Урок мировой художественной культуры "Влияние греческой поэзии на лирику Катулла и русских поэтов"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  1. Проследить художественное наследие античной цивилизации в мировой культуре
  2. Рассмотреть влияние греческой культуры на русскую культуры
  3. Совершенствование навыка сравнительного анализа
  4. Формирование у учащихся эстетического отношения к миру

Эпиграфы урока:

  1. «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество» (В.Г.Белинский)
  2. «Обаятелен мир древности…, потому что основа его жизни – гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства» (В.Г.Белинский)
  3. «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства» (Гораций, римский поэт)

Оборудование урока:

  1. Мультимедиа проектор
  2. Экран
  3. Телевизор
  4. DVD-плеер

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (сопровождается показом фрагментов фильма «Эрмитаж»)

В современной жизни мы часто встречаемся с сохраненной и сбереженной античной культурой. Входим ли мы в Эрмитаж в Петербурге или в Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, нас окружают античные боги и герои.

Грекам и римлянам, античной культуре принадлежит честь и радость первого в европейской истории освоения мира, его осознания в целом.

Антикус (от латинского) – древний. Но эту древнюю культуру мы ощущаем живой и встречаем ее не только в музее.

Колонны зданий мы до сих пор определяем по греческим ордерам: дорический, ионический, коринфский, и древний кентавр дает название роману современного писателя Джона Апдайка, башкирский поэт Мустай Карим пишет трагедию «Не бросай огонь, Прометей!2, а абхазец Фазиль Искандер – «Тринадцатый подвиг Геракла».

Конечно, человек изменился за 25 веков, отделяющих нас от времен расцвета античных государств, античного искусства. Но все-таки античность воскресает в истории человечества и, как чистый родник, питает искусство, ибо в ней были не только временные, но и вечные ценности.

Что привлекает нас в античности?

(с демонстрацией на экране):

  • цельность человека
  • его наивность и мудрость
  • его ощущение видеть себя свободным
  • органичное соединение с миром

II. Выступление учащегося

В духовной жизни римского общества во II – I веках до н.э. стали происходить изменения:

  1. Начинают распадаться те нравственные нормы, на которых строилась жизнь республики.
  2. В литературе и искусстве появляются новые веяния.
  3. Уходит в прошлое римская простота нравов и никакие запреты властей не могут остановить тяги к роскоши.
  4. Усиливается имущественное расслоение в обществе, а вместе с ним – и отчуждение высших кругов от народа.
  5. Защитники старых традиций приписывают это «растлевающему влиянию греков»:

(с иллюстрированной демонстрацией на экране):

  • большая часть римлян (знати) преклонялась перед греческими обычаями, искусством и литературой;
  • за большие деньги аристократы покупали ученых рабов-греков и отдавали им на воспитание своих детей или посылали сыновей в Афины, Эфес, другие крупные города. Чтобы они слушали там лекции знаменитых ораторов и философов;
  • риторские школы, где преподавали греки, открывались и в Риме;
  • в римском пантеоне появлялось все больше греческих богов, в их честь воздвигали храмы;
  • историки доказывали, что римляне ведут свое происхождение от греков времен троянской войны;
  • талантливые драматурги писали пьесы, беря за основу греческие образы.

Вывод:

  1. Открытый доступ к сокровищницам греческой культуры чрезвычайно обогатил духовную жизнь Рима.
  2. Римские интеллектуалы тянулись к тому, что не было еще создано их собственной цивилизацией. Их называли филэллинами, т.е. любителями всего эллинского.

III. Беседа с учащимися

  1. Последний век Республики. Каким в нем предстает Вечный город на семи холмах?
    Сообщение учащегося «Рим времен Гая Валерия Катулла»
  2. Это время отмечено расцветом не только латинской поэзии, о которой мы будем с вами говорить, но и латинской прозой. Кого из римских прозаиков вы знаете?
    Сообщение учащегося «Тит Лукреций Кар»
  3. В римской поэзии того времени боролись 2 течения:

(с демонстрация на экране)

Первое. Стремилось найти новые поэтические формы, испытать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, александрийскими поэтами.

Второе. Отстаивало традиционную форму стихосложения.

Сообщение учащегося «Гай Валерий Катулл»

  1. На экране таблица

«Периодизация античной культуры»

I период II период III период IV период
Доклассический (архаический) Классический (лирика – «мелос») Эллинистический (александрийская лирика) Эллинистически-римский
Гомер Сафо, Анакреонт Асклепиад Самосский,

Аполлоний Родосский

Катулл,

Вергилий

гекзаметр Сапфическая строка Большой асклепиадов стих Ямбический триметр
Описываются события Раскрывается внутренний мир человека

 

Утверждается ценность личности

Катулл – лирический поэт. Вспомните, что вы знаете о лирике, как о жанре. Ответы учащихся обобщаются, в результате на доске должна появиться запись (учащиеся дублируют ее в свои тетради):

  • в древности стихи и пение не были отделены друг от друга;
  • стихи сопровождались игрой на струнных инструментах (кифаре, арфе, лире);
  • лирика – стихи, изначально произносимые под звуки лиры;
  • классическая лирика у древних греков VII – VI веков до н.э. называлась мелос, т.к. состояла из трех элементов: слова, гармонии, ритма.
  1. Поэты писали и о самом тонком, трудно передаваемом чувстве – о любви.

(на экране появляются строки):

Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко пред тобой сидит,
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться…

Так писала Сафо, первая из известных нам поэтесс. К ее творчеству и обращается Катулл. Переводит ее, а свою возлюбленную называет Лесбией, в честь великой поэтессы.

Лесбия вечно бранит и бранит меня, не умолкая,
Пусть меня гром разразит: Лесбия любит меня!
Сам я таков потому, что браню, оскорбляю, однако…
Да разразит меня гром, если ее не люблю!

О том, что было общего и в чем различие в их творчестве

Исследование учащегося «Сафо и Катулл»

  1. Домашним заданием было выучить наизусть любое понравившееся стихотворение Катулла. Учащиеся читают наизусть стихи.

IV. Заключительное слово учителя

Античность на протяжении нескольких веков становится выразительницей идей каждого поколения.

Не миновала античность и Россию, которая благодаря историческим условиям была издавна тесно связана с «государством ромеев», греческой Византией, бывшей Восточной частью римской империи.

Если Западная Европа, унаследовавшая латинскую ученость римлян, только в XIV-XV веках стала знакомиться с греческими подлинниками, то на Руси греческий язык и греческая мудрость никогда не были чужими: переводы собрания поучений относятся к V веку. Медленно, но упорно Россия, особенно с XVII века приобщается к античности: открывается славяно-греко-латинская школа, затем преобразованная в академию, из стен которой вышел М.В.Ломоносов.

В XVIII веке античностью еще больше захвачено русское общество: издаются энциклопедии, грамматики, словари, мифологии, сборники по стихосложению.

Греко-латинская образованность была всем доступна, античность пронизала и литературу, и искусство, ею дышали, ею жили.

Сообщения учащихся «Античность в поэзии А.С.Пушкина»

«Античность в поэзии А.А.Блока»

«Антологические стихи А.Фета»

Антологические стихи писались классическими размерами: александрийским стихом, гекзаметром, элегическим дистихом.

Ни одно стихотворение на всем протяжении творчества Фета не вызывало таких восторгов, как антологическая «Диана» с ее пластической выразительностью, с точными, выверенными эпитетами и строгими интонациями александрийского стиха.

«Всякая похвала немеет перед высокою поэзиею этого стихотворения», - писал Н.А.Некрасов. Это стихотворение – шедевр», - вторил ему И.С.Тургенев.

Комментированное чтение стихотворения А.Фета «Диана» и Дельвига «К Диону»

Итог урока

Лирика Катулла вошла в золотой фонд мировой поэзии. Его стихи раскрыли сложный мир человеческих чувств. Поэзия Катулла не утратила своего обаяния за две тысячи лет. Вот почему обращались к Катуллу самые замечательные лирические поэты нового времени: Петрарка – в Италии, Байрон - в Англии, Гейне – в германии, Пушкин и Блок – в России.

Античной тематикой наполнено творчество Майкова, большую дань отдали ей и русские символисты – Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов.

Две темы пронизывают восприятие античности в России – трагедийная героика и тираноборчество. В каждой трагедии, даже у символистов, бунт свободной личности против насилия. Тираноборческие идеи особенно выразительны в творчестве А.Радищева, А.Пушкина, поэтов-декабристов.

Примечание: все термины с пояснениями учащиеся записывают в тетрадь.

Домашнее задание:

  1. В «Дневник читателя, зрителя, слушателя» записать свои ощущения от урока
  2. Подготовиться к уроку «Эволюция скульптурного портрета».

Задание по группам:

2.1.Фаюмский портрет (Древний Египет)

2.2. Выдающиеся скульпторы Эллады

2.3.Римский скульптурный портрет

Литература

  1. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры /Пособие для учителя/ ООО «Фирма МХК» М., 2000
  2. Ивлев С.А. художественная культура античности /Материалы для учителя МХК/, Международный союз книголюбов М., 2001
  3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990
  4. Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады. М., 1996
  5. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1996
  6. Чистякова Н.А. Античность как тип культуры. М., 1998
  7. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности в слове и образе М., 1984
  8. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1996
  9. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М., 1993
  10. Сборники стихов Сафо, Катулла, русских поэтов XIX – начала XX векаке