Использование методов рационального чтения для развития интереса к изучаемым предметам в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни.

Как увлечь детей чтением? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и ребёнок потянулся к художественной книге? Как повлиять на ученика усилиями его самого? На каких примерах, учебниках увлечь детей в мир знаний, детей, только, что перешагнувших порог школы?

Овладение техникой чтения, речью – необходимое условие формирования социально – активной личности. Научиться хорошо читать, выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю овладение методом рационального чтения.

Работу начинаю с отработки произношения звуков. Если выявляются дефекты речи, то дети работают параллельно и с логопедом. На уроках использую комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, быстрого произношения слов.

1. Отчётливо произноси слоги.

ДИ - ДУ- ДА
ДО- ДЕ - ДЁ

2. Доскажи строчку.

Ша-ша-ша- …мама моет малыша.

3. Доскажи слово.

Ра- Ра – Ра - вышла в поле (детвора)

4. Какой звук часто повторяется?

Резиновую куклу купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.

5. Отгадай загадку. Сколько слов с буквой Ж тебе встретилось?

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.

6. Договори последний слог.

БУ-…, ВЕ- …., РО- .., ЛИ- …

Чтобы научить детей внятно и чётко произносить слова при чтении использую на уроках чистоговорки, скороговорки.

ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ежа.

Как обучать детей, чтобы они поняли прочитанный текст? Понимание художественного текста зависит от многого: глубокого понимания каждого слова, способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти поступившую текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл из подтекстовой информации.

Предварительной работой могут послужить небольшие упражнения, которые важно давать в 1 классе, когда ребёнок приступает к чтению небольших текстов. Эти задания обогащают словарный запас детей, уточняет многие понятия, учат устанавливать связь между отдельными частями прочитанного.Упражнения можно использовать как для устных, так и для письменных работ. Детям раздаются карточки. Каждый ребёнок по очереди вслух читает своё задание и пытается дать ответ, остальные помогают ему в случае затруднения.

Люди, которые ловят зверей, называются. . . . . . . . . . . .

Снежную бурю называют. . . . . . . . .

На уроках чтения можно использовать тренировочные карточки. Цель тренировочной карточки – научить ребёнка применять в процессе чтения тот или иной приём понимания текста .

Образец тренировочной карточки.

Страшила решил взяться за ум и прочитать короткие стихи. Но он ничего не понимает. Пожалуйста, найди и поправь в тексте ошибки, чтобы он стал понятным.

Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.

У вратаря большой улов:
В его ворота – пять волов.

В гости спешил человек налегке –
Связку баранов держал он в руке.

Во время чтения того или иного все умственные силы идут у многих детей на самый процесс чтения – ребёнок весь напрягается, он боится, что слово будет прочитано наверно, он спотыкается на многосложных словах, он не умеет воспринимать их в группы слов в единое целое. У него не остаётся сил на то, чтобы понять смысл прочитанного.

Скорость чтения – это конечно, показатель техники чтения, но далеко не единственный. Необходимо довести технику чтения до того, чтобы ученик думал о смысле того, что он читает. Время, потраченное на чтение в слух должно равняться 200 часам, а про себя -2000 часов.

Прежде чем говорить об анализе техники чтения, необходимо обратить внимание читателя на проблему культуры чтения.

Что такое культура речи?

  1. Это умение сравнительно быстро разобраться в смысловой структуре текста, выделять основные смысловые позиции содержания прочитанного материала.
  2. Знание примеров запоминания текста.
  3. Умение активизировать собственную мысль, фиксировать собственные мысли и идеи.
  4. Культура речи – понимание текста.
  5. Быстрота чтения.

Люди перестают мыслить,
Когда перестают читать.

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность.

В 1981 году на основе методик Франции, ГДР, российских разработок и большого практического опыта, была создана методика обучения быстрому чтению Зюгановым Маратом Александровичем.

Эта методика позволяет увеличить технику чтения с начальной скоростью от 35 до 100 слов в минуту. Ознакомившись и опробовав эту методику, я стала применять в своей практике. В отличие от традиционной системы обучения беглому чтению в основе лежит активная самостоятельная и индивидуальная работа, в соответствии со способностями и возможностями. Навыки рационального чтения вырабатывается, закрепляются, а затем используются на практике наиболее эффективнее, если в начале устраняются недостатки.

  1. Неуверенность в себе, психологическая неготовность к чтению
  2. Непродуктивные возвраты к прочитанным словам. Подобного рода повтор объяснятся стремлением учащегося утвердиться в точности понимания им смысла читаемого.
  3. Проговаривание читаемых слов про себя. Ученик читает вначале слово, а затем тут же вновь его повторяет
  4. Узкое поле одномоментного восприятии. Ученик не видит последующее слово

Для устранения этих недостатков используются целый ряд многофункциональных упражнений.

Упражнения для развития скорочтения.

1. Чтение методом ритмических фиксации.

*- точка фиксации взгляда.

В * субботу * мы * снова * побывали* в* зоопарке.*

Текст читается в темпе счёта “ раз” - “ два” или читается по точкам, фиксируя взглядом слово между чёрными или зелёными точками. Этот метод можно эффективно использовать в период обучения грамоте. Для этого можно на доске записывать предложение и между словами ставить точки На интерактивной доске дети сами могут наносить точки фиксации взгляда и отрабатывать технику чтения.

<Приложение>

Этот метод можно применять и во втором и третьих классах при индивидуальной работе. Скачкообразное чтение “ Кенгуру”, при этом точки расставляются после каждой логической паузы.

2. Чтение методом ритмического скольжения.

Слова читаются плавно , текст читается по стрелкам. Стрелки могут быть нанесены сразу в печатном тексте, а также с помощью мультимедийных технологий.

<Приложение>

Во втором варианте стрелки могут быть сделаны из картона чёрного цвета.

Метод ритмичного скольжения можно использовать на разных этапах урока.

3. Чтение методом форсирования скорости.

Листом белой бумаги прикрывают строку. Лист бумаги передвигают со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке. Разработанный метод может применяться для работы в парах на уроке, так и дома при участии родителей в отработке беглого чтения в домашних условиях. Все данные упражнения чисто технические. Они ориентированы на совершенствование навыков беглого, правильного чтения. Новые технологии нужны для принципиального изменения техники чтения.

<Приложение>

Результативность процесса чтения тесным образом связана с эффективностью работы памяти.

1. Развитие масштабного внимания.

Прочитав слово, дети должны одновременно посчитать количество букв в слове, в словосочетании, в предложении. Этот метод приемлем для игровых моментов на уроках чтения.

Игра “Помоги Белоснежке”

- Сколько букв “Ж” в слове жужжат.
- В каком слове больше букв “С” (сосиска, соседи)

Игра “Посчитай, не ошибись”

- Сколько слов в четырёхстишье?
- Сколько слов в первой фразе?
- Сколько гласных в последнем слове?

2. Развитие масштабного и гибкого внимания.

При рассматривании текста надо найти нужное слово, дату, имя, фамилию, название профессии, за определенное время.

Этот метод помогает ученику быстро ориентироваться в тексте, быть более внимательным, развивать память. Для этого метода подойдут научно-популярные статьи из учебника, а так же взятые из справочной литературы.

3. Развитие комплексного внимания.

Параллельно читают два текста. Прерывать чтение текста можно на любом месте. Место прерывания фиксируют пальцем. За минимальное фиксирование время с максимальным качеством усвоить оба текста.

Для работы могут взяты тексты из:

  1. Учебника или один из них;
  2. Из другого учебника.
  3. Один из текстов на интерактивной доске.

4. Динамическое расширение поля восприятия.

Для работы над динамическим расширением поля восприятия необходимы различные по форме и цвету геометрические фигуры, пуговицы, предметные картинки.

Этот метод можно променять как игру или творческую работу.

На пальцы рук положить предметные картинки и учиться видеть от первой до последней фигуры

На уроке чтения, в разделе “Весна”, предметных картинок может быть изображены раннецветущие цветы. После практической работы даётся задание составить по вариантам рассказ о цветке и сказку.

Каждый из методов скорочтения имеет свои особенности, которые ,так или иначе влияют на весь процесс чтения. Эти методы надо обстоятельно обрабатывать и подбирать индивидуально, пробуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и в последствии группами слов, т.е. к самому рациональному способу чтения. При верно проводимой работе по обучению скорочтению, каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть определенных норм чтения, но и превзойти их.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению, во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, учащимся, коллективу класса, к самому себе.

Если ребёнок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы и способность успешно учиться.

Аутотренинг – это метод, основанный на самовнушении, который поможет каждому ученику изменить свои взгляды. Учащийся должен уметь ставить перед собой цель и упорно работать над её достижением. Уметь внушать себе, что он может читать лучше, быстрее, выразительнее.

Психологическая подготовка к чтению ведётся индивидуально или коллективно.

Примерные вопросы:

  1. Для чего вы хотите прочитать текст?
  2. Где будут использованы полученные данные?

Примерный текст аутотренинга.

Я внимателен. Я не буду делать ошибок при чтении. Я буду читать быстрее, чем вчера. Я должен читать лучше!

Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводится родителям Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье, поэтому на родительском собрании даю необходимые советы родителям, знакомлю с методами рационального чтения .Коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением и чувствами. После чтения важно завоевать доверие у ребёнка, чтобы он хотел поделиться своими впечатлениями.

На родительском собрании провожу анкетирование, которое позволяет проанализировать домашнее чтение, дать индивидуальные рекомендации родителям.

АНКЕТА.

  1. Какие книги прочитал ваш ребёнок вместе с вами?
  2. Сколько книг подарили своему ребёнку?
  3. Какой любимый писатель вашего сына или дочери?
  4. Есть ли дома библиотека?
  5. Сколько времени читает ваш ребёнок?

Творческий подход к скорочтению даёт хороший эффект, если упражнения закрепляются и повторяются при выполнении домашнего задания. Дети с интересом читают , проводят много времени с книгами при подготовке к сообщениям, проектным работам, не пользуясь помощью родителей.