Любую систему задают рамки, а также система мест. Для системы методической работы такими рамками будут:
- положения концепции модернизации российского образования;
- проблемы школы, требующие решения;
- кадровый потенциал школы;
- традиции методической работы в школе.
В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” зафиксировано положение о том, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования”. Таким образом, Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода.
Сегодня в новых документах говорится о том, что во всех школах России должны широко использоваться современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Ребенок в школе должен почувствовать себя в конкурентной среде, а значит, усиливается воспитательная составляющая образования.
Для того чтобы построить систему методической работы, выяснить проблемы, определить цели и задачи, задать систему мест, нами 2 года назад был организован проблемный семинар “Перспективные цели и задачи работы школы”.
В ходе семинара появился перечень проблем:
- отсутствие содержательной коммуникации между педагогами;
- отсутствие единого педагогического “языка”;
- отсутствие преемственности между начальной и основной школой;
- низкий статус руководителя МО в школе;
- нет системы работы с молодыми учителями;
- практически нет общешкольных открытых уроков;
- низкий уровень здоровьесбережения в школе;
- непонятны (или отсутствуют) общешкольные цели и задачи, “модель выпускника”;
- педагоги выполняют много работы, есть успехи, но присутствует неудовлетворенность результатами труда, т.к. жизнь требует не только знаний.
Если говорить о кадровом потенциале коллектива школы, то он довольно высокий. Всего в школе 41 педагог. Имеют высшую категорию – 16, первую – 18, вторую – 5. Награждены отраслевыми наградами 12 педагогов. Имеют высшее образование - 36 педагогов, среднее специальное образование - 5. Средний возраст – 45 лет.
Традиции методической работы в школе представлены работой МО, традиционно в школе проводятся предметные недели.
Задав рамки, была сформулирована и основная цель:
Создание условий для формирования компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.
Для реализации поставленной цели были выбраны задачи:
- Модернизация содержания и технологий образовательного процесса;
- Создание условий для формирования личностных качеств и ключевых компетенций, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества;
- Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
- Внедрение технологий здоровьесбережения.
В результате работы была сформулирована методическая тема школы: формирование ключевых компетенций как условие развития личности педагогов и обучающихся.
Вся эта работа легла в основу создания системы методической работы, структуры и плана работы. То есть, по сути, были заданы рамки для методической работы в школе.
В структуру методической работы входит методический совет, семь методических объединений учителей, две проблемные группы “Проблемы преемственности между начальной и основной школой” и “Технология проблемного обучения”, школа молодого педагога.
В школе создана система мест подготовки и демонстрации успешности педагогов:
места подготовки:
- МО
- проблемная группа
- школа молодого педагога
- консультации
- семинары
- педсоветы
места демонстрации успешности:
- методическая неделя
- школьный конкурс учебно-методических работ
- конкурс “Лучший руководитель МО”
Эта система была построена в ходе проблемных семинаров. Ежегодно на методическом совете происходит анализ достаточности системы мест, планирование работы на следующий год.
На заседаниях методического совета происходит также содержательное обсуждение реализации методической темы школы и результатов работы МО:
- Составляющие ключевых компетенций в начальной, основной и старшей школах;
- Ключевые компетенции как основа содержания, форм, методов и результатов образования в начальной, основной и старшей школах;
- Освоение педагогами выбранных современных образовательных технологий;
- Способы диагностики сформированности ключевых компетенций у участников образовательного процесса.
Основные формы работы МО:
- предметная неделя;
- семинар;
- круглый стол;
- открытый урок и его обсуждение;
- отчет по теме самообразования;
- консультации;
Проблемные группы создаются на 1-2 года, и когда проблема решается, проблемная группа распускается. В составе таких групп работает 10-15 педагогов. В настоящий момент в школе работают 2 проблемные группы - “Проблемы преемственности между начальной и основной школой” и “Технология проблемного обучения”.
Следующее место подготовки - это консультации. Проводим как групповые, так и индивидуальные консультации:
- для аттестующихся педагогов;
- по организации деятельности и планированию работы для руководителей МО и проблемных групп;
- по анализу работы за год для руководителей МО, проблемной группы;
- “Виды учебно-методических работ педагогов”;
- “Оформление учебно-методических работ”;
- “Конкурсы для педагогов городского, регионального, федерального уровня”;
- “Подготовка электронных презентаций”;
- “Как подготовить буклет”;
- “Требования к оборудованию и оформлению учебного кабинета”;
В школе работает школа молодого педагога. На заседаниях “школы” рассматривются вопросы: возрастная периодизация, психологические особенности младшего школьника, подростка, старшего школьника; формы и методы работы с разными возрастными группами; планирование и анализ урока.
Система нашей работы состоит также из мест демонстрации успехов педагогов. Главное из них - методическая неделя.
Плюсы методической недели в том, что в эту неделю проходит много открытых уроков, мастер-классов, внеклассных мероприятий, которые все педагоги школы могут посетить. Кроме того, мы в рамках методической недели проводим консультации, мероприятия базовой площадки. Методическая неделя “Формирование ключевых компетенций у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности” проходила в феврале 2007г. В рамках методической недели прошла экспресс-конференция, на которой были представлены содержательные сообщения по теме методнедели руководителей МО.
В 2008 году методическая неделя называлась “Технологии игрового и проблемного обучения как средство формирования ключевых компетенций”. Главное отличие от предыдущего года в том, что педагоги осваивают новые формы работы, такие как мастер-класс, презентация опыта работы; открытые уроки прошли на более высоком уровне.
Еще одно место демонстрации успешности педагогов - школьный конкурс учебно-методических работ. Этот конкурс призван создать условия для обобщения и описания опыта педагогов. Хочется отметить, что при проведении конкурса впервые, в нем приняли участие 11 педагогов. Победитель и призеры представили работы на городской конкурс и были отмечены дипломами 2 и 3 степени.
Входит в систему методической работы и конкурс “Лучший руководитель МО”, который призван повысить статус руководителя МО в школе, а также выявить интересный опыт, результативные формы деятельности МО.
В течение двух лет в школе работает городская базовая площадка “Формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса”.
Для обеспечения работы всех этих мест нужна, конечно, нормативная база. Нами были разработаны положения о школьном конкурсе учебно-методических работ, о школьном конкурсе “Лучший руководитель МО”, о школьной методической неделе, о проблемной группе, о предметной неделе.
Обновлены положения о методическом совете, школьном МО, о методическом кабинете. Разработана программа воспитания и обновлена программа развития школы.
В результате работы:
- определен набор современных образовательных технологий, которые позволяют формировать ключевые компетенции – это игровые технологии, технологии проблемного обучения и в его рамках исследовательский метод и метод проектов, технология уровневой дифференциации, коллективный способ обучения, технологии групповой деятельности, а также технология коллективных творческих дел И. Иванова в воспитательной работе;
- началось освоение игровых технологий, технологии проблемного обучения и в его рамках исследовательского метода и метода проектов;
- определены технологии и методики диагностики сформированности ключевых компетенций у участников образовательного процесса. Это итоговое тестирование ученика в форме ЕГЭ, рейтинговая модель, мониторинговая модель (создание “портфолио”).
- создана эффективная система мест подготовки и демонстрации успехов педагогов на школьном уровне, результативная система подготовки к мероприятиям муниципального уровня (по результатам мониторинга, опросов и анкетирования система методической работы признана эффективной);
- в школе успешно работает базовая площадка Комитета по образованию;
- создан современный методический кабинет, который является центром методической работы в школе;
- значительно вырос уровень профессионализма педагогов, специалистов, руководящих работников школы.
В городских конкурсах “Социальный педагог XXI века”, “Педагог – организатор будущего” специалисты школы заняли 1 место.
В городском конкурсе “Лучший учебный кабинет” в течение двух лет побеждают кабинеты школы.
На городской конкурс учебно-методических работ в 2007 и в 2008гг. 7 работ стали дипломантами и номинантами конкурса.
Ежегодно в конкурсе “10 лучших учителей города” побеждают учителя школы.
В городской выставке “Современное образование – 2007” экспозиция “Формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса: ступени роста и успеха” МОУ СОШ №1 победила в номинации “За лучшее представление и высокий содержательный уровень представленных материалов”. В 2008г экспозиция школы отмечена медалью выставки.
В муниципальном этапе всероссийского конкурса “Учитель года” в декабре 2007г. учитель школы занял 3 место.
В муниципальном конкурсе “Лучший методический кабинет” в феврале 2008г. заместитель директора школы отмечен в номинации “Лучший заместитель директора по методической работе”.
Таким образом, представленные результаты успешности педагогов школы, учреждения в целом за 2 года подтверждают результативность и эффективность системы методической работы.