Урок математики в 6-м классе по теме "Решение уравнений"

Разделы: Математика


Цели урока.

  1. Образовательные:
  • построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых;
  • формирование умения пользоваться алгоритмом при решении уравнений.
  1. Развивающие:
  • формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • формирование умения формулировать познавательные задачи, планировать познавательную деятельность;
  • развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
  1. Воспитательные:
  • выработка объективной оценки своих достижений;
  • формирование честности, как составляющей законопослушания;
  • формирование ответственности.

Оборудование: плакат с анаграммой; карточки на магнитах для изучения новой темы (приложение 1); опорный конспект по теме урока (приложение 2), карточки четырёх цветов с заданиями (приложение 3), опросный лист для каждого ученика (приложение 4).

Ход урока

  1. Актуализация знаний.
  1. Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой?
зачада
гукр
варунение
извененаяст

Ответ: задача, круг, уравнение, неизвестная. Лишнее слово – круг – геометрическая фигура, остальные слова не являются названиями геометрических фигур. Связь между оставшимися словами следующая: условие задачи содержит неизвестную величину, значение которой нужно определить, уравнение тоже содержит неизвестную величину; многие задачи решают, составляя по условию уравнение.

Учитель: На уроках математики вы действительно учитесь решать задачи, в том числе и при помощи составления уравнения. Уравнения у вас могут получиться самые разные, поэтому так важно умение решать любые уравнения.

Тема урока «Решение уравнений» (записывается тема урока).

  1. Операция «Ладошка». У каждого ученика карточка белого цвета с заданием:

Решите уравнение: х + 3,8 = 2, 7

х : =9
– 1,1 – b = – 3,3
4 : b =
5х + 3х = 16
3х – 1 = 5

(Задания одинаковые, поэтому решаем «на честность», не подглядывая к товарищу). Уравнения, на карточке решаются устно, ответы записываются на карточке. Эти же уравнения записаны на доске.

При проверке ответы записываются на доске, учащиеся сверяют ответы, делают отметки в опросном листе.

  1. Изучение нового материала.
  1. Учитель. Что ещё может быть нового в решении уравнений? Предлагаю вам решить уравнение 3х – 6 = 5х.

Какую особенность в записи уравнения вы заметили? Как решают такие уравнения?

Совместно с учащимися формулируем цель урока: составить алгоритм решения уравнения, когда неизвестная величина записана слева и справа от знака равно; научиться применять алгоритм при решении уравнений.

  1. Для того чтобы решать такие уравнения нужно знать особое свойство уравнений.

Опорный конспект: «Члены уравнения можно переносить из одной части уравнения в другую, изменив их знак на противоположный».

Внимание учащихся обращается на опорные слова, выделенные красным цветом.

Вернёмся к нашему уравнению. Какие слагаемые будем перемещать? Подчеркнём одной чертой неизвестные члены уравнения, двумя – известные; слева будем собирать неизвестные члены уравнения, справа – известные. Записывается слово «Решение».

Ниже выкладывается «мозаика» из карточек с записанными на них членами уравнения и вырезанными отверстиями, в которых отмечаются знаки членов уравнения. Перемещая карточки на доске, наглядно демонстрируем перенос слагаемых через знак равенства; проговаривая правило, отмечаем знаки членов уравнения. Для выполнения этой задачи вызывается помощник – ученик.

Далее делается запись решения уравнения: 3х – 5х = 6,

– 2х = 6,
х = 6 : (– 2),
х = – 3.

Выполняется проверка решения, с целью убедиться, что выполненные действия при решении уравнения позволяют найти верный корень уравнения. Записывается ответ.

Обращаюсь к ученикам с заданием перечислить этапы решения уравнения:

  • определить неизвестные и известные члены уравнения;
  • сгруппировать, пользуясь свойством уравнения, известные и неизвестные члены уравнения слева и справа от знака равно;
  • завершить решение уравнения.
  1. Пользуясь составленным алгоритмом и новым набором карточек, решаем следующее уравнение:

0,2 + 5х = – 3х – 2,2.

  1. Решение уравнения № 1300 (а) (учебник «Математика, 6 класс» Н.Я. Виленкина и др.).
  1. Закрепление знаний.
  1. Учитель. У вас на партах лежат карточки трёх цветов: розовые – самостоятельное решение уравнений; зелёные – самостоятельное решение уравнений, но там есть подсказки или частичная запись решений; жёлтые – совместная работа с учителем. Выберите карточку нужного вам цвета и приступайте к решению.
  2. Учащиеся приступают к выполнению заданий.
  3. Проверка ответов самостоятельной работы учащихся (ответы заранее записаны на доске) и отметка о выполнении в опросном листе. Выставление себе оценки за работу на уроке в зависимости от количества набранных баллов.
  1. Домашнее задание:
  • если были ошибки при решении уравнений на белой карточке, взять карточку домой и сделать работу над ошибками;
  • тем учащимся, кто выбрал жёлтую карточку взять домой карточку зелёного цвета и решить её;
  • учащимся, выбравшим зелёную карточку и решившим все задания без ошибок, взять домой розовую карточку и решить задания; если были ошибки, то взять домой зелёную карточку и сделать работу над ошибками;
  • учащимся, выбравшим розовую карточку и решившим все задания без ошибок, решить №№ 1298 , 1299 (учебник «Математика, 6 класс» Н. Я. Виленкина и др.); если были ошибки, то взять домой розовую карточку и сделать работу над ошибками.
  1. Итог урока.

Совместно с учащимися подводим итог урока о том, что узнали нового, чему научились, насколько успешна была работа на уроке. Выставляются оценки за урок учащимся, принимавшим активное участие на уроке и тем, кто успешно справился с самостоятельной работой.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4.