Цель урока: подготовка девятиклассников к ЕМЭ по русскому языку.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, индивидуальные карточки, тексты.
1. Работа по карточкам.
1) Синтаксический разбор предложения.
Оптимизм – это и уверенность в собственных силах, и психологическая настройка на то, что задуманное непременно удастся.
- Кого мы называем оптимистом?
2) Расставить ударения в словах.
Включим, договор, иконопись, красивее, обеспечение, завидно, туфля, откупорить, избаловать, сливовый.
2. Разминка с классом.
1) Дать определение:
эпитета;
олицетворения;
метафоры;
перифраза;
анафоры;
оксюморона;
антитезы;
умолчания;
2) Назовите фигуры, тропы:
а) не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза;
(анафора)
б) заря жизни, стрелка часов; (метафора)
в) ветки черешен смотрят мне в окно; (олицетворение)
г) тучи черные, мертвая тишина; (эпитет)
д) утро года – весна. (перифраз)
3) Укажите ошибку в образовании формы слова; выберите из двух словосочетаний верное:
а) замечательные лекторы;
б) килограмм помидор.
4) Значение какого слова определено неверно:
Приоритет — первенствующее положение.
Фурор — неуспех, полная неудача.
5) Выпишите под буквами слова (высвечиваются на экране), в которых были допущены ошибки:
а) мировозрение;
б) коридор;
в) драмма.
3. Выполните тест (высвечивается на экране):
Вставить пропущенные буквы, найти “третье лишнее”:
а) прив…легированный, амф…театр, в…теран;
б) электр…фикация, аккомпан…мент, в…негрет;
в) капюш…н, холщ…вый, беч…вка;
г) кашн…, …гоист, ц…ль.
Задания по тесту:
— записать в транскрипции слово “ветеран”;
— назвать количество букв и звуков в слове
“электрификация”;
— когда буквы е, ё, ю, я дают два звука?
— морфемный разбор слова “бечёвка”;
— составить кластер со словом “цель”.
4. Ответьте устно на вопросы:
— Кто ты?
— Зачем ты?
— Для чего живешь?
— Так ли живешь?
— Верно ли поступил сегодня?
— Что будешь делать завтра?
— Назови три своих “я”?
5. Прослушайте текст и передайте его сжато (тремя предложениями).
Текст из сочинения ученицы.
— Я ненавижу себя за то, что являюсь “средненькой” и иногда не хочу жить.
Если быть честной, нет во мне ничего такого, чем можно было бы гордиться. Человек со средними знаниями, во всем разбирающийся поверхностно, а по многим предметам и того хуже. Как я завидую людям одержимым, с твердым характером, умеющим добиваться и бороться.
Что греха таить, недобросовестно учимся в школе, на “3”. Если раньше мечтали стать героями, космонавтами, артистами, то теперь мои сверстницы хотят быть кто парикмахером, кто танцовщицей в ночном баре, а кто продавцом косметики.
Во всяком случае будешь обеспечен, не надрываясь.
У большинства из нас нет великой цели. Мы не понимаем, зачем мы в этом мире. Отсюда сознательный выбор усредненного стиля жизни и линии поведения.
а) Тип этого текста?
б) О чем он? Как его поняли?
в) Обозначьте проблему, поднятую в этом тексте.
6. Прослушайте текст еще раз. Запишите 5-6 ключевых слов, которые вам помогут передать текст.
Задание:
1-ый вариант
Передать содержание текста тремя предложениями.
2-ой вариант
Ответить на вопрос: Что означает выражение: “Средненький человек”
/Заслушивание ответов учащихся/
Обобщающее слово учителя.
7. Работа с текстом (по высказываниям Макаренко, Сухомлинского, Лихачева).
(Текст на экране)
1. А.С. Макаренко говорил:
— Я живу потому, что люблю дни и ночи, люблю борьбу, и мне нравится смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной, а не уходит в свою скорлупу.
2. Самое главное — надо видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня.
3. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, воровстве или мошенничестве, а другой находит более сложные и богатые прелести — в учебе, в работе, в красоте, в борьбе, в стремлении превозмочь себя и идти вперед.
4. Смысл жизни — жизненные принципы, осмысления своего “я”.
5. Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.
6. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
Задания по тексту:
а) озаглавьте текст;
б) определите стиль.
8. Задания по тексту:
1) Сравните прочитанный и прослушанный тексты. Назовите приемы построения текстов:
а) аллегория;
б) антитеза;
в) ирония.
2) В каком предложении прочитанного текста употреблен антоним?
а) №1;
б) №3;
в) №4.
3) Какое значение имеет слово “принципы” в предложении №4?
(Ответ: убеждения, взгляд на вещи, главная особенность).
4) Какие средства выразительности не использованы в предложении №1?
а) фразеологизмы;
б) анафора;
в) антонимы;
г) эпитеты.
5) Среди предложений 5-6 найдите СПП с придаточным времени. (Ответ: №5)
6) Из предложения №5 выпишите словосочетание со связью примыкание.(Ответ: интуитивно выбирает).
7) Сравните прослушанный и прочитанный тексты, выскажите свое мнение.
Слово учителя:
— И все-таки, хотя тексты разные, посмотрите на
тему урока, как она называется.
— Проходит эта мысль в обоих текстах?
Запишите, что означает выражение: “Собственное “я””. (Прослушивание ответов)
— У Частиковой есть стихотворение, строки из которого прочту:
Что ты хочешь? Ответь!-
Жизнь спросила меня.-
Или что-то иметь?
Или что-то понять?
Нет, я злато менять
Не желаю на медь:
Мне важнее понять,
А не что-то иметь.
— Я тоже хочу, ребята, чтобы вы прежде всего поняли, кто вы, для чего вы — тогда вы будете и иметь!
Многие после 9-ого класса уйдут из школы, и те, кто останутся и пойдут в 10-ый класс, знайте, что жизнь прекрасна, что жить надо со смыслом, а не выбирать усредненную дорогу, потому что деваться некуда.
Верьте! Вы все сможете, если захотите! А учителя будут помогать вам.
9. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.
Литература:
Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. Книга для учителя. — Москва “Просвещение” 1987.