Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Превращения воды" с применением информационных технологий

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Формировать знания о трёх состояниях воды.
  • Дать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния
  • Показать связь этих процессов с сезонными изменениями в природе.
  • Развивать наглядно-образное и логического мышление, воображение и творческие
  • способности учащихся; умение проводить опыты и делать выводы по их результатам.
  • Воспитывать экологически грамотного поведения в природе, осознанного отношения к сохранению чистоты водных ресурсов на планете.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • глобус,
  • карта России
  • альбомные листы
  • цветные карандаши
  • презентация в программе PowerPoint. (Приложение 1)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Сегодня вы узнаете много нового, вы справитесь со всеми заданиями, у всех всё получится. Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение и вы настроены на рабочий лад.

  1. Знакомство с темой урока.

- Разгадав кроссворд, узнаем тему нашего урока. (СЛАЙД 1)

  • Наш серебряный кинжал
    Недолго дома полежал.
    Мы поднять его хотели,
    А он к порогу побежал. (Cосулька).
  • Течёт, течёт – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
  • Белая простыня всю землю обошла. (Облако).
  • Заря-заряница по миру ходила,
    Слезу уронила. (Роса).
  • Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь).
  • Похож я с виду на горох,
    Где я пройду – переполох. (Град).
  • Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман).
  • Что за звёздочки сквозные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмёшь – вода в руке. (Снежинка).

Бывают двух видов: естественные и искусственные. (Водоёмы).

(СЛАЙД 2).

- Кто поёт эту песню? (Вода).
- Определите тему урока.
- Сегодня мы будем говорить о превращениях воды.

  1. Постановка целей урока.

- Какую цель перед собой поставите? (СЛАЙД 3).

  1. Изучение нового материала.

(СЛАЙД 4).

- На глобусе или карте наша планета голубая с жёлтыми, коричневыми, зелёными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, озёра, реки. Вода-вещество привычное и необычное. На Земле важнее воды для нас нет. Почти ? части Земли занято водой; снегом и льдом покрыто 20% суши. От воды зависит климат планеты. Тело человека почти на 70% состоит из воды.

Дома вы делали опыты. По вашим выводам мы составим схему о свойствах воды.

(СЛАЙД 5)

(Дети высказываются. Схема заполняется)

  1. Работа с учебником.

Заранее подготовленный ученик читает в каких состояниях встречается вода в природе. У остальных детей учебники закрыты. Чтение статьи сопровождается показом слайдов. (СЛАЙДЫ 6 – 13)

Вода – удивительное вещество. Нет конца её различным превращениям: то она росинка, то сверкающая снежинка, то прозрачный лёд. В природе вода может одновременно находиться сразу в трёх состояниях. Например, летом на вершинах гор она в твёрдом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары, - газообразная. При изменении температуры вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации.

  1. Закрепление.

- Расскажите по схеме, какие превращения могут происходить с водой.
- Как называется процесс превращения льда в воду?
- Как называется процесс превращения воды в лёд?
- Как называется процесс перехода воды в пар?
- Что происходит с паром, когда он охлаждается?
- В каких состояниях встречается вода в природе? (СЛАЙД 14)
- Приведите примеры.

  1. Физминутка. (Со звуковым сопровождением)

(СЛАЙД 15)

Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два.
Звери у ручья напились,
Влево, вправо наклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши,
До чего же день хороший!
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.

  1. Работа в тетради.

- Выполните задание в рабочей тетради. (СЛАЙДЫ 16, 17)

  1. Продолжение работы с учебником.

- Сейчас мы узнаем, как образуется туман, иней, роса.

(СЛАЙДЫ 18 – 22)

(Чтение статьи в учебнике. Просмотр слайдов)

Туман белой пеленой как бы укутывает кусты, деревья, дома. Обычно туман стелется в низинах, над болотом, рекой – там, где в воздухе находится много водяных паров. Появляется туман обычно вечером, когда начинает остывать воздух. Водяные пары превращаются в маленькие капельки воды, которые парят в воздухе. Это и есть туман.

В больших городах, где воздух загрязнён копотью и пылью, образуется особенно плотный серый туман – смог. Он ест глаза, оседает в лёгких. Такой смог вреден для здоровья.

Туман можно наблюдать и дома. Вот кипит чайник или вода в кастрюле. Из носика чайника или из-под крышки кастрюли вырывается водяной пар. Попадая в прохладный воздух, пар превращается в капельки воды – появляется облачко тумана.

Роса образуется из водяного пара, находящегося в воздухе. Капельки росы появляются поздно вечером или ночью, когда воздух остывает. Ранним утром можно полюбоваться искрящимися всеми цветами радуги круглыми бисеринками росы.

Если ночью резко понизится температура и станет ниже нуля градусов, то появится иней – тонкий слой мельчайших кристалликов льда. Он покроет траву, ветви деревьев, крыши домов. Недолго можно любоваться инеем – под солнечными лучами испарится и он.

  1. Закрепление.

- Наблюдали ли вы росу, туман, иней?
- Чем сходны роса и туман?
- Чем различаются?
- Когда появляется смог?
- Чем он опасен?
- В каком состоянии находится туман? Смог? Роса? Иней?

  1. Работа в группах.

Вода бывает жидкая, твёрдая и газообразная, а так же солёная и пресная. На Земле воды очень много и очень мало. Много - потому что ледники, океаны, моря … Мало - потому что пресной воды необходимо для жизни всего живого очень много, а большая часть её сильно загрязнена.

- Какой вывод можно сделать? (Воду надо беречь!)

- Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель. Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!

- Посмотрите на эти экологические знаки: (СЛАЙД 23)

- Что они обозначают?

- Ваша задача: в группах обсудить, придумать и нарисовать свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой.

  1. Выступление от групп. Защита проектов.
  2. Подведение итогов урока.
  • В каких трёх состояниях может находиться вода?
  • Какие превращения могут происходить с водой?
  • Почему наш раздел называется «Замечательное вещество – вода?»
  1.  Домашнее задание.

(СЛАЙД 24)

- Приготовить сообщения о явлениях природы, связанных с водой.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4