Творчество учителя - основная составляющая эффективного преподавания предмета в школе
Актуальная школьная проблема сегодня – снижение мотивации учения. Учиться порою сложно и неинтересно. Трудности идут как по линии “не могу”, так и по линии “не хочу”, так и по линии несоответствия нашей системы обучения требованиям современности. Именно поэтому, мы сегодня говорим о новых Проектах образования, в основе которых лежит не знаниевый, а деятельностный подход.
Как решить эту проблему, как научить всех учеников, преодолевая сложность предмета, как развить их индивидуальные способности, привить интерес к предмету и сохранить при этом их здоровье?
Учитель, прежде всего, должен знать с кем он работает, т.е. возможности, способности детей на данный период, круг их интересов и кто их родители, обязательно, периодически встречаясь и разговаривая с последними. Старая истина жива: “Учитель учит, ученик учится, родители помогают”.
Основная задача педагога - это развить в ученике способность самостоятельно “брать знания”, когда ученик не останавливается на том, что есть, а продолжает своё образование. Таким образом, учителю отводится роль организатора процесса обучения детей – учеников нужно обучить способам получения знаний, приобщить их к методам научного познания, включить в самостоятельную поисковую деятельность.
Ведущей формой обучения был и остаётся урок. Уроки бывают разные, в зависимости от того, как режиссирует свой урок учитель. Множество микропедагогических ситуаций возникает здесь - противоречий, конфликтов, проблем. И каждая из этих ситуаций требует своего непременного решения. Сейчас и сию минуту. Вот почему каждый урок – это личное творение педагога, которое увидеть дважды невозможно.
И каждому взглянуть на землю хочется
Увидеть вновь по- новому её.
Ведь каждый взгляд на вещи – это Творчество,
А творчество у каждого своё.
Главная идея в том, чтобы педагог в своём творчестве на уроке не был одинок, а опирался на творчество и достижения своих учеников, поднимая их, тем самым, на новую ступень развития.
Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности. Учитель ведёт урок, опираясь на ЗУН и Деятельность учеников, выполняя действия корректировки и расширения Зоны Познания и Развития детей. Ученики же используют свои ЗУН в новой Деятельности, предложенной учителем, соотносят их с возможностью практического применения, стараются войти в новую Зону Развития вслед за учителем, который вновь использует результаты деятельности учеников для дальнейшей их работы.
Используя творческую деятельность ученика, мы можем поднять его мотивацию учения на более высокий уровень. Проследим этот процесс.
Ученик:
- Обратил внимание на изучаемый материал (проявил интерес)
- Заинтересовался (проявил произвольный интерес)
- Приступил к действию (попробовал себя в деятельности)
- Получил результат (он должен быть положительным!)
- Приобрёл знания (на своём уровне)
- Применил этот результат (свои знания) в своей деятельности (процесс пошёл)
- Представил результаты своей деятельности для работы всего класса
- Работа в классе (закрепил знания)
- Выполнил новое задание (применил знания в новой ситуации)
Учитель:
- Опирается на личные интересы учеников
- Использует межпредметные связи
- Увязывает преподавание предмета с жизнью
- Индивидуализирует процесс обучения
- Осуществляет личностную ориентацию
- Вносит новизну в преподавание предмета.
И как следствие вышесказанного мы решаем поставленную задачу повышения мотивации изучения предмета, формируем интерес к предмету, ориентируемся на личность ученика, развивая его, решаем задачи обучения и воспитания на уроке и возникающие противоречия.
Творческие работы учеников при изучении математики.
Вид работы учеников | Возможные темы | Класс |
1.Сочинения, Сказки по математике. 2.Карточки для устной работы
3. Кроссворды. 4. Интересные задачи
4. Составление тренажёров для устной и самостоятельной работы. 5. Задания для самостоятельной работы товарища. 6. Составление кратких конспектов устных ответов. 7. Рецензирование работ товарища. 8. Наглядная интерпретация. Модели фигур, развёртки. Графики.
Презентации. Рефераты. 10. Составление опор и памяток. 11. Составление деформированного текста 12. Издание книг, брошюр Составление тестов. Составление программированного опросника. |
1. “Математика в профессии моих
родителей”, Правдивые и неправдивые истории из цикла “Математика вокруг нас” . 2.Натуральные числа. Десятичные, обыкновенные дроби. Формулы СУ, рациональные дроби, одночлены, многочлены. Операции с натуральными, дробными числами, решение уравнений. Дифференцирование, интегрирование По изучаемым темам геометрии 3. По изучаемым темам. 4. По изучаемым темам. (задачи на движение, на проценты, на вычисление площадей и объёмов)
6. Теоретический материал по алгебре и геометрии, при подготовке к зачётам, экзаменам.
8. По изучаемым темам. Рисунки, таблицы, чертежи, схемы Построение графиков изучаемых функций. Изучаемые формулы. Таблицы значений тригонометрических функций, производных, первообразных и др. Треугольники, четырёхугольники, круг, куб, прямоугольный параллелепипед. Плоские и пространственные фигуры. 9. 1) из истории изучаемых вопросов, 10. Для подготовки к к.работам, зачётам и экзаменам 11. По изучаемым темам при повторении, закреплении, контроле 12. Коллективные и индивидуальные работы. |
5-6 7-9 5-6 7-9
10-11 5-11 5-11
8-11
7-11 7-11 5-6 7-11
7-11 9-11
|
Важно отметить, что творческая деятельность ученика должна всегда носить поощрительный характер. Ребёнок должен получать удовольствие от своего труда. Это первое. И второе, обязательное использование продукта деятельности учеников на уроках и во внеурочное время. Если в классе 27-30 человек, составлено 30 кроссвордов или 30 тестов, 30 вариантов контрольных работ по теме – они должны быть доступны всем ученикам. Кроссворды оформляются в книжку, варианты тестов и контрольных работ просматриваются, проверяются, прорешиваются не один раз. Все эти работы носят авторский характер, так что все недостатки и недоработки каждого будут на лицо. Но! Автор задания проверяет работу того, кто её решает. Они между собой выясняют и корректность задания, и верность решения, и часто в споре приходят к истине. Учитель приходит на помощь лишь тогда, когда она нужна ученикам.
Если оформляется стенд – то не только лучшие работы, а работы всех учеников, если составляем сборник задач, туда помещаются задачи, взятые, откуда - то или составленные самими учениками, но каждого. А на уроке: “Катя решает задачу Миши, Света решает задачу Марины из нашего сборника”,- Миша и Марина будут включены в урок, как его соавторы, и будут чувствовать свою сопричастность к нему, даже если, им больше внимания учитель на уроке не уделит.
А написанная всем классом книжка и полученная каждым в свою личную библиотеку, даёт возможность не просто разбудить интерес учеников, а в полной мере проявиться их творчеству и запомнить необходимый материал прочно и легко. Это можно рассматривать как средство общения между учениками. Это и КТД, и форма поощрения. А, главное, такая работа формирует логическое, критическое, вариативное мышление. Сегодня созданная собственная книжка является интересным источником знаний, результатом своего труда, а завтра она станет для учеников доброй памятью о прекрасных школьных годах, о друзьях-одноклассниках, и ценность её для детей станет гораздо выше.
Эффективность творческого подхода в преподавании.
Под углом зрения “Сотворчество ученика и учителя на уроке”, рассмотрим эффективные составляющие учения и обучения
1. Ученик – учитель
- Есть вопрос ученика + ответ учителя = повторение пройденного и изучение нового.
- Задачи, предложенные учениками с опорой на их интерес = развитие учеников.
- Само и взаимооценка учеников + позитив со стороны учителя = развитие критичности и желание работать.
- Мониторинг успешности ученика + личностный подход в преподавании = выход учеников на творческий уровень.
- Результаты деятельности ученика для работы всего класса + опора на действительность = мотивированность учения. (Приложение №1)
2. Учитель – ученик
- Алгоритм построения уроков математики + эффект новизны +
- Позитив для каждого ученика + свобода выбора заданий +
- Поощрение креатива = Интерес, мотивация, деятельность, знания!
Оценка деятельности ученика.
Несмотря на то, что дифференцированная оценка знаний и деятельности ученика остаётся, большое значение имеет и недифференцированное оценивание со стороны учителя.
- Одобрение. Любая деятельность ученика по предмету должна быть одобрена. “Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом!” (А. Франс)
- Удивление. Удивление по поводу качества, сложности или креативности выполнения задания.
- Восхищение.
- Применение. Пусть не сегодня, а завтра или послезавтра, но творческое задание, выполненное учениками, необходимо применить, использовать на каком-нибудь этапе урока или во внеурочной деятельности.
- Ссылка. Ссылка на удачное решение подобной задачи учеником. Мы называем имя, и учащиеся вспоминают, что подобное уже, действительно было, у них возникают ассоциации, позволяющие справиться с новым заданием. А тот ученик, о котором говорят, чувствует свою сопричастность к происходящему на уроке и, вновь, оценку своей деятельности.
- Упоминание. Даже простое упоминание об ученике на уроке играет свою психологическую роль. О нём помнят, он здесь, вместе со всеми. Он выполнил хорошую работу, о которой вновь упоминают.
- Демонстрация. Показ, рассказ, выставка достижений учеников учителем или самого ученика , по просьбе учителя, - это показ своего опыта, результатов своего труда- достаточно высокая оценка для ребёнка.
- Доверие
- Похвала
- Обращение за помощью и советом. Оказать доверие, похвалить, обратиться за помощью, советом к ученику – выразить ему своё положительное отношение, своё уважение к нему и его деятельности.
Ответ на вопрос: “Как сделать урок математики более эффективным?”
Важнейшие условия эффективности урока – это когда на уроке присутствуют:
- Познавательный интерес учащихся к предмету.
- Активность учащихся.
- Разнообразные формы учебной деятельности.
- Использование навыков компьютерной грамотности
- Мотивация учения.
- Практическое применение знаний.
- Опора на имеющиеся знания. учеников
- Оптимизация сложности заданий.
- Контроль знаний учащихся.
- Эмоциональность в обучении.
- Проблемность обучения.
- Забота о здоровье учеников.
Урок математики можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход в будущее, на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным.
Библиографический список.
1. В.Г.Коваленко. Дидактические игры на уроках математики,-М, Просвешение,1990.
2. Кузнецова Л.В., Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы, -М ,- Дрофа, 2004.
3. Кульневич С.В. Современный урок,- издательство “Учитель”,2004.
4. Кульневич С.В. Анализ современного урока,- Ростов,- издательство “Учитель”.2004.
5. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге,- М.,-1989.
6. Манвелов С.Г. Основы творческой разработки урока,1998.
7. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения,-Киров,-ВГПУ, 1997.
8. Селевко Т.В. Современные образовательные технологии,-Народное образование,-1998.
9. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе,- М.,-Просвещение, 1988.
10. Щукина Г.И. Педагогическме проблемы формирования познавательного интереса учащихся. – М.,- Просвещение,1988.