Коррекционные занятия тифлопедагога по теме "Физкультура и спорт" в подготовительной группе для детей с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Социально-бытовая ориентировка

Цели урока:

  • Расширение представлений об окружающей действительности, о занятиях людей физкультурой и спортом.
  • Формирование установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. Формировать представления о разных видах спорта, понятия “зимний и летний” вид спорта, “командный и одиночный”.
  2. Устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами, местом занятий и временем года.
  3. Учить сравнивать виды спорта, опираясь на план-схему.
  4. Развивать зрительное, осязательное и слуховое восприятие, мышление.
  5. Воспитывать интерес и желание заниматься физкультурой и спортом. Оборудование: Теннисная ракетка, баскетбольный мяч, шайба с клюшкой, скакалка, лыжные палки. Большая коробка с набором мячей, косынка. Набор иллюстраций разных видов спорта, спортивногоинвентаря и спортивных сооружений. План-схема: летний/зимний вид; место занятий; атрибуты и форма; командный/одиночный вид. Указка-фонарик. Шарада (“Спорт”) на доске, мел.

Ход занятия

1. Педагог обращает внимание детей на “интересные вещи”, принесенные им в кабинет.

- Дети, на занятиях физкультурой вы играете во многие игры, выполняете различные упражнения. Эти предметы – спортивный инвентарь, атрибуты для занятий физкультурой и спортом. Рассмотрите их. Для каких спортивных игр они необходимы?

- Найдите эти предметы на картинках. Как называются люди, занимающиеся этими видами спорта?

- Дети, как вы думаете, зачем люди занимаются физкультурой и спортом? (Выслушать ответы детей, подвести к выводу, что физкультура и спорт укрепляют здоровье человека).

2. - Сравните, что общего и чем отличаются:

баскетбол и футбол; хоккей и лыжные гонки; бег и плавание.

Сравнение по плану- схеме.

3. Физкультурная минутка:

Встаньте, дети, по порядку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья.
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И друг другу улыбнулись.
Мы на месте ходим в ногу,
Словно вышли на парад.
Отдохнули мы немного,
Снова парты ждут ребят.

4. Гимнастика для глаз: следить за указкой - фонариком по сетке, по углам которой расположены изображения спортивных атрибутов (штанга, гимнастическая лента, шапочка и очки пловца, боксерские перчатки). Луч фонарика движется по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали. Дети называют указанные предметы. 5. – У меня в коробке спрятаны разные мячи: футбольный, волейбольный, баскетбольный, гимнастический и теннисный. Я предлагаю вам угадать на ощупь эти мячи. (Ребенок с завязанными глазами выбирает мяч, но не достает его из коробки, а рассказывает , какой этот мяч на ощупь, дает свой вариант ответа. Дети соглашаются или исправляют товарища, затем мяч достается из коробки). 6. – А сейчас я предлагаю вам сыграть в другую игру: я показываю вам картинку, один из вас называет изображенный на ней вид спорта и отыскивает на сетке картинку, где изображено место занятий этим видом спорта. (Баскетбольная площадка, плавательный бассейн, футбольное поле, гимнастический помост, теннисный корт, хоккейная коробка). 7. – Вы многое узнали о физкультуре и разных видах спорта. Помогите мне разгадать шараду:

Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали.
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И, если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и в зной
Выносливым и ловким.

8. Итог занятия.

1) - Расскажите, каким видом спорта вы занимаетесь или хотели бы заниматься и почему, чем он вам нравится.

2) – Я желаю вам успехов в ваших занятиях физкультурой и спортом. Растите здоровыми, сильными, ловкими! Больших вам побед!

Развитие зрительного восприятия

Цель: Формирование заинтересованности и положительного отношения к наблюдению, поиску, анализу зрительно воспринимаемых объектов.

Задачи:

  1. Активизировать и тренировать зрительные функции различения, прослеживания, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.
  2. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия.
  3. Развивать у детей умение составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение.
  4. Закреплять знание основных цветов и оттенков, правильно использовать эталоны цвета при описании предметов.
  5. Упражнять в умении зрительно анализировать высоту предметов. Располагать на фланелеграфе изображения по убывающей (возрастающей) величине, упражнять глазомер у детей.

Оборудование: Мяч. Демонстрационные картинки для сравнения. Плоскостные фигурки-изображения мальчиков-спортсменов разного роста, фланелеграф. На каждого ребенка: картинки штангиста под калькой, фломастеры; разрезные картинки в конвертах; карточки-лабиринты.

Ход занятия

1.Игра с мячом “Подари словечко” - припоминание видов спорта. Педагог бросает мяч ребенку и просит назвать зимний (летний, командный, одиночный, водный и т.д.) вид спорта. Ребенок ловит мяч и возвращает его педагогу, называя соответствующий заданию вид спорта.

2. – Дети, я приготовила для вас очень непростое задание: под калькой спрятана картинка, которую вы должны обвести по контуру и назвать, кто изображен на картинке.

Дети обводят по контуру через кальку изображение штангиста. Условия затруднения восприятия.

3. Педагог обращает внимание детей на две картинки, помещенные на доску:

– Посмотрите внимательно на эти две картинки и найдите все отличия.

Дети находят и называют отличия.

4.– Дети, посмотрите, что лежит в конвертах у вас на столах? 11 Попробуйте сложить эти части в целое изображение, а потом найдите, что напутал художник? Дети складывают разрезную картинку, указывают на ошибку художника.

5.Физкультурная минутка:

Встаньте, дети, по порядку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья.
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И друг другу улыбнулись.
Мы на месте ходим в ногу,
Словно вышли на парад.
Отдохнули мы немного,
Снова парты ждут ребят.

6. Гимнастика для глаз: следить за указкой - фонариком по сетке, по углам которой расположены изображения волчат, играющих в волейбол и футбол. Луч фонарика движется по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали. Педагог называет указанных волчат: Белоносый, Белобокий, Белохвостый, Белолапый. Затем уточняет, почему их так зовут?

7. – А сейчас, дети, я предлагаю вам новую игру – лабиринт. Вы должны проследить глазами по линиям, соединяющим верхние картинки на ваших карточках с нижними и определить, что нужно каждому спортсмену.

Дети прослеживают глазами по линиям лабиринта и называют предметы, необходимые лыжнику, хоккеисту, парашютисту, футболисту и боксеру.

8. Педагог предлагает детям “построить по росту” спортсменов – разместить на фланелеграфе изображения мальчиков-спортсменов в порядке убывания/возрастания. Спортсменов обозначают по цвету их костюмов: Самый высокий мальчик – в синем спортивном костюме. Мальчик в желтом костюме ниже мальчика в синем, но выше мальчика в зеленом костюме. И т.д.

9. Итог занятия.

- Дети, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось больше всего? А какие задания были для вас трудными? Почему?

Продолжение урока