1. Характеристика класса.
Класс общеобразовательный. Обучается на “5” - 3 человек, на “4” - 13 человека, на “З” - 8 человек. Уровень воспитанности средний. Уровень сформированности ОУУН средний. Класс по математике занимается по программе “Школа 2100”
2. Характеристика темы.
Данный урок 28 в теме “Арифметика дробей”. Учащиеся умеют складывать, умножать и делить дроби и смешанные числа. Умеют решать задачи на дроби всех трёх типов.
3. Система целей к уроку.
Общедидактическая цель: приобретение новых знаний с использованием ранее изученного материала, выработка умений и навыков их применения к решению задач.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: Создать условия для актуализации и усвоения знаний об производительности труда, формирования умений применять эти знания для решения задач на совместную работу.
Воспитательный аспект: Создать условия для формирования коммуникативной культуры - умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других. Способствовать формированию умения аккуратно вести рабочие записи.
Развивающий аспект: Создать условия для развития логического мышления, речи, интеллектуальных умений. Развивать потребность и навыки совместного поиска ответа на вопрос. Формирование исследовательских умений: способности анализировать условия задачи, результаты опыта, формулировать выводы, аргументировать собственную позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания.
4. Тип урока: урок изучения нового материала.
5. Структура урока.
Этапы | Дидактические задачи | |
1. | Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе на уроке |
2. | Подготовка к основному этапу занятия | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Определение темы и задач в изучении нового материала, через создание проблемной ситуации и постановки проблемы исследования, выделение и проверка гипотезы. |
3. | Усвоение новых знаний. | Дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях через проведение эксперимента; систематизация новых знаний; на основе приобретенных знаний выработка соответствующих умений и навыков. |
4. | Проверка понимания учащимися нового материала. | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы. |
5. | Закрепление нового материала. | Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для перехода учащихся на более высокий уровень (конструктивный и творческий) |
6. | Подведение итогов занятия. | Дать оценку успешности достижения цели. |
7. | Информация о домашнем задании. | Дать информацию о домашнем задании. |
6. Фор мы организации познавательной деятельности:
Общеклассная;
Групповая;
Парная.
7. Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные;
Частично-поисковые;
Проблемные.
Формы реализации методов: беседа, рассказ, фронтальный эксперимент, самостоятельная работа. Средства обучения: наглядные, дидактические материал, эксперимент.
8. Система контроля на уроке:
За достижением промежуточных и конечных результатов: сочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля.
Конспект урока
1. Организация начала занятия.
2. Подготовка к основному этапу занятия.
- Здравствуйте, ребята! Вспомните, чем мы
занимались на прошлых уроках? ( Мы
рассматривали действия с дробями.)
- Как можно одним словом назвать тему наших
прошлых уроков? (-Мы занимались арифметикой, т.е.
складывали, вычитали, умножали и делили дроби.)
- Хорошо! Сегодня мы продолжим заниматься
арифметикой, но для успешной работы на уроке
повторим основные понятия и алгоритмы, которые
будем использовать.
Устная фронтальная работа. На слайде готовые задания. Учащиеся, называя правильный ответ, проговаривают правила
(Смотри Приложение 1, Слайд 2)
- Молодцы! И вот вам старинная последняя задачка из математической рукописи XVII века:
“Решил барин двор ставить, и пригласил к себе двух плотников. И говорит первый:
- Только бы мне одному двор ставить, то я бы управился в 6 лет.
А другой молвил:
- А я бы поставил его в 3 года.
Спорили, кому двор ставить, и решили, чтоб не обидно было ставить двор сообща.
Сколь долго они ставили двор?”
(Мнения в классе разделились. Одни утверждали, что оба плотника вместе будут строить дом 6+3=9 лет. Другие возражали - так не бывает, вместе плотники должны построить дом быстрее, а не дольше, чем каждый в отдельности ).
- Почему вы не смогли решить задачу? (Мы ещё
не знаем алгоритм решения таких задач).
- Сформулируйте тему урока (Решение задач на
совместную работу).
- Какая цель нашего урока? (Узнать алгоритм
решения задач на совместную работу и научится
использовать его при решении задач).
- Молодцы! Запишите тему в тетрадях. (Учитель
записывает тему на доске)
- Давайте, попробуем выйти из сложившейся
ситуации, проделав два небольших эксперимента.
В первом опыте мы будем использовать бак и две трубы разного диаметра. С помощью секундомера измерим время вытекания воды (100 мл) из бака через 1-ю трубу, через 2-ю трубу, через обе трубы вместе. Получим три значения.
Во втором опыте два ученика будут выполнять роль насосов. С помощью секундомера измерим время выпивания лимонада (50 мл) через трубочку 1 – м учеником, 2 – м учеником, обоими учениками вместе. Получим три значения. Результаты измерений занесем в таблицу.
Таблица результатов:
(Смотри Приложение 1, Слайд 3)
Как связаны между собой эти числа? (Надо выяснить какие арифметические действия помогут нам из Т1, Т2 получить Тсовместное или из 1/Т1, 1/Т2 получить 1/Т). Группы выполняют задание.
1 группа работает с числовыми величинами 1-го
опыта.
2 группа с обратными величинами 1-го опыта.
3 группа работает с числовыми величинами 2-го
опыта.
4 группа с обратными величинами 2-го опыта.
Путем несложных вычислений учащиеся приходят к выводу, что 1/7 + 1/3=10/21, 1/14+1/6=10/42, следовательно 1/Т1+1/Т2=1/Т.
3. Усвоение новых знаний.
Величину, обратную времени принято называть производительностью p=1/Т
Давайте вернёмся к нашей задаче и решим её
(Смотри Приложение 1, Слайд 4)
4. Проверка понимания учащимися нового материала.
4.1 Задачи по готовым рисункам.
1. Отец с сыном красят забор. Если бы забор красил только отец, то ему потребовалось бы 7 часов. А сыну на эту работу требуется 10 часов. Какова производительность каждого и общая производительность?
2. Кот Матроскин и Шарик решили заготовить дрова на зиму. Если Матроскин будет колоть дрова один, то ему потребуется 11 дней, а Шарику на эту же работу требуется 9 дней. Какова производительность каждого и общая производительность?
3. (условие по типу предыдущих задач)
4.2 Работа в группах.
Всем группам предлагаются задачи разного содержания, но с одинаковым условием. (Проверка осуществляется по готовому образцу (Смотри Приложение1 Слайд 5))
1 гр. Первая труба может наполнить бассейн, если будет работать одна за 3 дня, а вторая за 4 дня . За сколько времени наполнят этот бассейн обе трубы, если будут работать отдельно.
2 гр. Две снегоуборочные машины различной мощности могут очистить стадион, работая отдельно: первая - за 3ч, вторая - за 4ч. За сколько времени они очистят стадион, работая совместно.
3 гр. Двум машинисткам необходимо набрать текст. Первой машинистке требуется для этого 3 месяца, а второй 4 месяца. Сколько времени потребуется машинисткам, если они будут работать вместе?
4 гр. Мастер на выполнение всей работы затрачивает 3 часа, а его ученик 4 часа. Сколько времени потребуется на выполнение этой же работы, если мастер и ученик будут работать вместе.
5. Закрепление нового материала.
Группам предлагается решить задачу и защитить её.
Задача 1 группы: Три экскаватора различной мощности могут отрыть котлован, работая отдельно: первый- за 10 дней, второй- за 12 дней, а третий- за 15 дней. За сколько времени они отроют котлован, работая совместно? Решите задачу, отвечая на вопросы:
- Какая производительность (часть работы за 1 день) каждого экскаватора?
- Какая производительность экскаваторов, если они будут работать совместно?
- За сколько времени сделают они всю работу, если будут работать совместно?
Задача 2 группы: Школа заказала в швейную мастерскую форму для учащихся. Одна швея может выполнить весь заказ за 20 дней, второй для выполнения заказа требуется 3/5 этого времени, а третьей- в 2 ? раза больше времени, чем второй. За сколько времени выполнит весь заказ три швеи, работая совместно.
Решите задачу, отвечая на вопросы:
- Сколько времени требуется второй и третьей швее?
- Какая производительность (часть работы за 1 день) каждой швеи?
- Какая производительность трёх швей, если они будут работать совместно?
- За сколько времени сделают они всю работу, если будут работать совместно?
Задача 3 группы: Водоём наполняется двумя трубами за 5 часов, а через одну первую трубу - за 6 часов. Через сколько времени будет наполнен водоём, если открыть только одну вторую трубу? Решите задачу, отвечая на вопросы:
- Сколько времени требуется второй и третьей швее?
- Какая производительность (часть работы за 1 день) каждой швеи?
- Какая производительность трёх швей, если они будут работать совместно?
- За сколько времени сделают они всю работу, если будут работать совместно?
Задача 4 группы: К ванне подведены два крана . Через один кран ванна может наполнится за 12 мин, а через другой в 1 1/2 раза быстрее. За сколько минут наполнится 5\6 ванны, если открыть сразу два крана.
Решите задачу, отвечая на вопросы:
- Сколько времени потребуется одному второму крану, чтобы наполнить ванну?
- Какая производительность(часть работы за 1 мин) каждого крана?
- Какая производительность двух кранов, если они будут работать одновременно?
- За сколько минут наполнится целая ванна, если будут работать сразу два крана?
- За сколько минут наполниться 5\6 всей ванны?
6. Подведение итогов занятия.
Каждый из вас сегодня на уроке поднялся на одну из следующих ступеней знаний. Уходя с урока, покажите, на какой ступени вы находитесь.
3 ступень: Я научился(ась) решать более
сложные задачи на совм. работу.
2 ступень: Я научился(ась) решать
простейшие задачи на совм. работу.
1 ступень: Я понял(а), что такое
производительность, и как её найти.
7. Информация о Д/З.