Цели:
- познакомить учащихся с группами растений и их признаками, обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;
- учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
- воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, карточки с названием растений.
Ход урока
I. Организационный момент,
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
- На какие группы можно распределить растения? (Деревья,
кустарники, травы).
- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются , дышат, растут ,
размножаются).
Вопросы и задания:
Разделите данные растения на две группы:
Вороний глаз, зверобой, вех ядовитый, крапива, белена, ландыш, подорожник, пижма, чистотел.(лекарственные и ядовитые)
- Почему лекарственные растения получили такое название?
Викторина “Лесная аптека”
- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить
лист подорожника.)
- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит
лимонную кислоту.)
- Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник.)
- Какими лечебными свойствами обладает
мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев
–хорошее средство от кашля.)
- Какую траву любят кошки? При каких болезнях она
помогает? (Валериану. Валериановые капли
применяют при нервных расстройствах и
бессоннице.)
- Повторите правила обращения с ядовитыми растениями.
правила:
- Нельзя есть и даже пробовать ягоды, плоды, корневища растения, если ты не знаешь, съедобно ли оно!
- Не оставляй без присмотра маленького брата или сестру в лесу, в поле, на лугу!
- Не бери в рот травинку, стебелёк, колосок растения. Ты случайно можешь сорвать его ядовитую часть!
- После сбора растений в лесу, на лугу обязательно вымой руки! Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза.
- Какие части растения вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.
1. Работа по схеме “Разнообразие растений на Земле”. Стр 54
Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок – схему. Посмотрите, сколько разных групп растений. Попробуйте сформулировать тему урока
- Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Расскажите, какие растения живут на нашей планете?
- А как вы думаете, по каким признакам ученые
разделили группы растений? (По особенностям
строения разных групп)
- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот
вопрос, нужно изучить признаки каждой группы
растений.
2. Характеристика каждой группы растений.
1) Водоросли. стр. 54
1 экскурсовод:
С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.
1 экскурсовод: У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью
Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.
Этот удивительный мир
Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.
2) Мхи.
- Прочитать самостоятельно текст в учебнике
“Мхи” стр. 56
- Где можно встретить мхи?
- Чем мхи отличаются от других растений?
- От чего зависит продолжительность жизни мхов?
2 экскурсовод:
Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.
На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка
Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.
Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома
3) Папоротники.
3 экскурсовод:
Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.
Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .
4) Хвойные растения стр. 57
4 экскурсовод:
Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.
- Почему эта группа получила такое название?
- Эти растения называют еще голосеменные, потому
что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще
семена, которые расположены, открыто (голо)
на чешуйках шишек.
Этот удивительный мир.
Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, "Генералу Шерману", около 4000 лет, весит оно около 2995796 кг.
5) Цветковые растения. стр.58
Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.
- Почему они так называются?
- Чем они отличаются от других растений?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей.
Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы
привлекать к себе насекомых.
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.
Это интересно!
Самое важное место в рационе древних камчадалов занимало это растение, темно-фиолетовые цветки. Его луковицы, толченые с голубикой и другими ягодами, заменяли ительменам хлеб.
Ответ: общее название – сараны; к ним относят рябчика камчатского и лилию слабую (оранжевые цветы).
IV. Работа в группах.
- Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.
Каждая команда защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают.
По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?
стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена | |
цветковые | |||||
водоросли | |||||
мхи | |||||
папоротники | |||||
хвойные |
Проверка:
стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена | |
цветковые | + | + | + | + | + |
водоросли | |||||
мхи | + | + | |||
папоротники | + | + | + | ||
хвойные | + | + | + | + |
V. Закрепление знаний.
- На какие группы делится царство растений? (Водоросли,
папоротники, хвойные- растения, цветковые
растения.)
- Где растут водоросли? (Жители воды)
- Где можно встретить мхи? (Во влажных
местах.)
- Как узнать папоротники? (По красивым
листьям, похожим на перъя.)
- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна,
ель, кедр, можжевельник…)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые
растения)
- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)
VI. Картинная галерея Репродукция картины П.П.Кончаловского “Сирень в корзине” уч.стр. 59
Петр Петрович Кончаловский очень любил сирень, ей он посвятил немало полотен: “Сирень в корзине”, “Сирень” и другие.
- Посмотрите внимательно на репродукцию
картины. Как будто, пахнуло весной? Букет свежий,
пышный, красивый, ароматный, большой...
- Каких оттенков эта сирень? (сирень белая,
розовая, светло-лиловая, темно-красная,
фиолетовая. . .)
- Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет)
- Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к
другу, цветы-звездочки, цветы-гвоздики, крестики,
звездочки).
-Что напоминают по форме кисти сирени? (тяжелые
грозди винограда, крупные кисти сирени).
Кончаловский о букете: “В этом букете все цветет, живет и радуется”. Мы чувствуем его восхищение природой, любовь к сирени. Сирень и у нас вызывает хорошее настроение, напоминает о весне, о красоте природы.
VII. Итог урока.
- Что было самым интересным?
- Что нового для себя вы узнали?
VIII. Домашнее задание:
- прочитать текст учебника с.54-58;
- по выбору, подготовить сообщения о заинтересовавших растениях, пользуясь энциклопедией, или выполнить задание№ 43 в рабочей тетради N°1
Литература:
- Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир. учебник для 3 класса. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- О.А. Исакова, Окружающий мир, поурочные планы для 3 класса. – Волгоград : Учитель, 2006.
- О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”3 класс.-М.:ВАКО,2008