Урок изобразительного искусства по теме "Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • формировать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Задачи:

  • продолжить знакомство с понятием “декоративно-прикладное искусство”, со славянской орнаментальной символикой;
  • формировать понимание связи между представлениями людей об устройстве мира и образным строем орнамента;
  • познакомить с символическим значением предмета народного быта – полотенца;
  • развивать умение составлять декоративно-сюжетные композиции в связи с оформлением предметов быта, творчески применяя знания народной символики для создания орнамента;
  • воспитывать любовь к Родине, её традициям и народной культуре;
  • воспитывать активность, трудолюбие, аккуратность.

Оборудование:

  • для учащихся - эскизы полотенец, цветные карандаши, фломастеры;
  • для учителя – карточки-задания для групповой работы, табличка с понятием “декоративно-прикладное искусство” (на доске).

Зрительный ряд:

  • вышитые полотенца,
  • выставка-композиция из предметов декоративно-прикладного искусства,
  • таблица с изображением знаков-символов,
  • таблица “Символика цвета”,
  • иллюстрации с изображением вышитых природных орнаментов (“Берегиня”, “Древо жизни”, “Птицы”, “Конь”).

Музыкальный ряд:

  • аудиозапись “Народные мелодии”.

 Ход урока

I Организационный этап.

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Приветствие.
  3. Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народным творчеством, которое берет свое начало в древних временах.

II Введение.

- С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных непонятных явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей среде. Так появились верования в сверхъестественные силы природы: солнце, небо, воду, землю, растения.

Эти явления природы приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно-прикладное искусство.

III Повторение.

– Кто может объяснить значение этого понятия?

Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания предметов, которые можно использовать не только по и их прямому назначению, но и в качестве украшения.

- Все предметы, окружающие человека должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. Почему?

ДПИ имеет свой совершенно особый образный язык, освоение которого даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, задуматься о смысле, который он выражает.

2. Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма имеют символическое значение.

- Люди верили, что если желание “изобразить”, то оно обязательно сбудется. Изображали свои желания они с помощью знаков, в которых скрывается тайна. Давайте попробуем эту тайну разгадать и прочитаем эти загадочные знаки.

(На доске таблица, с которой учащиеся уже познакомились на прошлом уроке).

ЗНАКИ СОЛНЦА ЗНАКИ ЗЕМЛИ ЗНАКИ ВОДЫ

Каждой группе дается карточка-рисунок с символической композицией.

Задание: объяснить смысл изображения, обосновав своё решение.

(каждая группа совещается и комментирует изображение)

 3. – Цвет тоже имел символическое значение, нес в себе определенный смысл.

         Солнце, жизнь
  Трава, деревья
  Праздник
  Надежда
  Огонь
  Земля

Задание: соотнести цвет с его символическим значением.

  • почему для изображения “солнца”, “жизни” был выбран красный цвет? (красный – красивый, самое дорогое и главное изображалось этим цветом).
  • люди изображали в орнаментах и узорах то, что было для них важно. Почему среди этих важных вещей есть такой символ, как огонь?
  • используя голубой цвет, люди выражали надежду, мечту. А как на ваш взгляд, о чем могли мечтать наши предки, жившие 100-200 лет назад.

IV Изучение нового материала.

  • вукрашении предметов быта использовались и другие природные мотивы: берегиня, дерево жизни, изображения птиц и коней.
  • какой смысл стоит за каждым из этих символов нам расскажут ребята.

1. Сообщения учеников.

Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян. Берегиню часто изображали на одежде, полотенцах, стенах домов и всегда её фигура переплеталась с изображением птиц и растений.

Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. В произведениях народного искусства древо жизни изображалось в виде разветвлённого растения, с цветами, плодами, с причудливыми птицами, сидящими на ветвях.

Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребешками, пышными хвостами и узорчатыми перьями. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну - красну и тёплое лето. Птицы – это символ счастья, весны, тепла, света.

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца.

2. Микроитог:

  • Берегиня – символ плодородия земли, богатого урожая;
  • Чудо-дерево – символ вечной жизни;
  • Птицы – символ счастья;
  • Конь – символ солнца.

- Все природные мотивы взяты из жизни, из природы, но в ДПИ выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительные обобщённые образы без мелких деталей и подробностей.

3. Рассказ о значении полотенца в жизни русского человека.

- Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц- рукодельниц. Праздничные одежды, покрывала, скатерти, полотенца – все было украшено вышитыми орнаментами.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости.

У наших предков, например, существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром – от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром – нижним краем, где изображался восход солнца, а вечером – верхним, который символизировал закат.

- Все в жизни наших предков было не случайно, символично. Давайте попробуем изобразить движениями древние символы, а заодно и немного отдохнем.

V Физминутка.

Солнечный знак покажем вот так
(руками показывают круг)
Лучи распускаем, землю согреваем.
(руки протягивают в стороны)
У неба попросим дождик проливной.
(руки поднимают вверх)
Его изобразим волной.
(кистями рук имитируем волны)
Дождик застучал по крыше
(руки над головой “домиком”, топают, изображая звук дождя)
А потом все тише-тише.
(шаги на месте на носочках)
В землю весною семена сажаем
(присели)
Зелеными росточками летом прорастаем
(поднимаются, раскрывая руки вверх).

VI Объяснение задания.

- Выполнить эскиз вышитого полотенца. Украсить полотенце узорами и орнаментами. Используя знаки солнца, земли, воды составить из них более сложные композиции (пример на доске) и расположить их в полосках. Центр композиции украсить древними символами плодородия (Берегиня), вечной жизни (Древо жизни), счастья (Птицы), солнца (Конь).

VII Практическая работа.

(звучат народные мелодии)

VIII Выставка и анализ работ.

 

 IX Итог урока.

- На Руси существовала еще одна традиция, связанная с полотенцем: встречать дорогих гостей хлебом-солью, подавать хлеб на вышитом полотенце.

- Встречайте гости нашу хозяюшку (выходит ученица, выносит на полотенце каравай и угощает присутствующих):

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!

Потрудились вы на славу,
Всем на удивленье!
А теперь все вместе дружно
Принимайте угощенье!

- Почему основной цвет, используемый в народных орнаментах и узорах, да и в ваших работах - это красный? (цвет жизни)

- Верно, самое большое желание людей – жить. Оказывается, люди верили в то, что если желание изобразить, то оно обязательно сбудется.

- Какие еще желания люди выражали через орнамент? О чем они просили силы природы? (о дожде, об урожае)

- А почему это были главные желания? (от них зависела жизнь людей).

- Теперь, я думаю, увидев предметы народного искусства, вы сможете не только полюбоваться их красотой, но и суметь разгадать тайну, которую скрывают узоры и орнаменты.