует на юге Европы. В Россию
возвращается одной из первых в конце марта,
начале апреля. Излюбленное место обитания поля и
луга. Гнездо устраивает на земле. Песня жаворонка
очень нежна и красива.)
– Послушайте песню жаворонка (слайд 2).
3. Первичное восприятие текста
– Послушайте историю, в которой говорится о том, как появились на Земле жаворонки (слайд 3).
Бродил по Земле волшебник.
Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами
каменистая. Тяжело мужику пахать. У пахаря
рубашка взмокла от соленого пота.
Поздоровался волшебник с хлеборобом.
Пригласил пахарь путника пообедать вместе.
Разделили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да
кувшин родниковой воды.
Подкрепился волшебник, стал расспрашивать
пахаря о житье-бытье.
Пожаловался тот лишь на то, что надоело
слушать, как камни о плуг грохочут.
Бросил волшебник в небо маленький камень.
Превратился камень в птичку. Защебетала в
поднебесье серая птичка. Впервые за весь день
улыбнулся пахарь.
Вопросы к тексту:
– Как появился жаворонок? (Его превратил из
камня волшебник.)
– Для чего? (Чтобы порадовать пахаря.)
– За что? (За тяжелый труд, щедрость и доброту.)
– Из чего волшебник понял, что труд пахаря тяжел? (Рубаха
пахаря взмокла от пота.)
– Почему волшебник решил помочь хлеборобу? (Пожаловался
пахарь, что надоело слушать, как камни стучат о
плуг.)
– Как вы думаете, порадовал ли волшебник пахаря?
– Как можно озаглавить текст? (Легенда о
жаворонке.) (слайд 3)
4. Словарно-орфографическая подготовка
– Кто такой хлебороб? От каких слов
образовалось это слово? Какими еще словами можно
заменить это слово в тексте? (Пахарь,
земледелец, мужик)
– В тексте дважды встречается слово земля.
Одинаково ли лексическое значение этих слов? (В
первом предложении Земля планета, в следующем
предложении земля –почва.)
– В тексте встречается много слов, написание
которых надо проверить. Давайте подберем
проверочные слова.
(Слайд 4. На экране текст с пропущенными буквами. Дети называют проверочные слова, доказывая правильность написания тех или иных букв. По щелчку мышки в словах появляются правильные буквы.)
Бр_дил по З_мле волшебник.
Видит – муж_к пашет. Земля песч_ная, м_стами
к_менистая. Т_жело мужику п_хать. У пахаря рубашка
взмокла от с_леного пота.
Поздоровался волшебник с хлеб_робом.
Пригласил пахарь путника пообедать вместе.
Разд_лили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да
кувш_н родниковой в_ды.
Подкр_пился волшебник, стал расспраш_вать
пахаря о ж_тье – бытье. Пожаловался тот лишь на
то, что надоело слушать, как камни о плу___ гр_хоч_т.
Бросил волшебник в небо маленький камень.
Превратился камень в птичку. Защ_б_тала в
подн_бесье серая птичка. Впервые за весь день
улыбнулся пахарь.
5. Составление плана
– Сколько абзацев в тексте? Давайте их озаглавим (слайд 5).
План:
1. Волшебник.
2. Мужик пашет.
3. Обед.
4. Разговор о житье-бытье.
5. Птичка в небе.
Устный тренировочный пересказ по плану.
6. Запись текста изложения
Во время написания изложения на экране остается план изложения и слова для справок, расположенные по абзацам.
Слова для справок:
1. Песчаная, каменистая, взмокла.
2. Поздоровался, хлебороб.
3. Подкрепился, стал расспрашивать, пожаловался.
4. Защебетала в поднебесье.
По усмотрению учителя можно включить на слайде 6 запись песни жаворонка.
7. Итог урока
Приложение: мультимедийная разработка.