Интегрированный урок (история + физика) по теме "Рождение новой европейской науки"

Разделы: Физика, История и обществознание


ОФО: Интегрированный урок (физика, история).

Оборудование: проектор, раздаточный материал, мультимедийная презентация. Приложение1.

МО: По степени самостоятельности ученика в приобретении знаний – репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный.

Цели урока:

Обучающая:

  • ознакомить учащихся с наиболее важными достижениями науки;
  • подвести к выводу о рождении новой европейской науки в эпоху Возрождения;

Развивающая:

  • развивать операционный стиль мышления учащихся;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;
  • продолжить развивать умения делать доклады, сообщения;

Воспитывающая:

  • воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности;
  • вызвать чувство восхищения великими учеными и их великим научным подвигом во имя прогресса всего человечества;
  • воспитывать у учащихся любознательность, интерес к великим открытиям, научной деятельности, знаниям.

Задачи урока:

  • Вспомнить какие представления существовали у европейцев в эпоху средневековья.
  • Познакомиться с наиболее важными достижениями науки того времени.
  • Выяснить как повлияли достижения науки на изменение представлений о мире.

Планируемый результат: учащиеся осознают, что в XVI-XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.

Проблемный вопрос: подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времен.

План урока:

1. Актуализация знаний

  • мобилизующее начало урока
  • проверка знаний учащихся.

2. Формирование умений и навыков

  • объяснение нового материала (беседа);
  • работа с источниками.

3. Применение полученных знаний и умений на практике:

  • постановка и решение проблемной задачи
  • творческое домашнее задание
  • подведение итогов урока
  • выставление оценок.

Ход урока 

1. Актуализация знаний.

(Учитель сообщает цели и задачи урока).

Проблема «Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени».

2. Фронтальное повторение материала

Учитель истории:

Стремились все - открыть, изобрести,
Найти, создать…царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
Валерий Брюсов.

Одной из характерных черт нового времени стало усиление интереса к окружающему миру. Старый средневековый образ мира начинает разрушаться.

- Ребята, как вы думаете, какие процессы и события в развитии европейского общества в 15 - 16 вв. повлияли на изменение представлений о мире?

Слайд (Великие географические открытия: 1492 г. – открытие Америки; 1498 г.– морской путь в Индию; 1519 – 1521 гг. - кругосветное путешествие).

Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили и дали новые знания о живущих на ней людях.

Рост городов, развитие мануфактурного производства, увеличение торговых связей между странами и континентами рождали потребность в точных научных знаниях.

Изменилась и духовная жизнь людей.

Рядом с постоянной мыслью о вечном, о душе (в те времена все люди были религиозны) проявляется интерес к жизни земной.

В эпоху средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности.

Однако любознательность и критическое отношение к действительности заставляют людей раннего нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали ученые гуманисты.

- Ребята давайте вспомним определение гуманисты.

Хотя наука в это время еще не была свободной от религиозных взглядов, а многие великие ученые оставались людьми верующими, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Духовенство поддерживало учение Птолемея. Слайд

Слайд - Давайте вспомним это учение. (Земля не подвижна и находится в центре мира).

Это учение не противоречило Библии о том, что бог создал Землю и людей, а Солнце и планеты заставил вращаться вокруг Земли.

3. Изучение нового материала.

Учитель истории:

Сокрушительный удар по устаревшим взглядам на Вселенную нанес великий польский ученый Н. Коперник.

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

- Работа с документом.

Выводы об учении Коперника.

Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

Открытие Коперника произвело переворот в науке и стало началом новой астрономии.

Слайд Дело Коперника было продолжено Дж. Бруно. Развивая учение Коперника, пришел к следующим выводам:

- Работа с документом.

Учитель истории:

Давайте обратимся к документу и выясним к каким же выводам пришел Дж. Бруно.

Итог: «Вселенная не имеет края, безмерна и бесконечна». Не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Вселенная – это бесконечное множество звезд. Вокруг Солнца все планеты.

Это учение Дж. Бруно стоило жизни. Он стал настоящим борцом за науку.

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

Итог: Николай Коперник разрушил старые представления о неподвижности Земли, являющейся центром Вселенной.

Джордано Бруно разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира.

Учитель истории:

Подобной судьбы еле удалось избежать другому гениальному ученому - Галилео Галилею.

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

Учитель физики:

Вы часто наблюдали падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.

Давайте проделаем простой опыт. Возьмем лист бумаги и отпустим его с высоты своего роста. Затем тот же листик скомкаем и снова отпустим с той же высоты. Что вы заметили? Конечно же, вам бросилось в глаза, что в первом случае бумага падает медленнее, чем во втором.

- Что является «виновником» торможения листа бумаги?

Нетрудно догадаться, что «виновником» торможения листа бумаги был воздух. А если будут падать перышко и свинцовый шар? Со времен Аристотеля считалось, что всегда тяжелые предметы падают быстрее легких. И только Г.Галилею, проведшему в своей лаборатории множество опытов с падающими телами, удалось выяснить, что если бы не было воздуха, все тела — и тяжелые, и легкие — падали бы одинаково. То есть в отсутствие воздуха наш плоский листик и смятый бумажный комок, пушинка и массивная гиря упали бы на землю с одной и той же высоты за одно и то же время.

Слайд Знаменитая «падающая» башня — это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый.

Слайд Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.

Слайд Свободное падение - это движение тел в безвоздушном пространстве (вакууме) без начальной скорости только лишь под действием притяжения Земли (под действием силы тяжести).

Слайд Лишь итальянскому ученому Галилео Галилею удалось установить, что траекторией тела, брошенного под углом к горизонту в безвоздушном пространстве, является парабола.

Итог: Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной.

Все открытия подтвердили учение Коперника и Джордано Бруно.

Учитель физики:

Слайд “Был этот мир глубокой тьмой окутан.

Да будет свет, и вот явился НЬЮТОН.”

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

Великий английский ученый семнадцатого столетия Исаак Ньютон заложил основы современных физики и астрономии.

Существует легенда, что однажды Ньютону с дерева на голову упало яблоко. Почему яблоко не улетает в сторону, а всегда падает вниз?

Инсценировка легенды.

Слайд

Когда однажды, в думу погружен,
Увидел Ньютон яблока паденье,
Он вывел притяжения закон,
Из этого простого наблюденья.

Слайд Ответ на этот вопрос дал открытый им закон ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ, которому подчиняется и падение яблока и движение планет.

Слайд о яблоне

Почему, разогнавшись на санках с ледяной горки, мы можем довольно долго мчаться по прямой? Почему, раскрутив педали велосипеда, мы можем катиться опять-таки довольно долго и, если не вертеть рулем, тоже прямо? Почему, резко остановившись, мы можем вылететь из седла?

Все это — проявления общего для всех тел свойства, называемого инерцией. Если вы хотите сдвинуть с места стол, вам надо приложить к нему силу, а стол как бы сопротивляется вашим стараниям. Это — инерция покоя. Если вы хотите остановить те же санки или велосипед, вам опять-таки надо приложить силу, только теперь тормозящую. И движущееся тело не подчинится вам мгновенно — тоже будет словно сопротивляться. Это — инерция движения.

Можно привести десятки хорошо известных примеров, где вы сталкиваетесь с инерцией. Еще не умея произносить это слово, вы набили себе немало шишек, знакомясь с ним, когда начинали ходить. Оказывается, как ни своенравна инерция, она подвластна строгим законам. Эти законы — одни из главных в механике. Их установил великий Исаак Ньютон, и, пользуясь этими законами, инерцию можно не только объяснить, но и «приручить».

Опыт Перед вами машинка, не заводная… Принцип действия данных игрушек основан на явлении инерции. Такие игрушки называют инерционными. На задней или передней оси находится ряд шестеренок, которые соединены с маховиком. При толкании игрушки, шестеренки придают движение маховику.

Слайд Но какое же оно свободное, если от воздуха никуда не деться? На этот вопрос окончательно ответил величайший английский ученый И.Ньютон. Он провел эксперимент с падающими телами в трубке, из которой был откачан воздух. Все подтвердилось!

Еще более наглядно равенство ускорений различных тел при свободном падении в безвоздушном пространстве демонстрируется с помощью прибора, называемого трубкой Ньютона. Она представляет собой длинную стеклянную трубку, в которую помещены перо, свинцовая дробинка, пробка.) Если в трубке есть воздух, то тела падают с разными ускорениями, дробинка с большим, пробка с меньшим, а перо с самым маленьким..

Если из трубки откачать воздух, то все три тела падают с одинаковым ускорением

Итог: Завершил создание новой картины мира в ранее Новое время.

Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики.

4. Закрепление.

Учитель истории:

А сей час исходя из полученных знаний мы попробуем ответить на поставленный в начале урока вопрос:

Слайд Какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени.

Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из девяти планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

Видеофрагмент (файл у автора)

Учитель истории:

Где используют законы Ньютона в настоящее время?

Поставив проблему изучения различных сил, Ньютон сам же дал первый блистательный пример ее решения, сформулировав закон всемирного тяготения, который до сих пор остается основой всех астрономических открытий. С его помощью ученые предсказывают затмения солнца и рассчитывают траектории космических кораблей.

Видеофрагмент

Учитель физики:

С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение ученых. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полеты человека в космическое пространство.

Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики (гигантское скопление звезд). Наша и другие Галактики в свою очередь образуют скопления галактик, а они – сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

Видеофрагмент

Учитель истории:

Итак, ребята на видеофрагменте вы еще раз убедились, что мир Вселенной очень многообразен. И мы все люди песчинки в этом мире. Исходя из сегодняшнего урока вы ребята, еще раз убедились о неограниченных возможностях человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы. И для этого, конечно, необходима сила воли, настойчивость, для того чтобы достичь успеха в поставленных целях.

5. Рефлексия.

- Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

6. Итоги урока. Оценки за урок.

7. Задание на дом.

  1. Параграф 10, пересказ
  2. Заполнить в тетради таблицу, стр. 87

«Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».

Дома вы заполните таблицу, учитывая материал урока и материал параграфа 10 т. к. открытия в этот период были и в других областях науки.

Приложение 2.
Приложение 3.