Цели:
- Обобщить, повторить и закрепить знания о творчестве А.С.Пушкина.
- Способствовать развитию классификации, обобщения и обогащения словаря.
- Содействовать воспитанию культуры речи и бережного отношения к родному слову, языку, через произведения А.С.Пушкина.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационный момент (Приложение 1):
Дети читают хором четверостишие (Слайд 1):
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.
/А.Плещеев./
Учитель: Кому посвящены эти строки? Почему?
Правильный ответ вы узнаете если разгадаете криптограмму (Рисунок 1).
Рисунок 1
Работа в парах. (Слайд 2)
III. Сообщение темы и целей:
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним произведения А.С.Пушкина, ещё раз насладимся красотой русских слов.
Какие цели можно поставить перед собой?
Дети: Вспомнить биографию, его стихи, сказки.
Подготовленный ребенок сообщает о няне Арине Родионовне (Слайд 3,4,5).
Учитель: Что же привила няня А.С.Пушкину?
Дети: Любовь к сказкам, желание самому их писать.
Учитель: Более 200-х лет назад Пушкина не стало, а его произведения волнуют, будят мысли, вселяют радость, надежду. На какие жанры можно разделить произведения А.С.Пушкина? Заполним таблицу (на доске).
Стихи |
Поэмы |
Сказки |
Например: “Зимнее утро”, “Зимний вечер”, “Гонимы вешними лучами…”, “Уж небо осенью дышало…” и т.д.
Если затрудняются ответить какую поэму, то попросить прочитать отрывок “У лукоморья”. С другими поэмами вы познакомитесь в старших классах.
Прочитайте наизусть понравившиеся стихи (три-четыре стихотворения).
Учитель: Я всё время удивляюсь, откуда А.С.Пушкин брал эти удивительные слова? А какое Пушкинское слово?
Дети: Красивое, легкое, загадочное, простое и т.д. (Записываю на доске под темой).
Какое из названных слов подойдёт к теме урока и совпадет ли оно с моим? (открываю закрытое слово – “дивное”).
Читаем хором: “Дивное дело поэта”.
IV. Физминутка: (дети сами проводят).
V. Работа по сказкам.
Учитель: Произведения А.С.Пушкина живут в наших сердцах и конечно мы любим его замечательные сказки. Дополните названия сказок.
- “Сказка о (золотом петушке”)
- “Сказка о (мертвой царевне и семи богатырях”)
- “Сказка о (попе и его работнике Балде”)
- “Сказка о (рыбаке и рыбке”)
- “Сказка о (царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди”)
Молодцы!
Групповая работа (по два рисунка и пять отрывков на группу).
- Выберите отрывок из сказки к данному рисунку (Рисунок 2, 3, 4, 5, 6).
- Подчеркните красивые, удивительные слова и выпишите на доску (Приложение 2).
- Объясните смысл сказки.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
(Закончив, каждая группа вывешивает рисунок и читает подобранный отрывок).
Хором читаем выписанные слова на доске.
VI. Итог:
Учитель: Какое дивное дело сделал поэт?
Дети: Через стихи и сказки он показал красоту русского слова.
Учитель: Произведения А.С.Пушкина с удовольствием читают не только в России, но и во многих странах мира.
VII. Домашнее задание:
Прочитать любую сказку или поэму; выбрать дивные слова, с помощью которых А.С.Пушкин воспевает красоту русского слова.