Творчество

Разделы: Начальная школа


“В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат”.

В.А.Сухомлинский.

Стремление к творчеству характерна для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Кто не мечтает о творчестве?

Творчество

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Оно возвышает человека, обогащает его духовный мир, приближает к идеалу, к вечной мечте о прекрасном.

Ребенок, ежеминутно открывающий для себя все новые тайны мира, окружающего его, обладает колоссальным творческим потенциалом: у него свободное воображение, не скованное правилами и запретами.

Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание – имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то и другое. Так, писатель пользуется обычными словами, усвоенными в детстве и употребленными разными людьми миллионы раз; его языковое творчество проявляется в наилучшем выборе слов, новых оттенков, его знания в необычных сочинениях, создании образов, “переносных” смыслов.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже бездумных!) не составляют творческого элемента.

Подлинное творчество – это продолжение много векового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности. Оно не возможно без длительного, упорного, нелегкого труда, без глубокого познания того, что создано мыслителями, строителями, воспитателями, художниками, музыкантами, писателями прошедших веков и тысячелетий.

Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку поэзии” (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “личность”, “одаренность”. К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:

ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные (не стандартные) решение задач и пр.;

ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций; увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, конструированием, неродными языками и пр.;

активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;

хорошая память, развитые познавательные умения;

готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

Духовный мир человека (в любом возрасте) – это не только интеллект, не только мышление и речь, но мир эмоций, воображения и мечты, нравственных чувств и свести, мир веры в добро, общение с самим собой, это интуитивное понимание чувств другого человека и такт сопереживания. Дети бывают очень чутки и понимают намного больше, чем мы, взрослые, думаем.

Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Если иметь в виду наш предмет – родной язык, то и творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно – в драматизации; в различных видах сочинениях, в языковых играх, в составлении словарей, в моделировании явлений языка и т.п.

Педагогическая мастерская – это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Обращаясь к Вам с вопросом о том, чего не делает учитель в школе, мы чаще получаем ответ, что учитель в школе делает все: учит, воспитывает, развивает и т.д. Да, это так. Но согласитесь, что не хватает времени, чтобы затронуть самое главное – струны детской души, все как-то мимо души получается, знания предмета на первом месте. А ведь главный настройщик детской души – Учитель, и настраивает он детскую так, чтобы она все больше и больше была открыта свету, чтобы больше вбирала в себя тепла, хранила себя в чистоте, делала мир вокруг себя добрее и красивее.

Хватает ли у учителя времени, чтобы заглянуть в свой собственный Дом Души, увидеть и почувствовать Дом Души ребенка, своего ученика? Увы! На это времени просто нет! Тогда наступает самое страшное – кризис детской души, безверие, бездушие. Выход из кризиса есть: глубинное проникновение во внутренний мир ребенка – это и есть приближение к его душе.

С. Соловейчик писал, что однажды он понял: у каждого есть внутренний мир. Воспитание личности – помощь ребенку в созидании им своего внутреннего мира, своей личности.

Вчитайтесь в мастерские, в каждое слово, задание, всмотритесь, проведите и почувствуйте результат (хотя нет таких измерителей даже у психологов, чтобы исследовать внутренний мир), этическое это явление, где есть самое главное для понимания внутреннего мира ребенка: его слова, образ, мысль, мудрость, творчество, наивные сомнения и парадоксы. Наверное, в такой круговерти и рождается экология детской души.

Главную заповедь, воспитание экологически чистой души вы решите в мастерской, если включите свой “душевный экран”, если самым главным человеком на свете будете считать того, кто перед вами, если возьмете в свою практику педагогические мастерские.

Педагогические мастерские – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотрудничества.

В мастерской ребенок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован на основе определенных принципов.

Информационно-коммуникационная технология.

А.С. Макаренко твердил, что для учителя решающим являются даже такие мелочи, как стоять, как сидеть, как посмотреть… Он ввел такое понятие, как “педагогическая техника”. Педагогическая техника – это совокупность профессиональных умений.

Я думаю, каждый педагог знаком с проектом “Информатизации системы образования”. Поэтому использование ИКТ в образовательном процессе – задача сегодняшнего дня. Какое место она занимает на моих уроках?

Наверное не ошибусь, если скажу, что учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие диагностические функции можно возложить на компьютер.

Используя на своих уроках компьютер, мы получили ответы на эти и многие другие вопросы. Мы применяем компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков;

  • обогащение словарного запаса;
  • овладение нормами литературного языка;
  • знание лингвистических и литературоведческих терминов;
  • наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

При объяснении нового материала отбираем именно те лингвистические факты, которые наиболее трудны для объяснения или усвоения, которые могут быть легче “показаны, чем рассказаны”. Большое внимание уделяя реализации принципа коммуникативности в преподавании русского языка, развитию речевых навыков и умений учащихся, провожу сугубо речевые задания и упражнения, нацеленные на лексико-грамматический тренинг, на “подчистку” стандартных ошибок. Используем компьютер на уроках по теме “Фонетика”, где обучаемые имеют возможность сравнивать предъявленную на экране фоноспектропрограмму произносимых им звуков с эталоном.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты или контролируют слабых.

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки.

Надо отметить, что все эти технологии направлены на повышение уровня обученности, умственной и физической перегрузки школьников. Поэтому, помня о здоровьесберегающей технологии, обращаюсь и к блочно-модульной технологии, и дифференцированной, личностно ориентированной, которые создают условия, где учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, а индивидуальной темп работы обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Дело усугубляется сложившейся языковой ситуацией в обществе: почти полностью исчезла грамотная русская речь с экранов телевизоров и со страниц газет. Одновременно хлынули потоки низкопробной литературы, телесериалов с низким качеством перевода, мультфильмов, тексты которых состоят из одних глаголов, междометий и кличек персонажей.

Законы письменной речи для большинства детей стали так же далеки, как иностранный язык. Телевизионное сознание не только вытеснило книжное, но и само по себе изменилось. Ведь пятнадцать лет назад речь телеведущих только внешне была устной – а форма выражения оставалась письменной.

Очень важны для малышей игры словом и со словом, такие

творческие задания, развивают детей не только во время учебного процесса, но и во время проведения внеклассных мероприятий.

Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, утренники, вечера, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стен газет, устных и рукописных лингвистических журналов и др. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развертывание различных видов внеклассных мероприятий предлагает их гармоничные сочетание.