Цель: научить учащихся выполнять сетчатый орнамент, упрощать формы растительного мира.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение пользоваться чертёжными инструментами при построении сетки для узора;
- закрепить навыки стилизованного изображения форм растительного мира;
- развивать умение делить квадрат на равные части;
- отработать навыки подбора гармоничных сочетаний цвета;
- закрепить понятие “ритм”.
Коррекционно-развивающие:
- отрабатывать приёмы работы с гуашевыми красками;
- развивать умение чередовать элементы орнамента;
- формировать устойчивое внимание;
- развивать воображение;
- развивать умение последовательно вести работу над декоративным рисунком.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость и настойчивость в работе;
- воспитывать у учащихся эмоционального отношения к изображаемому.
Оборудование:
для учителя:
- <Приложение 1>
- образцы работ с сетчатым узором
- задание на различение видов орнамента по характеру построения (ленточный, сетчатый, замкнутый).
для учащихся:
- бумага А4
- карандаш
- стёрка
- чертёжный треугольник
- гуашь
- баночка с водой
- кисти.
Ход урока
1. Подготовительная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Подготовительная часть
1. Оргмомент.
- Приветствие.
- Установление дисциплины.
- Подготовка учебных принадлежностей (бумага А4, стёрка, карандаш, чертёжный треугольник).
- Контроль наличия учебных принадлежностей, правильное размещение их на партах.
- Проверка, чтобы на рабочем месте не было ничего лишнего.
2. Вводная беседа.
Сегодня мы будем выполнять сетчатый орнамент из растительных элементов для детской ткани и усвоим понятие “стилизация”. (Прикрепить детские работы).
Во-первых, повторим, что такое орнамент. (Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. В основе орнамента лежит ритм.)
Задание: Показать пример орнамента в классе, показать ритмичное чередование элементов узора.
Повторим, как называется орнамент, построенный из растительных элементов?
СЛАЙД 2. Растительный. В растительном орнаменте в качестве мотива выступают формы растений (листья, веточки, цветы, плоды, деревья и т. д.).
А какие ещё бывают орнаменты по характеру элементов?
СЛАЙД 3. Геометрические. В
геометрическом орнаменте в качестве мотива
выступают геометрические фигуры
СЛАЙД 4. Зооморфные. В зооморфном
орнаменте в качестве мотива выступают фигуры
животных (птицы, звери, рыбы, насекомые),
СЛАЙД 5. Антропоморфные. В
антропоморфном орнаменте в качестве мотива
выступают фигуры человека.
Вопрос: Какой орнамент мы будем сегодня рисовать? (Растительный).
По характеру построения вы уже знаете ленточный и замкнутый орнамент.
СЛАЙД 6. Ленточный орнамент – это орнамент, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. (Мы выполняли в полосе).
СЛАЙД 7. Замкнутый орнамент – это орнамент, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. (Мы выполняли орнаменты в круге, квадрате).
СЛАЙД 8. Сегодня вы познакомитесь ещё с одним видом орнамента – сетчатым.
Он употребляется для украшения тканей, обоев.
Такой узор имеет бесконечный рисунок, его можно продолжать в любом направлении, он заполняет поверхность сплошным узором.
СЛАЙД 9. Сетчатым его называют потому, что он строится при помощи сетки. Сетка состоит из ячеек.
Вопрос: Какой формы может быть ячейка в сетке сетчатого узора? (Квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник).
Наиболее простое расположение элементов орнамента – в квадратной сетке.
СЛАЙД 10. Декоративные мотивы, из которых состоит узор, обязательно повторяются через определённые промежутки. Способы повторения элементов различны. Изображения могут располагаться в каждой ячейке или в шахматном порядке.
Основная часть
1. Анализ сетчатых узоров.
Анализ проводит ученик, отвечая на вопросы учителя.
- Вид орнамента. (Сетчатый, растительный).
- Где могут применяться данные орнаменты? (Детская ткань).
- В какой форме узор изображён? (Квадрат).
- Какие растительные элементы используются в орнаменте? (Литья, цветы, веточки, плоды, деревья, грибы).
- Ритмичное чередование элементов. (Шахматное).
- Сколько цветов используется в орнаменте? (3).
2. Определение последовательности выполнения рисунка.
2.1. Учитель объясняет и показывает порядок выполнения рисунка. СЛАЙДЫ 11 – 18 .
Этапы работы (с указаниями):
- С помощью чертёжного треугольника рисуем
квадрат.
Указание: размер квадрата 15 Х 15 см. - Найти середины сторон квадрата.
- Середины сторон квадрата соединяются прямыми линиями слева направо и сверху вниз, таким образом, квадрат делится на 4 меньших квадрата.
- Каждый из получившихся четырёх квадратов ещё разделить на 4 равные части.
- Составить декоративный мотив из растительных
элементов.
Указание: рисунок декоративных элементов делается упрощённо, нужно сосредоточить внимание главным образом на красоте и выразительности их контура. Растительные формы нужно упростить по форме и изменить по цвету.
- Придумать расположение и чередование
декоративного мотива в клетках и разместить
элементы в сетке.
Указание: рисуя растительные элементы, следить за их чередованием. Рисуя одинаковые части, необходимо следить за точностью их размеров. - Перед раскрашиванием стереть все линии построения.
- Раскрасит рисунок.
Указание: при составлении узоров нельзя допускать пестроты цвета – употреблять не более 3 – 4 красок, соблюдать цветовой ритм.
2.2. Ученик повторяет этапы работы.
3. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
Работа учащихся ведётся в соответствии с этапами работы.
На 25 – 30 мин. – физкультурная пауза.
За 5 минут до конца работы предупредить детей о том, что следует заканчивать работу.
После объявления об окончании работы дети должны её прекратить.
Заключительная часть
1. Подведение итогов урока.
Задание на различение видов орнамента по характеру построения (сетчатый, ленточный, замкнутый).
- Анализ деятельности учащихся на уроке.
- Анализ детских работ.
- Оценку дают ученики, но критерии задаёт учитель.
Критерии оценки:
- Как ровно разделён квадрат на части?
- Как нарисованы элементы узора (чистота, аккуратность)?
- Цветовые сочетания.
- Творчество.
Разъяснить достоинства и недостатки, объяснить причину недостатков.
2. Задание на дом.
Доработать орнамент дома или придумать и выполнить сетчатый орнамент в любом материале (гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры).
3. Окончание урока.
Уборка рабочего места.