Цель урока:
- Закрепление навыков построения компьютерной модели задачи.
Задачи урока:
Образовательные:
- систематизация знаний по теме “Моделирование”;
- закрепление навыков составления алгоритмов;
- закрепление навыков использования операторов и функций языка Турбо-Паскаль.
Развивающие:
- развитие логического мышления – умений выделять главное, обобщать имеющуюся информацию, делать выводы;
- развитие образного мышления;
- развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
- формирование познавательной потребности, интереса к предмету;
- формирование потребности активного участия в решении проблем своей семьи;
- развитие навыков работы в группе;
- соблюдение правил ТБ.
Оборудование: ПК на каждом рабочем месте, м/м проектор.
Методическая поддержка:
- М/м презентация (Приложение1)
- Карточка с исходными данными к задаче.
- Задачник-практикум под ред. Семакина, Хеннера (том 1)
- Плакат по моделированию.
План урока.
- Организационный момент.
- Разминка.
- Постановка задачи.
- Построение компьютерной модели (по группам).
- Выводы.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие, объявление темы и цели урока.
II. Разминка.
Учитель зачитывает вопросы, на которые ученики отвечают в тетради. В конце разминки правильные ответы демонстрируются на слайде, ошибки анализируются.
Итак, согласны ли вы с утверждением:
Модель – это уменьшенная копия какого-либо объекта | Нет |
Информационная модель – словесное описание материальной модели | Нет |
Формализация – это замена реального объекта его информационной моделью | Да |
Модели сложных объектов всегда имеют иерархическую структуру | Нет |
При создании модели учитываются все свойства объекта моделирования | Нет |
Модель задачи – это совокупность исходных данных, результатов и связей между ними | Да |
Модель можно составить для любой задачи | Нет |
Для одной и той же задачи можно построить различные модели | Да |
Начальным этапом решения задачи на компьютере является постановка задачи | Да |
Завершается построение модели составлением алгоритма | Нет |
III. Задача.
Необходимо оклеить обоями комнату. Какие обои и в каком количестве нужно купить?
Исходные данные | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Длина рулона, м Ширина рулона, м Цена, руб |
11 0.6 220 |
12 0.5 240 |
15 1.10 600 |
Учитель:: хорошо или плохо поставлена задача
и почему?
Ученики: плохо, т.к. недостаточно исходных
данных и неизвестны критерии выбора обоев.
Учитель: каков может быть критерий?
Ученики: цвет, фактура, качество, простота
оклеивания, цена.
Постановка задачи: учитель предлагает в основу выбора положить тот критерий, который можно рассчитать, т.е. стоимость.
Учитель: какие дополнительные исходные
данные необходимы в этом случае для расчета
количества обоев и их стоимости?
Ученики: размеры комнаты, высота стен.
Учитель: раздает карточки с исходными
данными.
Учащиеся должны вклеить их в тетрадь, сюда же вносятся результаты работы в конце урока.
Исходные данные | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | ||
А1=6м (2 стены) А2=4м (1 стена) Стену с окном не учитываем В=3м (высота) L D X |
11 0.6 220 |
12 0.5 240 |
15 1.10 600 |
||
Результаты компьютерного эксперимента | |||||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | |||
R (кол-во рулонов) | |||||
Z (стоимость) |
IV. Итак, необходимые исходные данные есть, можно приступать к построению компьютерной модели.
Работа по группам:
1 группа – бригада из ЖЭКа, главная задача
которой, чтобы все было оклеено, причем целыми
полосами или кусочками – не имеет значения.
2 группа – бригада опытных рабочих, которые
оклеивают осторожно, аккуратно, при этом остатки
обоев уже не используют.
3 группа – бригада из членов семьи, которые
оклеивают только целыми полосами, при этом
возможна порча 1-2 полос, т.е. необходимо покупать
обои с небольшим запасом.
Рекомендации учителя – при составлении алгоритма используйте следующие обозначения:
А – суммарная длина трех стен;
Р – общее количество полос;
Р1 – количество полос в одном рулоне;
R - количество рулонов;
Z – стоимость всех обоев.
Разработка алгоритма: (приведен алгоритм второй группы)
Программа на языке Паскаль:
{Программа второй группы}
Program OBOI;
uses Crt;
const a1=6; a2=4; b=3;
var r,a,p,p1,z,l,d,x: real;
BEGIN
ClrScr;
Write ('Длина рулона: '); ReadLn(L);
Write ('Ширина рулона: '); ReadLn(D);
Write ('Цена рулона: '); ReadLn(X);
a:=2*a1+a2;
p:=a/d;
if frac(p)<>0 then p:=trunc(p)+1;
{для 3 группы добавить p:=p+2; }
p1:=trunc(l/b);
r:=p/p1;
if frac(r)<>0 then r:=trunc(r)+1;
z:=x*r;
Write ('рулонов:',r:5:1);
Write ('стоимость',z:6:1); readln
END.
Примечание: количество рулонов в 1-ой группе рассчитывается по формуле r:=(a*b)/(l*d) и округляется.
Результаты компьютерного эксперимента (ученик от каждой группы фиксирует на доске или в презентации, если она демонстрируется через м/м проектор):
Результаты по группам: | Исходные данные | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
А1=6 А2=4 В=3 L D X |
11 0.6 220 |
12 0.5 240 |
15 1.10 600 |
|
1 группа | R, Z | 8, 1760 | 8, 1920 | 3, 1800 |
2 группа | R, Z | 9, 1980 | 8, 1920 | 3, 1800 |
3 группа | R, Z | 10, 2200 | 9, 2160 | 4, 2400 |
V. Выводы (должны сделать учащиеся, ответив на вопросы презентации):
- В различных группах получены различные результаты, т.к. выбраны различные модели.
- Полученный результат относится к модели, а не к реальной задаче.
- Чем больше свойств учитывается в модели, тем решение сложнее.
- Компьютерный эксперимент дешевле натурного и для его проведения требуется меньше времени.
Учитель: объявляет оценки за урок, отмечает наиболее активных учащихся.
Домашнее задание на этом уроке не задается.