Урок по теме "Построение компьютерной модели" (9-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цель урока:

  • Закрепление навыков построения компьютерной модели задачи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизация знаний по теме “Моделирование”;
  • закрепление навыков составления алгоритмов;
  • закрепление навыков использования операторов и функций языка Турбо-Паскаль.

Развивающие:

  • развитие логического мышления – умений выделять главное, обобщать имеющуюся информацию, делать выводы;
  • развитие образного мышления;
  • развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • формирование познавательной потребности, интереса к предмету;
  • формирование потребности активного участия в решении проблем своей семьи;
  • развитие навыков работы в группе;
  • соблюдение правил ТБ.

Оборудование: ПК на каждом рабочем месте, м/м проектор.

Методическая поддержка:

  1. М/м презентация (Приложение1)
  2. Карточка с исходными данными к задаче.
  3. Задачник-практикум под ред. Семакина, Хеннера (том 1)
  4. Плакат по моделированию.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Разминка.
  3. Постановка задачи.
  4. Построение компьютерной модели (по группам).
  5. Выводы.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, объявление темы и цели урока.

II. Разминка.

Учитель зачитывает вопросы, на которые ученики отвечают в тетради. В конце разминки правильные ответы демонстрируются на слайде, ошибки анализируются.

Итак, согласны ли вы с утверждением:

Модель – это уменьшенная копия какого-либо объекта Нет
Информационная модель – словесное описание материальной модели Нет
Формализация – это замена реального объекта его информационной моделью Да
Модели сложных объектов всегда имеют иерархическую структуру Нет
При создании модели учитываются все свойства объекта моделирования Нет
Модель задачи – это совокупность исходных данных, результатов и связей между ними Да
Модель можно составить для любой задачи Нет
Для одной и той же задачи можно построить различные модели Да
Начальным этапом решения задачи на компьютере является постановка задачи Да
Завершается построение модели составлением алгоритма Нет

III. Задача.

Необходимо оклеить обоями комнату. Какие обои и в каком количестве нужно купить?

Исходные данные Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Длина рулона, м

Ширина рулона, м

Цена, руб

11

0.6

220

12

0.5

240

15

1.10

600

Учитель:: хорошо или плохо поставлена задача и почему?
Ученики: плохо, т.к. недостаточно исходных данных и неизвестны критерии выбора обоев.
Учитель: каков может быть критерий?
Ученики: цвет, фактура, качество, простота оклеивания, цена.

Постановка задачи: учитель предлагает в основу выбора положить тот критерий, который можно рассчитать, т.е. стоимость.

Учитель: какие дополнительные исходные данные необходимы в этом случае для расчета количества обоев и их стоимости?
Ученики: размеры комнаты, высота стен.
Учитель: раздает карточки с исходными данными.

Учащиеся должны вклеить их в тетрадь, сюда же вносятся результаты работы в конце урока.

Исходные данные Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
А1=6м (2 стены)

А2=4м (1 стена)

Стену с окном не учитываем

В=3м (высота)

L

D

X

 

 

 

 

11

0.6

220

 

 

 

 

12

0.5

240

 

 

 

 

15

1.10

600

Результаты компьютерного эксперимента
  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
R (кол-во рулонов)      
Z (стоимость)      

IV. Итак, необходимые исходные данные есть, можно приступать к построению компьютерной модели.

Работа по группам:

1 группа – бригада из ЖЭКа, главная задача которой, чтобы все было оклеено, причем целыми полосами или кусочками – не имеет значения.
2 группа – бригада опытных рабочих, которые оклеивают осторожно, аккуратно, при этом остатки обоев уже не используют.
3 группа – бригада из членов семьи, которые оклеивают только целыми полосами, при этом возможна порча 1-2 полос, т.е. необходимо покупать обои с небольшим запасом.

Рекомендации учителя – при составлении алгоритма используйте следующие обозначения:

А – суммарная длина трех стен;
Р – общее количество полос;
Р1 – количество полос в одном рулоне;
R - количество рулонов;
Z – стоимость всех обоев.

Разработка алгоритма: (приведен алгоритм второй группы)

Программа на языке Паскаль:

{Программа второй группы}

Program OBOI;
uses Crt;
const a1=6; a2=4; b=3;
var r,a,p,p1,z,l,d,x: real;
BEGIN
ClrScr;
Write ('Длина рулона: '); ReadLn(L);
Write ('Ширина рулона: '); ReadLn(D);
Write ('Цена рулона: '); ReadLn(X);
a:=2*a1+a2;
p:=a/d;
if frac(p)<>0 then p:=trunc(p)+1;

{для 3 группы добавить p:=p+2; }

p1:=trunc(l/b);
r:=p/p1;
if frac(r)<>0 then r:=trunc(r)+1;
z:=x*r;
Write ('рулонов:',r:5:1);
Write ('стоимость',z:6:1); readln
END.

Примечание: количество рулонов в 1-ой группе рассчитывается по формуле r:=(a*b)/(l*d) и округляется.

Результаты компьютерного эксперимента (ученик от каждой группы фиксирует на доске или в презентации, если она демонстрируется через м/м проектор):

Результаты по группам: Исходные данные Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
  А1=6

А2=4

В=3

L

D

X

 

 

11

0.6

220

 

 

12

0.5

240

 

 

15

1.10

600

1 группа R, Z 8, 1760 8, 1920 3, 1800
2 группа R, Z 9, 1980 8, 1920 3, 1800
3 группа R, Z 10, 2200 9, 2160 4, 2400

V. Выводы (должны сделать учащиеся, ответив на вопросы презентации):

  1. В различных группах получены различные результаты, т.к. выбраны различные модели.
  2. Полученный результат относится к модели, а не к реальной задаче.
  3. Чем больше свойств учитывается в модели, тем решение сложнее.
  4. Компьютерный эксперимент дешевле натурного и для его проведения требуется меньше времени.

Учитель: объявляет оценки за урок, отмечает наиболее активных учащихся.

Домашнее задание на этом уроке не задается.