- познакомить с названием компонентов и результата деления;
- развивать навык устного счета, решения задач на деление,
логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час.
II. Сообщение целей урока
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, космический. Мы совершим путешествие ко многим космическим станциям. Вы должны правильно считать, внимательно слушать, думать, чтобы наше путешествие прошло успешно. Займите свои места в ракете. Подготовьтесь к полету.
III. Устный счет
Слайд 2.
Игра «Молчанка»
- Называйте только ответы.
Слайд 3.
- А теперь вспомните, как называются компоненты и результат действия умножения. (Первый множитель, второй множитель, произведение.)
Слайд 4.
8 • 2=16
- Составьте по этому выражению на умножение выражения на
деление.
(Если произведение 16 разделить на первый множитель -8, то получится
второй множитель - 2.
Если произведение 16 разделить на второй множитель - 2, то получится
первый множитель - 8.)
16:8 = 2 16:2 = 8
Слайд 5.
- Аналогично разберите выражение 8 • 5 = 40.
IV. Тема урока
- Итак, полетели.
Мы летим к другим планетам.
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.
Жмется заинька к ракете:
- Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.Мышки-крошки засмеялись: -
Мы летали, не боялись.
Высота - красота,
Ни единого кота.
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться.
- Пока наш космический корабль набирает скорость и держит путь к первой космической станции, откройте свои бортовые журналы (тетради) и запишите сегодняшнюю дату.
Слайд 6.
Станция «Запоминай-ка».
- На ней мы узнаем и запомним что-то новое. Но что?
- Прочитайте выражение: 6 : 2 = 3. (6 разделить на 2,
получится 3.)
Число, которое делят (6), называется делимое,
число, на которое делят (2), называется делитель,
результат деления (3) называется частное.
- Повторим и запомним. Как называется число, которое делим? (Делимое)
- Как называется число, на которое делим? (Делитель)
- Как называется результат действия деления? (Частное.)
- Как называется само выражение? (Частное.)
- Запишите в бортовые журналы: делимое 10, делитель 2. Что
надо найти? (Частное)
- Найдем частное.
- Сколько раз по 2 содержится в 10? (5 раз.)
- Чему равно частное? (Частное равно 5.)
Слайд 7.
- Теперь держим путь на следующую космическую станцию. Но что
случилось? Ракета потеряла управление. Оказывается, наш зайчик напутал
в расчетах и потерял топливо. Нужно его собрать.
Выполним задание № 7 на с. 54.
- Чтобы быстро выполнить задание, делаем по вариантам.
Задание 1 - / вариант, задание 2 - II вариант.
Молодцы! Продолжаем полет.
V. Закрепление
Слайд 8.
- Сейчас мы отправляемся на станцию «Закрепляй-ка».
- Найдите значение выражений, называя компоненты действия деления.
- Наши мышки что-то загрустили. Давайте узнаем, что
случилось.
- Оказывается, они заскучали по своим знакомым котам. Давайте сделаем
физкультминутку.
VI. Физкультминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)
И сказали три кота:
- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
VII. Повторение
- Сейчас нам предстоит решить задачи. № 2, 3,
с. 54.
Слайд 9.
Памятка:
1)Прочитай задачу и представь себе то, о чем
говорится.
2)Запиши задачу кратко или выполни рисунок.
3)Объясни, что показывает каждое число, и повтори вопрос задачи.
4)Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нельзя, то
составь план решения.
5)Реши задачу.
- Задачи решаем по вариантам:
I вариант: № 2 (1), № 3 (1);
II вариант: № 2 (2), № 3 (2).
- Что вы заметили в решении задач № 2? (Решения
одинаковые, но находили разное.)
- А в задаче № 3 что заметили? (Решения одинаковые, но в
первой задаче узнали, сколько сантиметров в каждой половине, а во
второй сколько раз по 2 см входит в 12 см.)
- А вот и станция «Решай-ка». Здесь нас встречает Незнайка и
предлагает решить уравнение.
№ 6, с. 54.
- Что неизвестно в первом уравнении? Как находим? (В первом
уравнении неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к
значению разности прибавить вычитаемое.)
- Во втором? (Во втором уравнении неизвестно первое
слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое, нужно из значения суммы
вычесть второе слагаемое.)
VIII. Геометрический материал
Слайд 10.
- Нам навстречу движутся неопознанные объекты. Чтобы избежать
столкновения с ними, узнаем их периметры.
I вариант: | II вариант: |
IX. Итог урока
- Наше путешествие подходит к концу. Чтобы благополучно
приземлиться, разгадайте кроссворд.
Слайд 11.
- Результат действия сложения. (Сумма.)
- Название компонента действия умножения. (Множитель.)
- Фигура, полученная пересечением двух прямых. (Угол.)
- Результат действия деления. (Частное.)
- Число, полученное при умножении. (Произведение.)
- Очень плохая оценка знаний. (Единица.)
- Действие, обратное сложению. (Вычитание.)
- Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках?
(Молодцы.)
- Да, вы действительно молодцы.
- Что нового вы узнали во время нашего путешествия?
Домашнее задание: № 5, 8, с. 54.