Механизм возникновения и свойства ковалентной связи (11-й класс, базовый уровень, с применением ИКТ)

Разделы: Химия

Класс: 11


Тема урока: «Механизм образования и свойства ковалентной связи» (базовый уровень 11 класс c  применением ИКТ).

Цель урока: вспомнить из курса 8 класса механизм образования ковалентной связи, изучить донорно-акцепторный механизм и свойства ковалентной связи.

Оборудование: таблицы  «Электроотрицательность химических элементов», «Типы химической связи», слайды презентации, обучающий диск со схемами  и моделями молекул «Общая химия» из серии обучающих программ   Кирилла и Мифодия , шаростержневые  модели молекул, рабочая карточка с заданиями тестами у каждого на столе, интерактивная доска, компьютер, пульты  дистанционного  управления. Вопросы для контроля заранее вводятся в память компьютера с помощью программы Verdict.  

ХОД УРОКА

Лекция ведется с помощью презентации «Механизм образования и свойства ковалентной связи» (Приложение). На слайде № 1 презентации Power Point тема урока.

1. Вспомнить с учащимися за счёт чего образуется связь между атомами неметаллов (см. задание 1, 2 на рабочей карточке).

2. Бывает два механизма образования ковалентной связи: (см. слайд №2)

а) обменный (на примере Н2, Cl2, HCl);
б) донорно-акцепторный механизм (на примере (NH4Cl);

3. Сразу же учащиеся записывают домашнее задание на полях: изобразить образование иона Н3О+ гидроксония из иона Н+  и молекулы воды.

4. Виды ковалентной связи (полярная и неполярная) по составу молекулы.

5. Свойства ковалентной связи:

Кратность (одинарная, полуторная, двойная, тройная)
Энергия  связи – это количество энергии, выделяющееся при образовании химической связи или затрачиваемое на её разрыв
Длина связи – это расстояние между ядрами атомов в молекуле.
Энергия и длина связи между собой взаимосвязаны (показать на слайде №3 как эти свойства взаимосвязаны, как они влияют на прочность молекулы).
С увеличением числа связей между атомами в молекуле длина связи уменьшается, а её энергия увеличивается (см. слайд № 4).
Рассмотреть в качестве закрепления материала задание на рабочей карточке 3, 4, 5.
Насыщаемость – это способность атомов образовывать определённое и ограниченное число связей. Показать на примерах  шаростержневых молекул Cl2, H2O,CH4, HNO3.
Направленность (рассмотреть слайд № 5 и № 6). Объяснить схему образования   – и -связей.
Закрепить заданием 6, 7 на рабочей карточке

НЕБОЛЬШОЙ ПЕРЕРЫВ!

Можно учащимся загадать загадки, прочитать четверостишия о веществах с ковалентной связью.

Загадки

1. Начнём же список по порядку,
Поскольку первый элемент.
(он образует, кстати,  воду –
весьма существенный момент).
Молекулу его представим
Удобной формулой Н2.
Многозначительно добавим
Нет в мире легче вещества!

2. N2 – молекула азота.
Известно, он бесцветный газ
Немало знаний, но давайте
Пополним всё же их запас.

3. Он всюду и везде
И в камне, в воздухе, в  воде.
Он и в утренней росе,
И  небес голубизне. (Кислород)

4. Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Что это за газ? (Метан)

Продолжение урока

Поляризуемость  – это способность ковалентной связи изменять свою полярность под действием внешнего электрического поля (особенно рассмотреть такие разные понятия как полярность связи и поляризуемость молекулы.
Контроль по изученной теме проводится с помощью пультов дистанционного управления.  Вопросы для закрепления даны в конце разработки урока. Результаты сразу  отображаются на экране, делаем отчёт по каждому вопросу. Выставляю оценки за работу на уроке.
Разбор домашнего задания (см. рабочую карточку, работа 8А, варианты 1, 2 по «Общей химии в тестах, задачах, упражнениях» О.С.Габриелян, § 6 учебника, конспект в тетради.

Рабочая карточка

1. Соотнесите названия вещества и тип связи:

1) хлорид калия;                  а) ковалентная неполярная;
2) кислород;                         б) ионная;
3) магний;                            в) металлическая;
4) тетрахлорметан;              г) ковалентная полярная.

2. Между атомами, каких элементов химическая связь будет иметь ионный характер?

а) N и O;         б) Si и Cl ;             в) Na и O;       г) P и Br.

3. Длина связи выражается в: а) нм;     б) кг;     в) дж;     г) м3.
4. Где химическая свяхь наиболее прочна: Сl2 и O2
5. В какой молекуле больше прочность водородной связи: Н2О или H2S?
6. Продолжите предложение: Связь, образованная перекрыванием электронных облаков по линии, соединяющей ядра атомов, называется ...
7. Зарисуйте схемы перекрывания электронных орбиталей при образовании ?-связи.

8. Домашнее задание:   Работа 8А, вариант 1, 2 «Общая химия в тестах» О.С.Габриелян.

Вопросы для закрепления (работа  с  пультами дистанционного управления)

Опрос проводится  в течение 3 минут, 10 вопросов ценой в один балл, на ответ отводится 30 сек., вопросы заранее вводятся в память компьютера с помощью программы Verdict  и проецируются на интерактивную доску:

  • 9–10 баллов – оценка 5;
  • 7–8 баллов – оценка 4;
  • 5–6 баллов – оценка 3.

1. Связь, которая  образуется за счёт общих электронных пар, называется ...

а) ионной;
б) ковалентной;
в) металлической.

2.  Ковалентная связь образуется между атомами ...

а) металлов;
б)  неметаллов;.
в)  металла и неметалла.

3. Механизм, который образуется за счёт  неподелённой электронной пары одного атома и свободной орбитали другого, называется: ...

а) донорно-акцепторный;
б) инертный;
в) каталитический.

4. В какой из молекул ковалентная связь?

а) Zn
б) СuO;
в) NH3.

5. Кратность связи в молекуле азота равна:

а) трём;
б) двум;
в)  одному.

6. Длина связи наименьшая в молекуле:

а) H2S;
б) SF6;
в) SO2;
г) SO3.

7. При перекрывании электронных облаков вдоль оси, соединяющей ядра  взаимодействующих атомов, образуется связь ...

а) img1.gif (116 bytes)-связь;
б) -связь;
в) Р-связь.

8. У атома азота возможное число неспаренных электронов ...

а) 1;
б) 2;
в) 3.

9. Прочность связи увеличивается в ряду:

а) H2O – H2S;
б) NH3 – PH3;
в) CS2 – CO2;
г) N2 – O2.

10 . Гибридная  S-орбиталь имеет форму ...

а) шара;
б) неправильной восьмёрки;
в) правильной восьмёрки.