Тема урока: «Механизм образования и свойства ковалентной связи» (базовый уровень 11 класс c применением ИКТ).
Цель урока: вспомнить из курса 8 класса механизм образования ковалентной связи, изучить донорно-акцепторный механизм и свойства ковалентной связи.
Оборудование: таблицы «Электроотрицательность химических элементов», «Типы химической связи», слайды презентации, обучающий диск со схемами и моделями молекул «Общая химия» из серии обучающих программ Кирилла и Мифодия , шаростержневые модели молекул, рабочая карточка с заданиями тестами у каждого на столе, интерактивная доска, компьютер, пульты дистанционного управления. Вопросы для контроля заранее вводятся в память компьютера с помощью программы Verdict.
ХОД УРОКА
Лекция ведется с помощью презентации «Механизм образования и свойства ковалентной связи» (Приложение). На слайде № 1 презентации Power Point тема урока.
1. Вспомнить с учащимися за счёт чего образуется связь между атомами неметаллов (см. задание 1, 2 на рабочей карточке).
2. Бывает два механизма образования ковалентной связи: (см. слайд №2)
а) обменный (на примере Н2, Cl2, HCl);
б) донорно-акцепторный механизм (на примере (NH4Cl);
3. Сразу же учащиеся записывают домашнее задание на полях: изобразить образование иона Н3О+ гидроксония из иона Н+ и молекулы воды.
4. Виды ковалентной связи (полярная и неполярная) по составу молекулы.
5. Свойства ковалентной связи:
Кратность (одинарная, полуторная, двойная,
тройная)
Энергия связи – это количество энергии,
выделяющееся при образовании химической связи
или затрачиваемое на её разрыв
Длина связи – это расстояние между ядрами атомов
в молекуле.
Энергия и длина связи между собой взаимосвязаны
(показать на слайде №3 как эти свойства
взаимосвязаны, как они влияют на прочность
молекулы).
С увеличением числа связей между атомами в
молекуле длина связи уменьшается, а её энергия
увеличивается (см. слайд № 4).
Рассмотреть в качестве закрепления материала
задание на рабочей карточке 3, 4, 5.
Насыщаемость – это способность атомов
образовывать определённое и ограниченное число
связей. Показать на примерах шаростержневых
молекул Cl2, H2O,CH4, HNO3.
Направленность (рассмотреть слайд № 5 и № 6).
Объяснить схему образования – и -связей.
Закрепить заданием 6, 7 на рабочей карточке
НЕБОЛЬШОЙ ПЕРЕРЫВ!
Можно учащимся загадать загадки, прочитать четверостишия о веществах с ковалентной связью.
Загадки
1. Начнём же список по порядку,
Поскольку первый элемент.
(он образует, кстати, воду –
весьма существенный момент).
Молекулу его представим
Удобной формулой Н2.
Многозначительно добавим
Нет в мире легче вещества!
2. N2 – молекула азота.
Известно, он бесцветный газ
Немало знаний, но давайте
Пополним всё же их запас.
3. Он всюду и везде
И в камне, в воздухе, в воде.
Он и в утренней росе,
И небес голубизне. (Кислород)
4. Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Что это за газ? (Метан)
Продолжение урока
Поляризуемость – это способность
ковалентной связи изменять свою полярность под
действием внешнего электрического поля
(особенно рассмотреть такие разные понятия как
полярность связи и поляризуемость молекулы.
Контроль по изученной теме проводится с помощью
пультов дистанционного управления. Вопросы
для закрепления даны в конце разработки урока.
Результаты сразу отображаются на экране,
делаем отчёт по каждому вопросу. Выставляю
оценки за работу на уроке.
Разбор домашнего задания (см. рабочую карточку,
работа 8А, варианты 1, 2 по «Общей химии в тестах,
задачах, упражнениях» О.С.Габриелян, § 6 учебника,
конспект в тетради.
Рабочая карточка
1. Соотнесите названия вещества и тип связи:
1) хлорид
калия; а)
ковалентная неполярная;
2)
кислород; б)
ионная;
3) магний;
в)
металлическая;
4)
тетрахлорметан;
г) ковалентная полярная.
2. Между атомами, каких элементов химическая связь будет иметь ионный характер?
а) N и O; б) Si и Cl ; в) Na и O; г) P и Br.
3. Длина связи выражается в: а) нм; б)
кг; в) дж; г) м3.
4. Где химическая свяхь наиболее прочна: Сl2
и O2
5. В какой молекуле больше прочность водородной
связи: Н2О или H2S?
6. Продолжите предложение: Связь, образованная
перекрыванием электронных облаков по линии,
соединяющей ядра атомов, называется ...
7. Зарисуйте схемы перекрывания электронных
орбиталей при образовании ?-связи.
8. Домашнее задание: Работа 8А, вариант 1, 2 «Общая химия в тестах» О.С.Габриелян.
Вопросы для закрепления (работа с пультами дистанционного управления)
Опрос проводится в течение 3 минут, 10 вопросов ценой в один балл, на ответ отводится 30 сек., вопросы заранее вводятся в память компьютера с помощью программы Verdict и проецируются на интерактивную доску:
- 9–10 баллов – оценка 5;
- 7–8 баллов – оценка 4;
- 5–6 баллов – оценка 3.
1. Связь, которая образуется за счёт общих электронных пар, называется ...
а) ионной;
б) ковалентной;
в) металлической.
2. Ковалентная связь образуется между атомами ...
а) металлов;
б) неметаллов;.
в) металла и неметалла.
3. Механизм, который образуется за счёт неподелённой электронной пары одного атома и свободной орбитали другого, называется: ...
а) донорно-акцепторный;
б) инертный;
в) каталитический.
4. В какой из молекул ковалентная связь?
а) Zn
б) СuO;
в) NH3.
5. Кратность связи в молекуле азота равна:
а) трём;
б) двум;
в) одному.
6. Длина связи наименьшая в молекуле:
а) H2S;
б) SF6;
в) SO2;
г) SO3.
7. При перекрывании электронных облаков вдоль оси, соединяющей ядра взаимодействующих атомов, образуется связь ...
а) -связь;
б) -связь;
в) Р-связь.
8. У атома азота возможное число неспаренных электронов ...
а) 1;
б) 2;
в) 3.
9. Прочность связи увеличивается в ряду:
а) H2O – H2S;
б) NH3 – PH3;
в) CS2 – CO2;
г) N2 – O2.
10 . Гибридная S-орбиталь имеет форму ...
а) шара;
б) неправильной восьмёрки;
в) правильной восьмёрки.