ЦЕЛИ:
- Формировать знания о трёх состояниях воды.
- Дать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния
- Показать связь этих процессов с сезонными изменениями в природе.
- Развивать наглядно-образное и логического мышление, воображение и творческие
- способности учащихся; умение проводить опыты и делать выводы по их результатам.
- Воспитывать экологически грамотного поведения в природе, осознанного отношения к сохранению чистоты водных ресурсов на планете.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- глобус,
- карта России
- альбомные листы
- цветные карандаши
- презентация в программе PowerPoint. (Приложение 1)
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Сегодня вы узнаете много нового, вы справитесь со всеми заданиями, у всех всё получится. Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение и вы настроены на рабочий лад.
- Знакомство с темой урока.
- Разгадав кроссворд, узнаем тему нашего урока. (СЛАЙД 1)
- Наш серебряный кинжал
Недолго дома полежал.
Мы поднять его хотели,
А он к порогу побежал. (Cосулька). - Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река) - Белая простыня всю землю обошла. (Облако).
- Заря-заряница по миру ходила,
Слезу уронила. (Роса). - Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь).
- Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох. (Град). - Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман). - Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинка).
Бывают двух видов: естественные и искусственные. (Водоёмы).
(СЛАЙД 2).
- Кто поёт эту песню? (Вода).
- Определите тему урока.
- Сегодня мы будем говорить о превращениях воды.
- Постановка целей урока.
- Какую цель перед собой поставите? (СЛАЙД 3).
- Изучение нового материала.
(СЛАЙД 4).
- На глобусе или карте наша планета голубая с жёлтыми, коричневыми, зелёными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, озёра, реки. Вода-вещество привычное и необычное. На Земле важнее воды для нас нет. Почти ? части Земли занято водой; снегом и льдом покрыто 20% суши. От воды зависит климат планеты. Тело человека почти на 70% состоит из воды.
Дома вы делали опыты. По вашим выводам мы составим схему о свойствах воды.
(СЛАЙД 5)
(Дети высказываются. Схема заполняется)
- Работа с учебником.
Заранее подготовленный ученик читает в каких состояниях встречается вода в природе. У остальных детей учебники закрыты. Чтение статьи сопровождается показом слайдов. (СЛАЙДЫ 6 – 13)
Вода – удивительное вещество. Нет конца её различным превращениям: то она росинка, то сверкающая снежинка, то прозрачный лёд. В природе вода может одновременно находиться сразу в трёх состояниях. Например, летом на вершинах гор она в твёрдом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары, - газообразная. При изменении температуры вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации.
- Закрепление.
- Расскажите по схеме, какие превращения могут
происходить с водой.
- Как называется процесс превращения льда в воду?
- Как называется процесс превращения воды в лёд?
- Как называется процесс перехода воды в пар?
- Что происходит с паром, когда он охлаждается?
- В каких состояниях встречается вода в природе? (СЛАЙД
14)
- Приведите примеры.
- Физминутка. (Со звуковым сопровождением)
(СЛАЙД 15)
Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два.
Звери у ручья напились,
Влево, вправо наклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши,
До чего же день хороший!
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.
- Работа в тетради.
- Выполните задание в рабочей тетради. (СЛАЙДЫ 16, 17)
- Продолжение работы с учебником.
- Сейчас мы узнаем, как образуется туман, иней, роса.
(СЛАЙДЫ 18 – 22)
(Чтение статьи в учебнике. Просмотр слайдов)
Туман белой пеленой как бы укутывает кусты, деревья, дома. Обычно туман стелется в низинах, над болотом, рекой – там, где в воздухе находится много водяных паров. Появляется туман обычно вечером, когда начинает остывать воздух. Водяные пары превращаются в маленькие капельки воды, которые парят в воздухе. Это и есть туман.
В больших городах, где воздух загрязнён копотью и пылью, образуется особенно плотный серый туман – смог. Он ест глаза, оседает в лёгких. Такой смог вреден для здоровья.
Туман можно наблюдать и дома. Вот кипит чайник или вода в кастрюле. Из носика чайника или из-под крышки кастрюли вырывается водяной пар. Попадая в прохладный воздух, пар превращается в капельки воды – появляется облачко тумана.
Роса образуется из водяного пара, находящегося в воздухе. Капельки росы появляются поздно вечером или ночью, когда воздух остывает. Ранним утром можно полюбоваться искрящимися всеми цветами радуги круглыми бисеринками росы.
Если ночью резко понизится температура и станет ниже нуля градусов, то появится иней – тонкий слой мельчайших кристалликов льда. Он покроет траву, ветви деревьев, крыши домов. Недолго можно любоваться инеем – под солнечными лучами испарится и он.
- Закрепление.
- Наблюдали ли вы росу, туман, иней?
- Чем сходны роса и туман?
- Чем различаются?
- Когда появляется смог?
- Чем он опасен?
- В каком состоянии находится туман? Смог? Роса?
Иней?
- Работа в группах.
Вода бывает жидкая, твёрдая и газообразная, а так же солёная и пресная. На Земле воды очень много и очень мало. Много - потому что ледники, океаны, моря … Мало - потому что пресной воды необходимо для жизни всего живого очень много, а большая часть её сильно загрязнена.
- Какой вывод можно сделать? (Воду надо беречь!)
- Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель. Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!
- Посмотрите на эти экологические знаки: (СЛАЙД 23)
- Что они обозначают?
- Ваша задача: в группах обсудить, придумать и нарисовать свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой.
- Выступление от групп. Защита проектов.
- Подведение итогов урока.
- В каких трёх состояниях может находиться вода?
- Какие превращения могут происходить с водой?
- Почему наш раздел называется «Замечательное вещество – вода?»
- Домашнее задание.
(СЛАЙД 24)
- Приготовить сообщения о явлениях природы, связанных с водой.