Урок русского языка в 9-м классе на тему "Осмыслению своего «Я» надо учиться"

Разделы: Русский язык


Цель урока: подготовка девятиклассников к ЕМЭ по русскому языку.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, индивидуальные карточки, тексты.

1. Работа по карточкам.

1) Синтаксический разбор предложения.

Оптимизм – это и уверенность в собственных силах, и психологическая настройка на то, что задуманное непременно удастся.

- Кого мы называем оптимистом?

2) Расставить ударения в словах.

Включим, договор, иконопись, красивее, обеспечение, завидно, туфля, откупорить, избаловать, сливовый.

2. Разминка с классом.

1) Дать определение:

эпитета;
олицетворения;
метафоры;
перифраза;
анафоры;
оксюморона;
антитезы;
умолчания;

2) Назовите фигуры, тропы:

а) не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза; (анафора)
б) заря жизни, стрелка часов; (метафора)
в) ветки черешен смотрят мне в окно; (олицетворение)
г) тучи черные, мертвая тишина; (эпитет)
д) утро года – весна. (перифраз)

3) Укажите ошибку в образовании формы слова; выберите из двух словосочетаний верное:

а) замечательные лекторы;
б) килограмм помидор.

4) Значение какого слова определено неверно:

Приоритет — первенствующее положение.

Фурор — неуспех, полная неудача.

5) Выпишите под буквами слова (высвечиваются на экране), в которых были допущены ошибки:

а) мировозрение;
б) коридор;
в) драмма.

3. Выполните тест (высвечивается на экране):

Вставить пропущенные буквы, найти “третье лишнее”:

а) прив…легированный, амф…театр, в…теран;
б) электр…фикация, аккомпан…мент, в…негрет;
в) капюш…н, холщ…вый, беч…вка;
г) кашн…, …гоист, ц…ль.

Задания по тесту:

— записать в транскрипции слово “ветеран”;
— назвать количество букв и звуков в слове “электрификация”;
— когда буквы е, ё, ю, я дают два звука?
— морфемный разбор слова “бечёвка”;
— составить кластер со словом “цель”.

4. Ответьте устно на вопросы:

— Кто ты?
— Зачем ты?
— Для чего живешь?
— Так ли живешь?
— Верно ли поступил сегодня?
— Что будешь делать завтра?
— Назови три своих “я”?

5. Прослушайте текст и передайте его сжато (тремя предложениями).

Текст из сочинения ученицы.

— Я ненавижу себя за то, что являюсь “средненькой” и иногда не хочу жить.

Если быть честной, нет во мне ничего такого, чем можно было бы гордиться. Человек со средними знаниями, во всем разбирающийся поверхностно, а по многим предметам и того хуже. Как я завидую людям одержимым, с твердым характером, умеющим добиваться и бороться.

Что греха таить, недобросовестно учимся в школе, на “3”. Если раньше мечтали стать героями, космонавтами, артистами, то теперь мои сверстницы хотят быть кто парикмахером, кто танцовщицей в ночном баре, а кто продавцом косметики.

Во всяком случае будешь обеспечен, не надрываясь.

У большинства из нас нет великой цели. Мы не понимаем, зачем мы в этом мире. Отсюда сознательный выбор усредненного стиля жизни и линии поведения.

а) Тип этого текста?
б) О чем он? Как его поняли?
в) Обозначьте проблему, поднятую в этом тексте.

6. Прослушайте текст еще раз. Запишите 5-6 ключевых слов, которые вам помогут передать текст.

Задание:

1-ый вариант

Передать содержание текста тремя предложениями.

2-ой вариант

Ответить на вопрос: Что означает выражение: “Средненький человек”

/Заслушивание ответов учащихся/

Обобщающее слово учителя.

7. Работа с текстом (по высказываниям Макаренко, Сухомлинского, Лихачева).

(Текст на экране)

1. А.С. Макаренко говорил:

— Я живу потому, что люблю дни и ночи, люблю борьбу, и мне нравится смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной, а не уходит в свою скорлупу.

2. Самое главное — надо видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня.

3. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, воровстве или мошенничестве, а другой находит более сложные и богатые прелести — в учебе, в работе, в красоте, в борьбе, в стремлении превозмочь себя и идти вперед.

4. Смысл жизни — жизненные принципы, осмысления своего “я”.

5. Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.

6. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Задания по тексту:

а) озаглавьте текст;
б) определите стиль.

8. Задания по тексту:

1) Сравните прочитанный и прослушанный тексты. Назовите приемы построения текстов:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) ирония.

2) В каком предложении прочитанного текста употреблен антоним?

а) №1;
б) №3;
в) №4.

3) Какое значение имеет слово “принципы” в предложении №4?

(Ответ: убеждения, взгляд на вещи, главная особенность).

4) Какие средства выразительности не использованы в предложении №1?

а) фразеологизмы;
б) анафора;
в) антонимы;
г) эпитеты.

5) Среди предложений 5-6 найдите СПП с придаточным времени. (Ответ: №5)

6) Из предложения №5 выпишите словосочетание со связью примыкание.(Ответ: интуитивно выбирает).

7) Сравните прослушанный и прочитанный тексты, выскажите свое мнение.

Слово учителя:

— И все-таки, хотя тексты разные, посмотрите на тему урока, как она называется.
— Проходит эта мысль в обоих текстах?

Запишите, что означает выражение: “Собственное “я””. (Прослушивание ответов)

— У Частиковой есть стихотворение, строки из которого прочту:

Что ты хочешь? Ответь!-
Жизнь спросила меня.-
Или что-то иметь?
Или что-то понять?
Нет, я злато менять
Не желаю на медь:
Мне важнее понять,
А не что-то иметь.

— Я тоже хочу, ребята, чтобы вы прежде всего поняли, кто вы, для чего вы — тогда вы будете и иметь!

Многие после 9-ого класса уйдут из школы, и те, кто останутся и пойдут в 10-ый класс, знайте, что жизнь прекрасна, что жить надо со смыслом, а не выбирать усредненную дорогу, потому что деваться некуда.

Верьте! Вы все сможете, если захотите! А учителя будут помогать вам.

9. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Литература:

Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. Книга для учителя. — Москва “Просвещение” 1987.