Цели и задачи, решаемые в работе над проектом.
- Познакомить с народными и авторскими загадками, с их классификацией.
- Учить отгадывать загадки.
- Учить сочинять загадки, пользуясь опорами.
- Развивать мыслительные способности, речь, память.
- Развивать творческие способности, аккуратность, навыки обращения с ножницами, клеем.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Этапы работы над проектом.
1. Выбор темы проекта.
Детям рассказывается, откуда пришли к нам загадки (Приложение 1), предлагается загадка, которую они не могут отгадать (проблема). Решением проблемы будет знакомство со способами отгадывания загадок.
2. Выдвижение первоначальных идей.
- Нужно узнать как можно больше загадок, их
классификацию.
- Нужно научиться выделять, указанные в загадке
признаки неизвестного объекта (производить
анализ).
- Нужно научиться сопоставлять и объединять эти
признаки (производить синтез).
- Нужно научиться формулировать вывод (отгадать
загадку).
- Нужно научиться сочинять загадки.
- Нужно научиться использовать загадки в играх.
3. Выдвижение лучшей идеи: изготовить игру – лото “Сундучок загадок”.
4. Планирование проектной деятельности по изготовлению игры.
- Сколько карточек будет в лото? (Знакомство с играми “ лото”).
- Какие темы загадок выберем для нашего лото? (Знакомство с классификацией загадок (Приложение 2). (Приложение 6.)
- Какие загадки выберем в каждой теме? (Чтение и отбор загадок из сборников).
- Как будет выглядеть карточка? (Дети предлагают свои варианты оформления, рисуют отгадки в 2 экземплярах, печатают отгадки, приклеивают на цветной картон. Каждый ребёнок оформляет одну карточку на выбранную тему).
- Как будет выглядеть коробка для игры? (Дети предлагают свои варианты, помогают учителю в оформлении).
- Как оформить загадки? (Печатают загадки и приклеивают к картинкам с обратной стороны).
Игра-лото “Сундучок загадок” готова.
Проводится занятие по обучению способам отгадывания загадок. (Приложение 3)
Проводится занятие по обучению сочинению загадок, используя опоры. (Приложение 4)
5. Оценка и самооценка проекта.
Игровые карточки выставляются для просмотра и оценивания.
Первая пробная игра. Обнаружение и исправление ошибок.
6. Презентация проекта.
Урок-презентация проекта “Загадки из бабушкиного сундучка”.
Дети сидят за партами, поставленными полукругом.
Учитель. Мы с вами долго работали над проектом “Загадки из бабушкиного сундучка”. Итогом стала вот эта красивая и умная игра, которую мы назвали “Сундучок загадок”. Пришло время познакомить всех с нашим проектом.
В класс входит Бабушка – Загадушка (старшеклассница, одетая в русский народный костюм).
Бабушка-Загадушка.
Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Обо мне, наверное, вы читали в книжке?
Я загадки собираю,
Детям я их все читаю.
А зовусь я Бабушкой,
Бабушкой-Загадушкой.
У меня загадок столько,
Сколько звёзд на небе.
Темы разные у них:
Вещи, птицы, мебель,
Фрукты, овощи, цветы,
Звери, ягоды, грибы…
Этих тем не перечесть,
Даже обо мне там есть.
Есть загадки русские
(Краткие, народные).
Есть литературные
(Авторские, модные).
Чтоб загадку отгадать,
Нужно “голову ломать”.
Ты её анализируй,
Придёт время – синтезируй.
Делай вывод поскорей,
Раньше всех других детей.
Знаю я, что вы загадки
Сочиняли тоже.
Кто же первый не боится
И её изложит?
Дети читают загадки собственного сочинения. Присутствующие отгадывают. Учитель помогает.
Бабушка – Загадушка.
Знаю я, что вы игру
Сделали, ребятки.
Пришло время доставать
Из сундучка загадки!
Бабушка-Загадушка проводит игру. Она раздаёт игровые карточки, достаёт из бумажного сундучка по – очереди таблички с загадками и читает их. Дети отгадывают и накрывают этими табличками отгадки на своих игральных картах. Если кто – то не отгадал, табличка с загадкой откладывается. Выигрывает тот, кто первый закрыл свою игральную карту. В конце игры отгадывают отложенные загадки.
Бабушка-Загадушка.
Очень я довольна вами,
Милые детишки!
На прощанье подарю
С загадками книжки!
Вручаются книжки с загадками. Дети благодарят. Бабушка – Загадушка машет рукой и уходит.
Учитель. Понравился наш проект? Если вы хотите ещё создать что-то новое, подумайте об этом.