Урок литературного чтения в 3-м классе с использованием ИКТ "Дивное дело поэта"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить, повторить и закрепить знания о творчестве А.С.Пушкина.
  2. Способствовать развитию классификации, обобщения и обогащения словаря.
  3. Содействовать воспитанию культуры речи и бережного отношения к родному слову, языку, через произведения А.С.Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационный момент (Приложение 1):

Дети читают хором четверостишие (Слайд 1):
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

/А.Плещеев./

Учитель: Кому посвящены эти строки? Почему?

Правильный ответ вы узнаете если разгадаете криптограмму (Рисунок 1).

Рисунок 1

Работа в парах. (Слайд 2)

III. Сообщение темы и целей:

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним произведения А.С.Пушкина, ещё раз насладимся красотой русских слов.

Какие цели можно поставить перед собой?

Дети: Вспомнить биографию, его стихи, сказки.

Подготовленный ребенок сообщает о няне Арине Родионовне (Слайд 3,4,5).

Учитель: Что же привила няня А.С.Пушкину?

Дети: Любовь к сказкам, желание самому их писать.

Учитель: Более 200-х лет назад Пушкина не стало, а его произведения волнуют, будят мысли, вселяют радость, надежду. На какие жанры можно разделить произведения А.С.Пушкина? Заполним таблицу (на доске).

Стихи

Поэмы

Сказки

     

Например: “Зимнее утро”, “Зимний вечер”, “Гонимы вешними лучами…”, “Уж небо осенью дышало…” и т.д.

Если затрудняются ответить какую поэму, то попросить прочитать отрывок “У лукоморья”. С другими поэмами вы познакомитесь в старших классах.

Прочитайте наизусть понравившиеся стихи (три-четыре стихотворения).

Учитель: Я всё время удивляюсь, откуда А.С.Пушкин брал эти удивительные слова? А какое Пушкинское слово?

Дети: Красивое, легкое, загадочное, простое и т.д. (Записываю на доске под темой).

Какое из названных слов подойдёт к теме урока и совпадет ли оно с моим? (открываю закрытое слово – “дивное”).

Читаем хором: “Дивное дело поэта”.

IV. Физминутка: (дети сами проводят).

V. Работа по сказкам.

Учитель: Произведения А.С.Пушкина живут в наших сердцах и конечно мы любим его замечательные сказки. Дополните названия сказок.

  1. “Сказка о (золотом петушке”)
  2. “Сказка о (мертвой царевне и семи богатырях”)
  3. “Сказка о (попе и его работнике Балде”)
  4. “Сказка о (рыбаке и рыбке”)
  5. “Сказка о (царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди”)

Молодцы!

Групповая работа (по два рисунка и пять отрывков на группу).

  1. Выберите отрывок из сказки к данному рисунку (Рисунок 2, 3, 4, 5, 6).
  2. Подчеркните красивые, удивительные слова и выпишите на доску (Приложение 2).
  3. Объясните смысл сказки.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

(Закончив, каждая группа вывешивает рисунок и читает подобранный отрывок).

Хором читаем выписанные слова на доске.

VI. Итог:

Учитель: Какое дивное дело сделал поэт?

Дети: Через стихи и сказки он показал красоту русского слова.

Учитель: Произведения А.С.Пушкина с удовольствием читают не только в России, но и во многих странах мира.

VII. Домашнее задание:

Прочитать любую сказку или поэму; выбрать дивные слова, с помощью которых А.С.Пушкин воспевает красоту русского слова.

Фото