Цели и задачи:
- Проследить художественное наследие античной цивилизации в мировой культуре
- Рассмотреть влияние греческой культуры на русскую культуры
- Совершенствование навыка сравнительного анализа
- Формирование у учащихся эстетического отношения к миру
Эпиграфы урока:
- «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество» (В.Г.Белинский)
- «Обаятелен мир древности…, потому что основа его жизни – гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства» (В.Г.Белинский)
- «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства» (Гораций, римский поэт)
Оборудование урока:
- Мультимедиа проектор
- Экран
- Телевизор
- DVD-плеер
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (сопровождается показом фрагментов фильма «Эрмитаж»)
В современной жизни мы часто встречаемся с сохраненной и сбереженной античной культурой. Входим ли мы в Эрмитаж в Петербурге или в Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, нас окружают античные боги и герои.
Грекам и римлянам, античной культуре принадлежит честь и радость первого в европейской истории освоения мира, его осознания в целом.
Антикус (от латинского) – древний. Но эту древнюю культуру мы ощущаем живой и встречаем ее не только в музее.
Колонны зданий мы до сих пор определяем по греческим ордерам: дорический, ионический, коринфский, и древний кентавр дает название роману современного писателя Джона Апдайка, башкирский поэт Мустай Карим пишет трагедию «Не бросай огонь, Прометей!2, а абхазец Фазиль Искандер – «Тринадцатый подвиг Геракла».
Конечно, человек изменился за 25 веков, отделяющих нас от времен расцвета античных государств, античного искусства. Но все-таки античность воскресает в истории человечества и, как чистый родник, питает искусство, ибо в ней были не только временные, но и вечные ценности.
Что привлекает нас в античности?
(с демонстрацией на экране):
- цельность человека
- его наивность и мудрость
- его ощущение видеть себя свободным
- органичное соединение с миром
II. Выступление учащегося
В духовной жизни римского общества во II – I веках до н.э. стали происходить изменения:
- Начинают распадаться те нравственные нормы, на которых строилась жизнь республики.
- В литературе и искусстве появляются новые веяния.
- Уходит в прошлое римская простота нравов и никакие запреты властей не могут остановить тяги к роскоши.
- Усиливается имущественное расслоение в обществе, а вместе с ним – и отчуждение высших кругов от народа.
- Защитники старых традиций приписывают это «растлевающему влиянию греков»:
(с иллюстрированной демонстрацией на экране):
- большая часть римлян (знати) преклонялась перед греческими обычаями, искусством и литературой;
- за большие деньги аристократы покупали ученых рабов-греков и отдавали им на воспитание своих детей или посылали сыновей в Афины, Эфес, другие крупные города. Чтобы они слушали там лекции знаменитых ораторов и философов;
- риторские школы, где преподавали греки, открывались и в Риме;
- в римском пантеоне появлялось все больше греческих богов, в их честь воздвигали храмы;
- историки доказывали, что римляне ведут свое происхождение от греков времен троянской войны;
- талантливые драматурги писали пьесы, беря за основу греческие образы.
Вывод:
- Открытый доступ к сокровищницам греческой культуры чрезвычайно обогатил духовную жизнь Рима.
- Римские интеллектуалы тянулись к тому, что не было еще создано их собственной цивилизацией. Их называли филэллинами, т.е. любителями всего эллинского.
III. Беседа с учащимися
- Последний век Республики. Каким в нем
предстает Вечный город на семи холмах?
Сообщение учащегося «Рим времен Гая Валерия Катулла» - Это время отмечено расцветом не только
латинской поэзии, о которой мы будем с
вами говорить, но и латинской прозой. Кого
из римских прозаиков вы знаете?
Сообщение учащегося «Тит Лукреций Кар» - В римской поэзии того времени боролись 2 течения:
(с демонстрация на экране)
Первое. Стремилось найти новые поэтические формы, испытать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, александрийскими поэтами.
Второе. Отстаивало традиционную форму стихосложения.
Сообщение учащегося «Гай Валерий Катулл»
- На экране таблица
«Периодизация античной культуры»
I период | II период | III период | IV период |
Доклассический (архаический) | Классический (лирика – «мелос») | Эллинистический (александрийская лирика) | Эллинистически-римский |
Гомер | Сафо, Анакреонт | Асклепиад Самосский,
Аполлоний Родосский |
Катулл,
Вергилий |
гекзаметр | Сапфическая строка | Большой асклепиадов стих | Ямбический триметр |
Описываются события | Раскрывается внутренний мир человека | ||
|
Утверждается ценность личности |
Катулл – лирический поэт. Вспомните, что вы знаете о лирике, как о жанре. Ответы учащихся обобщаются, в результате на доске должна появиться запись (учащиеся дублируют ее в свои тетради):
- в древности стихи и пение не были отделены друг от друга;
- стихи сопровождались игрой на струнных инструментах (кифаре, арфе, лире);
- лирика – стихи, изначально произносимые под звуки лиры;
- классическая лирика у древних греков VII – VI веков до н.э. называлась мелос, т.к. состояла из трех элементов: слова, гармонии, ритма.
- Поэты писали и о самом тонком, трудно передаваемом чувстве – о любви.
(на экране появляются строки):
Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко пред тобой сидит,
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться…
Так писала Сафо, первая из известных нам поэтесс. К ее творчеству и обращается Катулл. Переводит ее, а свою возлюбленную называет Лесбией, в честь великой поэтессы.
Лесбия вечно бранит и бранит меня, не умолкая,
Пусть меня гром разразит: Лесбия любит меня!
Сам я таков потому, что браню, оскорбляю, однако…
Да разразит меня гром, если ее не люблю!
О том, что было общего и в чем различие в их творчестве
Исследование учащегося «Сафо и Катулл»
- Домашним заданием было выучить наизусть любое понравившееся стихотворение Катулла. Учащиеся читают наизусть стихи.
IV. Заключительное слово учителя
Античность на протяжении нескольких веков становится выразительницей идей каждого поколения.
Не миновала античность и Россию, которая благодаря историческим условиям была издавна тесно связана с «государством ромеев», греческой Византией, бывшей Восточной частью римской империи.
Если Западная Европа, унаследовавшая латинскую ученость римлян, только в XIV-XV веках стала знакомиться с греческими подлинниками, то на Руси греческий язык и греческая мудрость никогда не были чужими: переводы собрания поучений относятся к V веку. Медленно, но упорно Россия, особенно с XVII века приобщается к античности: открывается славяно-греко-латинская школа, затем преобразованная в академию, из стен которой вышел М.В.Ломоносов.
В XVIII веке античностью еще больше захвачено русское общество: издаются энциклопедии, грамматики, словари, мифологии, сборники по стихосложению.
Греко-латинская образованность была всем доступна, античность пронизала и литературу, и искусство, ею дышали, ею жили.
Сообщения учащихся «Античность в поэзии А.С.Пушкина»
«Античность в поэзии А.А.Блока»
«Антологические стихи А.Фета»
Антологические стихи писались классическими размерами: александрийским стихом, гекзаметром, элегическим дистихом.
Ни одно стихотворение на всем протяжении творчества Фета не вызывало таких восторгов, как антологическая «Диана» с ее пластической выразительностью, с точными, выверенными эпитетами и строгими интонациями александрийского стиха.
«Всякая похвала немеет перед высокою поэзиею этого стихотворения», - писал Н.А.Некрасов. Это стихотворение – шедевр», - вторил ему И.С.Тургенев.
Комментированное чтение стихотворения А.Фета «Диана» и Дельвига «К Диону»
Итог урока
Лирика Катулла вошла в золотой фонд мировой поэзии. Его стихи раскрыли сложный мир человеческих чувств. Поэзия Катулла не утратила своего обаяния за две тысячи лет. Вот почему обращались к Катуллу самые замечательные лирические поэты нового времени: Петрарка – в Италии, Байрон - в Англии, Гейне – в германии, Пушкин и Блок – в России.
Античной тематикой наполнено творчество Майкова, большую дань отдали ей и русские символисты – Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов.
Две темы пронизывают восприятие античности в России – трагедийная героика и тираноборчество. В каждой трагедии, даже у символистов, бунт свободной личности против насилия. Тираноборческие идеи особенно выразительны в творчестве А.Радищева, А.Пушкина, поэтов-декабристов.
Примечание: все термины с пояснениями учащиеся записывают в тетрадь.
Домашнее задание:
- В «Дневник читателя, зрителя, слушателя» записать свои ощущения от урока
- Подготовиться к уроку «Эволюция скульптурного портрета».
Задание по группам:
2.1.Фаюмский портрет (Древний Египет)
2.2. Выдающиеся скульпторы Эллады
2.3.Римский скульптурный портрет
Литература
- Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры /Пособие для учителя/ ООО «Фирма МХК» М., 2000
- Ивлев С.А. художественная культура античности /Материалы для учителя МХК/, Международный союз книголюбов М., 2001
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990
- Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады. М., 1996
- Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1996
- Чистякова Н.А. Античность как тип культуры. М., 1998
- Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности в слове и образе М., 1984
- Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1996
- Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М., 1993
- Сборники стихов Сафо, Катулла, русских поэтов XIX – начала XX векаке