Цель:
- Вырабатывать умение у учащихся различать звуки [ц] и [ч] в слогах, словах, предложениях, опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую моторику кисти руки, зрительные ассоциации;
- Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа, слогового анализа и синтеза; развивать высшие психические процессы, способствовать оптимизации познавательных процессов учащихся-логопатов, расширять и активизировать словарный запас на материале темы « Птицы весной»;
- Формировать навыки общения в процессе учебной работы;
- Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к её объектам; Способствовать оздоровлению детей в процессе занятия через использование элементов психогимнастики, релаксации, упражнений для развития мелкой и общей моторик.
Оборудование:
-
Плакат с изображением букв-символов ч и ц, индивидуальные зеркала,
-
предметные картинки по теме: «Птицы» (скворец, грач, синица, ласточка, цапля, чайка, курица, страус, павлин); модели звуковых схем слов, плакат-карта Звукограда, картина «Ранняя весна», слоговое лото.
Ход заняти
I Оргмомент. Психогимнастика.
Звучит музыка.
Логопед:
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий…
Не это ли весна?
- По каким приметам мы узнаём весну?
- Что происходит весной с птицами?
Ученики:
Прилетают птицы с юга. У птиц появляются птенцы.
Логопед: Дети, отгадайте загадку:
«Явился в жёлтой шубке,
прощайте, две скорлупки»
Логопед: Кто это?
Ученики: (Цыплёнок)
Логопед: Изобразите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул голову, потом правое крыло, затем левое крыло.
Логопед: Как надо вести себя, чтобы не напугать его?
Ученики и логопед:
Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц! (приложив палец к губам)
Логопед:
В путь пора нам собираться,
С весенним ветром пообщаться.
-изобразите, как качаются на весеннем ветерке деревья
Ученики и Логопед:
Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч! (руки кверху, медленные движения влево, вправо)
Логопед:
-Какие весенние звуки мы произносили?
Ученики: [ц], [ч].
Логопед: Сегодня будем учиться различать звуки [ч] - [ц] и буквы Ц,Ч.
Наш путь лежит в «Весенний Звукоград».
II Основная часть занятия
1. Работа с зеркалами.Логопед: А теперь звук [Ч] пусть расскажет о себе.
Давайте его послушаем.
(Дети несколько раз произносят звук)
Что это за звук?
Ученики: согласный, глухой, всегда мягкий; преграда: язык, нёбо
Логопед: А, что вы можете сказать о звуке [Ц] ?
Ученики: согласный, глухой, всегда твёрдый; преграда: язык, зубы
Логопед: Давайте сравним звуки [Ц] и [Ч] ?
Ученики: У них разная преграда.( На доске появляется карта Звукограда с замками: Синим, Зелёным и Красным).
Логопед: В каком замке «Звукограда» живёт [Ц], а [Ч]?
Ученики: [Ц] живёт в Синем замке, этот согласный всегда твёрдый.
А [Ч] живёт в Зелёном замке, этот согласный всегда мягкий.
2. Соотнесение звуков с буквами.
(Логопед во время беседы обращает внимание детей на демонстрационный плакат с буквами – символами: буквой Ц – цаплей, буквой Ч - чайкой).
Звуку [Ц] на письме соответствует буква Ц. Особый элемент буквы, находящийся справа снизу, напоминает ногу цапли.
Звуку [Ч] на письме соответствует буква Ч.
Элемент буквы слева сверху похож на крыло чайки.
Логопед:А теперь откройте тетради. Запишите число, а на следующей строке тему занятия:[ ц] –[ч].
3. Работа по слоговой таблице.
(на доске слоговая таблица)
а) Вызванный ученик читает слоги, учащиеся на местах называют звуки, которые слышат.
ца - ча
ач - ац цу - чу уч - уц |
цо - чо
цы - чи чач - цац ич – иц |
5. Работа со словами.На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке
Жу- жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу,
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Сел на деревце скворец,
Вот и песенке конец…
«На весенней лужайке».
Логопед: На весенней лужайке собрались птицы. Назовите их.
Ученики: скворец, грач, цапля, ласточка, синица, чайка, курица, страус, павлин.
Логопед: В названиях каких птиц есть звуки [ ч ],[ ц ]? Называя птиц, укажите наличие и место звуков [ ч ],[ ц ].
Ученики: скворец - [ц] в конце слова, грач - [ч] в конце слова, цапля - [ц] в начале слова, синица - [ц] в середине слова, чайка - [ч] в начале слова, курица - [ц] в середине слова.
Логопед: Какие птицы на поляне лишние?
Ученики: павлин, страус
Логопед: Почему?
Ученики: Потому что в них нет дежурных звуков [ч] и [ц].
Логопед: Весной у птиц появляются птенцы. Как называются «птичьи дома», где птицы откладывают яйца, а затем выводят птенцов?
Ученики: гнезда, скворечники.
Логопед: Помогите птицам найти их гнезда. Подумайте и подпишите гнезда «птичьими именами»(скворец…и т. д.).
Совместная работа:
Ученики, сидящие за одной партой, получают «гнездо»- под каждым гнездом звуковая схема слов – названий птиц со звуками [ч] и [ц]).
Задание повторяется дважды.
Логопед: Молодцы! Вы помогли птицам.
А теперь запишите слова в тетрадь. Подчеркните в словах букву Ч зеленым карандашом, а букву Ц – синим.
Логопед: Постройте слоговую схему для слов: чайка, цапля.
6. Пальчиковая гимнастика.«Перелётные птицы»
Логопед: А теперь пусть ваши пальчики отдохнут, выполним пальчиковую гимнастику:
Тили – тели, тили – тели,
С юга птицы прилетели!
(Дети скрещивают большие пальцы, машут ладошками).
Прилетел к нам скворец,
Ласточка, грач, чибис и соловей.
Торопились: кто скорей?
(Поочередно сгибаются пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».)
7. Работа с предложениями.
Логопед: Ласточка с юга прилетела, принесла нам письмо от птиц.
Вставьте в слова буквы, которые стёрлись. Прочтите предложения из письма ласточки.
Логопед: ученики первого ряда вставят пропущенные буквы в предложения на доске и прочтут их.
Ученики второго ряда будут работать на месте и сверяться с доской.
(ученики II ряда получают листки с предложениями, буквы вписывают в слова синим и зелёным цветом соответственно: ц, ч)
Весной гра. и вьют гнёзда. Там они выводят птен . ов.
Не разоряйте пти . ьи гнёзда.
Логопед: Как нужно относиться к птицам, о чём просит нас ласточка.
Ученики: Их нужно беречь. Не надо разорять гнёзда…
Логопед: С такой просьбой обратилась к нам ласточка. А мы с вами с каким предложением обратимся ко всем детям?
Ученики: Надо беречь птиц!
Логопед: Давайте запишем эту просьбу в тетради: Берегите птиц!
(В это время на доске появляется плакат: Берегите птиц!)
III Итог занятия
Логическая игра «Зёрнышки»
Логопед: Птицы проголодались.
Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить?
Ученики:
Лягушек, мошек, червяков, гусениц, пшеницу, семечки…
Логопед:
Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зёрнышки; на них написаны слоги:
Логопед:
Сложите из зёрнышек слова, в которых два слога.
Логопед: Молодцы!
А что вам понравилось сегодня на уроке больше всего?
Ученики: …(предполагаемые ответы учеников)
Логопед: А что бы вы хотели ещё узнать о птицах?
Ученики:
Логопед: Впереди у вас весна и лето, вы многое можете узнать о птицах и их жизни.