Урок-игра "Обожаемый солдатами, прославляемый народом"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • показать выдающийся вклад А.В. Суворова в отечественную и мировую историю;
  • повторить, закрепить и обобщить знания учащихся о великом русском полководце А.В. Суворове и его служении Отечеству;
  • на примере боевого и жизненного пути А.В. Суворова, способствовать воспитанию чувства ответственности, гражданственности и патриотизма;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Тип урока:

  • по классификации С.А. Ежовой – урок применения знаний и формирования умений и навыков;
  • по классификации А.А. Вагина – урок применения знаний;
  • по классификации П.В. Горы – повторительно-обобщающий урок.

Оборудование урока:

  • наглядные пособия: парадный портрет А.В. Суворова (портрет неизвестного художника середины ХIХ века);
  • аудиозапись “Гром победы раздавайся” (муз. О. А. Козловского, на сл. Г.Р. Державина);
  • карты: Российская империя во второй половине ХVIII в. (Европейская часть), Итальянский и Швейцарский походы русской армии в 1799 году;
  • выставка книг “Военное искусство ХVIII века”;
  • выставка портретов русских военачальников: П.А. Румянцев-Задунайский, Г.А. Потемкин-Таврический, А.В.Суворов, М.И. Кутузов, М.И. Платов, П.И. Багратион, М.А. Милорадович;
  • выставка фотографий памятников А.В. Суворову;
  • фрагменты художественных фильмов: “Александр Невский”, авторы сценария П.А. Павленко, С.М. Эйзенштейн; “Александр Великий”, режиссер и автор сценария Р. Россен.
  • дидактический материал: карточки с заданиями;
  • грамоты для награждения команд.

Форма проведения урока: дидактическая игра.

Этапы дидактической игры:

  1. Творческая разминка.
  2. Конкурс “Узнай имя героя”.
  3. Конкурс “Кому принадлежат эти слова?”.
  4. Конкурс капитанов команд “Солдат любит ясно”.
  5. Конкурс “Знаешь ли ты ?”.
  6. Конкурс “Кто это?”.
  7. Конкурс “Что Вы знаете о великом русском полководце?”

Ход дидактической игры

Вступительное слово учителя, объяснение правил игры.

В игре принимают участие учащиеся 7 класса, которые разделены на 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

Классная доска делится на две части – для каждой команды своя часть. Ответы на вопросы необходимо писать на своей стороне классной доски.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы “А.В. Суворов – великий русский полководец”.

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри дидактической игры:

  • администрация школы;
  • родители учеников;
  • учащиеся старших классов.

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Этапы дидактической игры

Звучит героико-патриотический полонез “Гром победы раздавайся” (муз. О. А. Козловского, на сл. Г.Р. Державина).

1. Творческая разминка.

Команды должны ответить на вопрос: “В каком веке родился, жил и служил наш легендарный герой”? (ХVIII век).

Известно, что наш герой принадлежал к поколению, входившему в жизнь на волне петровских преобразований. Он прожил долгую жизнь при трёх императрицах: Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Екатерине II и трех императорах: Иоанне Антоновиче, Петре III, Павле I. Военная карьера нашего героя во многом необычна. Девять лет он тянул солдатскую лямку (другие дворянские отпрыски приходили на военную службу только после получения офицерского звания), после чего стал офицером. Он получил звание генерала лишь в сорок лет, а в конце жизни был удостоен самого высокого воинского звания. Неспешное и последовательное прохождение им ступеней служебной лестницы сочеталось со стремительным развитием его военных успехов [1].

2. Конкурс “Узнай имя героя”.

Посмотрите небольшие фрагменты художественных фильмов и ответьте на вопрос: “Как звали главного героя фильма, полководца, который является тёзкой нашего героя?”. (Александр).

Задание команде А:

Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”, авторы сценария П.А. Павленко, С.М. Эйзенштейн.

Задание команде Б:

Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Великий”, режиссер и автор сценария Р. Россен.

3. Конкурс “Кому принадлежат эти слова?”.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: “Кому принадлежат эти слова?”

Задание команде А:

В русско-турецкую войну наш герой служил под командованием Румянцева-Задунайского. С небольшим отрядом он осадил крепость Туртукай. Зная, что сил для взятия крепости недостаточно, Румянцев приказал ему отступить. Но наш герой ночью повел своих солдат на штурм и взял неприятельскую крепость. Румянцеву он сообщил об этом стихами:

Слава Богу! Слава Вам!

Туртукай взят, и я там!

Румянцев направил этот рапорт императрице и сообщил, что хочет наказать нашего героя за невыполнение приказа главнокомандующего. Императрица написала на рапорте: “Победителя не судят” – и наградила ослушника орденом Святого Георгия.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: “Кому принадлежат слова: “Победителя не судят”?”. (Императрице Екатерине II)

Задание команде Б:

Для окончательного изгнания турок с северных берегов Черного моря нужно было взять крепость Измаил. Крепость защищала сорокатысячная армия турецких янычар. Укрепления Измаила считались неприступными. Главнокомандующий русскими войсками в эту войну князь Потемкин поручил штурм Измаила нашему герою. А он приказал построить такие же, как в Измаиле, укрепления и на них обучил своих солдат всему, что нужно делать во время штурма. Накануне боя наш герой отправил турецкому генералу, коменданту Измаила ультиматум с требованием сдать крепость. Но в ответ русские получили гордое заявление: “Скорее Дунай потечёт вспять, и небо упадёт на землю, чем Измаил спустит знамёна”.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: “Кому принадлежат слова: “Скорее Дунай потечёт вспять…”?”.(Турецкому генералу, коменданту крепости Измаил, Мехмету Эмину)

4. Конкурс капитанов команд “Солдат любит ясно”.

4.1. Капитаны получают конверты с заданиями. Если капитан затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к своей команде.

Задание капитану команды А:

Наш герой написал книгу “Наука побеждать”, которая легко заучивалась наизусть. Её знали и повторяли десятки тысяч солдат и офицеров. В ней он изложил “три воинских искусства”. Назовите и охарактеризуйте их.

(“Глазомер – как в лагере стать, где атаковать, гнать и бить.
Быстрота – неприятель нас не чает, считает за сто верст… вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова…
Натиск – нога ногу подкрепляет, рука руку усиливает. В двух шеренгах сила, в трёх - полторы силы; передняя рвёт, вторая валит, третья довершает” [3]).

Задание капитану команды Б:

29 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден имени нашего героя трёх степеней. Назовите, кого награждали орденом первой степени, орденом второй степени, орденом третьей степени.

(Первой степени – награждались командующие фронтами и армиями;
Второй степени – командиры корпусов, дивизий, бригад;
Третьей степени – командиры полков, батальонов, рот).

4.2. Отвечает капитан команды А, если не знает, ход переходит капитану команды Б.

Всю свою жизнь наш герой отличался любовью к родному языку, щедро рассыпая в письмах и даже казенных бумагах пословицы и поговорки. Назовите их.

(“Тяжело в ученье – легко в бою”.
“Пот кровь бережет”.
“Пуля – дура, штык – молодец!”
“Всякий воин должен понимать свой маневр”.
“Дисциплина – мать победы”.
“За ученого трех неученых дают”.
“Кто напуган – наполовину побит”.
“Сам погибай – товарища выручай”.
“Скорость нужна, а поспешность вредна”.
“Стреляй редко, да метко” [3]).

5. Конкурс “Знаешь ли ты?”.

Памятники нашему герою стоят в Москве и Санкт-Петербурге, в Новой Ладоге, Боровичах, Калининграде, Кончанском, Севастополе, Симферополе, Херсоне, Очакове, Измаиле, Тульчине, Ставрополе, Тирасполе, Кобрине, на Кинбурнской косе, на Рымникском поле в Румынии, в Швейцарии. Он изображен среди самых выдающихся деятелей родины на памятнике “Тысячелетия России” в Новгороде.

Где находится памятник нашему герою?

Задание команде А:

Статуя нашего героя, созданная скульптором М.И. Козловским, изображает полководца в виде Марса, бога войны. Она была отлита при жизни нашего героя. Случай беспримерный для лица, не принадлежащего к императорской фамилии. Памятник был открыт год спустя после смерти великого сына России.

(В Санкт-Петербурге).

Задание команде Б:

Эта страна помнит русского полководца и его “чудо-богатырей”. В июне 1999 года в торжественной обстановке был открыт памятник нашему герою, созданный скульптором Д.Н. Тугариновым. Проводник ведет по горной тропе лошадь воина-подвижника. Сами собой вспоминаются строки Державинского “Снегиря”:

“Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов,
С гордостью Россиян все побеждать?”

(Швейцария, перевал Сен-Готард).

6. Конкурс “Кто это?” [2].

Общее задание командам А и Б:

Найдите фамилию великого русского полководца, который носил высший воинский чин – звание генералиссимуса – нашего легендарного героя (по вертикали) – (Суворов).

По горизонтали впишите фамилии генералиссимусов различных стран мира:

  1. Верховный главнокомандующий в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Звание генералиссимуса Советского Союза ему присвоено 27 июня 1945 г. – (Сталин).
  2. Знаменитый генерал (1847–1917), прозванный за свои военные таланты “сербским Мольтке”. При объявлении войны Турции (1912) он был назначен главнокомандующим. Сербская армия под его руководством прославилась блестящими победами. – (Цутник).
  3. Баварский фельдмаршал (1767–1838) ставший генералиссимусом в 1882 г. Принимал участие в походе 1812 г. на Россию. Ему поставлен памятник в мавзолее полководцев в Мюнхене. – (Вреде).
  4. Национальный герой Мексики (1765–1815). Конгресс назначил его генералиссимусом в 1813 г. и принял декларацию о независимости Мексики от Испании. Попал к испанцам в плен и был расстрелян. – (Морелос).
  5. Эту фамилию носил герцог, кардинал (1585–1642), бывший по существу правителем Франции; стал генералиссимусом в 1629 г. – (Ришелье).
  6. Маршал Франции, генералиссимус Бранденбургских и Английских войск (1615–1690), знаменитый генерал французской, португальской, нидерландской, бранденбургской и английской службы. Во время Тридцатилетней войны (1618–1648) сражался в войсках Бернгарда Веймарского и под французскими знамёнами. Став герцогом и пэром Англии, генералиссимусом, он был смертельно ранен в рукопашной схватке, сражаясь против изгнанного короля Якова II. – (Шомберг).
  7. Французский армейский генерал (1867–1965), участник двух мировых войн. Во время Второй мировой войны в мае 1940 г. заменил на посту главнокомандующего генерала М. Гамедена. – (Вейган).

7. Конкурс “Что Вы знаете о великом русском полководце?”.

Общее задание командам А и Б:

Пришло время назвать имя и фамилию нашего героя. И на выставке портретов русских военачальников выбрать его образ.

Расскажите, что вы знаете о великом русском полководце А.В. Суворове (Рассказы, были, стихи, песни, анекдоты).

(Отвечают по очереди все участники игры).

Жюри подводит итоги дидактической игры.

Команда победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.

Наиболее отличившимся участникам команд выставляются оценки.

Итог урока:

Уже при жизни наш герой – А.В. Суворов, стал живой легендой. Он не только затмил всех полководцев ХVIII века, но и оказал значительное влияние на развитие военного искусства ХIХ – ХХI вв. Генералиссимус А.В. Суворов участвовал почти в шестидесяти боях и ни один из не проиграл. В качестве военных трофеев он взял у противника 609 знамен, 2670 пушек, 107 судов и 50 тысяч пленных. Но не только блистательными победами прославил себя А.В. Суворов. Он стал образцом гуманного отношения к своим солдатам, да и к противнику. Военный деятель и историк ХIХ в. Д.А. Милютин дал точную характеристику А.В. Суворову: “Суворов по природе был, можно сказать, типом Русского человека: в нем выразились самыми яркими красками все отличительные свойства нашей национальности… Обожаемый солдатами, прославляемый народом, Суворов имел и фанатичных поклонников, и строгих судей, и непримиримых врагов…”.

Суворов велик и вечен, как и страна его породившая, как и русский народ!

При проведении этого урока мы постарались осмыслить деятельность А.В. Суворова, как великого полководца и человека умеющего подчинить свою жизнь служению обществу, ибо главное свое призвание – служить отечеству – он исполнил так, что стал примером для потомков.

Деловая игра показала не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Многие задания были проблемными, носили творческий характер, но, проявив смекалку, Вы справились с ними.

Звучит героико-патриотический полонез “Гром победы раздавайся” (муз. О. А. Козловского, на сл. Г.Р. Державина).

Список литературы:

  1. Лебедев Б.Б., Козлов В.В. Суворов В Москве / Под ред. С.И. Козленко. – М.: Издательский центр “Москвоведение”; АО “Московские учебники и Картолитография”, 1999.
  2. Романов А.С. Головоломка “Генералиссимусы” / Научно-методическая газета “История”, №15 (807), 1-15 августа 2006.
  3. Суворов А.В. Наука побеждать. – М.: Воениздат, 1987.