Урок чтения в 4-м классе по теме "Осенние картины и настроения в поэзии" (И.А. Бунин "Листопад")

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • магнитофон;
  • проектор;
  • экран;
  • картины И.И.Левитана и И.С.Остроухова “Золотая осень”;
  • портрет Бунина;
  • иллюстрации детей об осени;
  • таблица “Словарь настроений” у каждого ученика.

Цели урока:

Познавательный аспект:

  • знакомство с биографией И.А. Бунина и его творчеством;
  • совершенствование осознанного выразительного чтения;
  • знакомство с новыми словами.

Развивающий аспект:

  • развитие внимания, воображения, наблюдательности;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование навыков анализа лирики.

Воспитывающий аспект:

  • воспитывать любовь к родной природе, к родному краю;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

На доске: (На бегущей строке записана тема урока, эпиграф урока, портрет писателя, листочки со стихами детей, цветные полоски).

На экологическом панно: (репродукции с картин художников, рисунки детей)

На простенках: скороговорки.

На крестах: слова из стихотворения.

Учитель: Прочитайте на доске эпиграф нашего урока. Какие прекрасные слова А.С.Пушкина! О каком времени года идёт речь? Конечно, речь идёт об осени. – По каким признакам вы узнаёте это время года?

Проверка домашнего задания.

- О красоте этого времени года хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу, изображать. Дома вы тоже пробовали стать поэтами. Что из этого получилось, мы сейчас послушаем. Вам были даны ключевые слова, нужно было используя их сочинить стихотворение.(золотая, непростая, потом, под зонтом) На доске висят листочки с деревьев с вашими стихами. Послушаем их.

Осень наступила золотая.
Для меня совсем непростая.
Листья облетели, дождь пошёл потом.
Стало грустно мне под большим зонтом.

Наступила осень золотая
Облетела с деревьев листва
Осень – пора непростая.
На полях пожелтела листва.

Определение темы, постановка цели урока.

Учитель: Какова будет тема урока?

Дети: Произведения об осени. Осеннее настроение в стихах.

Учитель: Что можем взять для себя из этого урока?

Дети: Учиться выразительно читать, сочинять, представлять картины родной природы, размышлять.

Работа над новым материалом.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем продолжать наблюдать осенние картины и настроения. Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и известных русских художников. На экологическом панно расположены репродукции с известных картин русских художников. Почему они так называются? Какая из картин вам нравится больше, почему? Что из увиденного художником вы наблюдали сами? С какими чувствами художники писали свои картины? Поможет ответить на эти вопросы “Словарь настроений”

Словарь настроений.

- Праздничное, торжественное, радостное, весёлое, шутливое, смешное, светлое, прекрасное, сказочное.

- Бодрое, приподнятое, уютное, мечтательное, задумчивое, таинственное.

- Противоречивое, непонятное.

- Сонное, ленивое, равнодушное, беспокойное, тревожное, печальное, грустное.

- Неуютное, хмурое, мрачное, сердитое, угрюмое.

- Капризное, привередливое, хвастливое, насмешливое.

Учитель: А сегодня мы знакомиться с поэтическим произведением, со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Листопад” О биографии этого поэта нам расскажут ребята, которые готовились заранее.

Учитель: Сейчас я прочитаю вам это стихотворение, но прежде чем вы начнёте слушать, хочу обратить ваше внимание на то, что в нём встретятся новые может быть непонятные слова.

Лазурь – яркий, светло-синий.
Багряный – тёмно-красный.
Лиловый – фиолетовый.
Заворожённый – синонимы: околдованный или очарованный.

(На доске – демонстрация цвета на обратной стороне доски.)

Учитель читает стихотворение целиком.

Первичное восприятие.

- Понравилось ли вам стихотворение? На что обратили внимание?

Выборочное чтение.

Учитель: О чём пишет автор в начале стихотворения?

Дети: В начале стихотворения автор рисует лес. Он сравнивает его с теремом.

Учитель: А почему лес расписной? Кто его расписывал?

Дети: Его расписала осень разными цветами красок.

Учитель: А как вы понимаете выражение: Лес “стоит” весёлой, пёстрою стеной.

Дети: Когда смотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямо расписанные разными цветами. В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса. Автор стихотворения тоже наблюдал над “светлою поляной”. Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, - мы их тоже наблюдали на прогулке: “Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой…” Поэт ещё говорит о ёлочках, сравнивает их с тёмными вышками: “Как вышки ёлочки темнеют…”На картине мы видим голубые просветы сквозь золотую листву: “А между клёнами синеют то там , то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что конца…”

Учитель: И поэт, и художник изобразили одну и ту же картину., т.к. просто красивое в природе привлекает и мимо такой красоты невозможно пройти равнодушно. Представьте себе следующие картины и соотнесите их с текстом.

Дети: Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: “Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть, из серебра”.А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток. Это последний мотылёк – уже нет насекомых. Мотылёк пригрелся замер на паутине. “И точно белый лепесток, на паутине замирает”. День солнечный, яркий: “Сегодня так тепло кругом…”

Учитель: А теперь прочитайте последнее четверостишие какие звуки услышал автор?

Дети: Он услышал “мёртвую тишину” “…такое мёртвое молчание…”

Учитель: А разве тишину можно услышать? А почему о тишине автор говорит, что она “мёртвая”?

Дети: Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: “ни шума ветра в синей вышине…”

Учитель: А можно ли услышать эти звуки в стихотворении?

Дети: Здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шорох листьев.

На крестах: МОЛЧАНИЕ, ВЫШИНЕ, МОЖНО, ТИШИНЕ, РАССЛЫШАТЬ, ШУРШАНИЕ.

Физкультминутка.

Подготовка к выразительному чтению.

Учитель: Какое же настроение, чувства хотел нам передать автор своим произведением? Вам поможет “Словарь настроений”.

Учитель: Выполним подготовительную разминку для выразительного чтения: разминка для глаз, разминка для речевого аппарата (проговорить слово “Осень” от тихого к громкому и наоборот), скороговорка:

Оделись клёны в рыжее
И ни один не дразнится.
Раз всё равно все рыжие
Кому какая разница.

Выразительное чтение “цепочкой”.

(Читающий ученик, заканчивая чтение сам называет следующего ученика)

Определение главной мысли стихотворения.

Учитель: Скажите, о чём это стихотворение?

Дети: Об осени, о красоте осенней природы, о чувствах от увиденной красоты.

Учитель: А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Дети: Чтобы обратить внимание на красоту природы, чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться, чтобы выразить свои чувства и настроения, своё душевное состояние и любовь к природе

Введение национально-регионального компонента.

Учитель: Сегодня мне бы хотелось познакомить вас ещё с одним стихотворением об осени, которое написал наш земляк коми-поэт Альберт Егорович Ванеев “В осеннем лесу” Это стихотворение подготовили несколько учеников нашего класса..

Рефлексия. Групповая работа.

Учитель: Вспомним правила работы в группе (не ссориться, выслушивать каждого, выбрать записывающего, выступающего)

Задание: СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН ПО СЕГОДНЯШНЕЙ ТЕМЕ УРОКА. (3 минуты)

Карточка:

1 существительное.
2 прилагательных.
3 глагола.
1 законченное предложение, выражающее главную мысль.
1 итоговое существительное.

Проверка работы каждой группы у доски. Самооценка. Оценка.

Синквейн. Осень.

Золотая, дождливая.
Шагает, шуршит, замирает.
Как хорошо осенью!
Художница.

Итоги.

Учитель: Вспомните, что вы хотели взять для себя с этого урока?

Дети: Выразительно читать, размышлять, сочинять, представлять.

Учитель: Что было самым трудным? Что было самым интересным?

Домашнее задание.

1) Выразительное чтение.
2) Желающим – выучить стихотворение.