Цели урока:
- Повторение определений функции, графика функции.
- Повторение построения графиков функций.
- Дать определение графика уравнения.
- Знакомство с графиками различных уравнений, с графическим способом решения систем уравнений.
- Развитие логического мышления, культуры графического построения, памяти.
- Воспитание любви к изучаемому предмету, эстетического вкуса. Слайд 2
ХОД УРОКА
I. Повторение теоретического материала.
Учитель. Дайте определение функции, графика функции. (Учащиеся отвечают на вопросы)
Учитель. Мы уже познакомились с множеством различных функций и их графиками.
Отгадав этот кроссворд, мы вспомним эти функции, как называются их графики и способы их построения. Слайд 3
(Ученики разгадывают кроссворд и отвечают на дополнительные вопросы).
1. Как называется график обратной
пропорциональности?
(Доп. вопросы. Какой формулой задается обратная
пропорциональность? Как построить график
обратной пропорциональности? Как располагаются
ветви гиперболы и от чего это зависит?)
2. Что является графиком линейной функции?
(Доп. вопросы. Какой формулой задается линейная
функция? Как построить прямую?)
3. Как называется независимая переменная?
4. Как называется функция, заданная формулой ?
(Доп. вопрос. Как называется график
квадратичной функции?)
5. Куда направлены ветви параболу ?
(Доп. вопрос. Способы построения параболы)
6. Как называется равенство, содержащее неизвестное?
7. Как называется значение переменной, при котором уравнение превращается в верное равенство?
8. Что из себя представляет график уравнения ?
9. Способ решения систем уравнения?
(Ученики отгадывают кроссворд и отвечают на
вопросы).
II. Объяснение нового материала.
Учитель. Цель нашего урока – решение систем уравнений графическим способом. Вспомним определение уравнения линии на плоскости, которое мы давали в геометрии?
(ученики отвечают на вопросы).
Рассмотрим определение графика уравнения с двумя переменными в алгебре (работа с учебником).
Графики уравнений с двумя переменными весьма разнообразны. С какими уравнениями мы уже познакомились? Какой вид имеют уравнение окружности? Слайд 4
(Записать уравнение окружности. Показать расположение графика в зависимости от координат центра и радиуса).
Что являются графиками уравнения ах+ву+с=0? Графиком какой функции является прямая?
Графики многих уравнений с двумя переменными похожи на графики известных элементарных функций. Что является графиком уравнений 3х+2у=6, ху=5 и у=-х2+2х+2? Слайд 5,6,7
Посмотрим, как помогают графики при решении систем уравнений (работа с учебником).
III. Закрепление нового материала.
1. Устно. (На слайдах записаны системы уравнений. Необходимо сначала определить, что является графиками уравнений, а затем по готовому чертежу записать ответ). Слайд 8. 9,10
Физкультминутка (зарядка для глаз).
Задание на дом (№236(а); 237(а)). Слайд 11
2. Решение систем уравнений с комментариями №236(б) и №237(б) (один ученик комментирует свои построения в тетради, а остальные выполняют это задание самостоятельно). Проверим решения, сравнив свои построения с готовыми чертежами. Слайд 12,13
3. Самостоятельная работа (по вариантам) Слайд 14
I задание: по готовым чертежам найти решение
систем уравнений (№302(а,б); №302(в,г); №302(д,е).
II задание: решить систему уравнений графическим
способом (№238(а); №238(г); №238(в)).
IV. Подведение итогов урока. Слайд 15
Мы сегодня заглянули в прекрасный мир графиков уравнений и функций, применили эти графики для решения систем уравнений. На уроке вы решили много систем устно и письменно. Каждый получит оценку за работу на уроке и за самостоятельную работу.