Цели:
- Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания безударных гласных, парных согласных в корне слова.
- Обогащать словарный запас речи учащихся. Формировать коммуникативную компетентность на этнокультурноведческом материале.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, развивать внимание к окружающему миру.
- Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.
Вид урока: интегрированный (русский язык, развитие речи).
Формы проведения: урок – игра.
Оборудование: видеозапись «Зимний лес», аудиозапись классической музыки, картина «Лес», «Катание с горы», «Рождественская звезда», карточки с заданиями, тест, правило поведения в лесу, «Словарь русского языка С.И. Ожегова».
Ход урока
I. Организационный момент.
У нас необычный сегодня урок, выяснить надо, кто в классе знаток.
Ребята, наша задача урока такова, повторить какие орфограммы прячут слова.
Сначала мы к словам с безударной гласной в гости придем, затем к парным и удвоенным согласным в гости зайдем, а завтра с непроизносимыми согласными знакомство проведем. Что вы знаете о гласных и согласных?
Гласные и согласные
Бывают такими опасными.
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы и эти проблемы.
Готовы в путь?
II. Эмоциональный настрой.
Игра в команде непроста.
Внимание прояви к друзьям.
Тогда получится игра
На зависть всем: и мне и вам.
Друг друга поддерживать, победу одерживать. У коллектива большая сила.
III. Повторение пройденного.
Начнём работу с повторения
Ведь повторение – мать учения.
- Что изучает раздел русского языка?
- Проверим насколько хорошо изучили тему «Состав слова».
- Графический диктант:
- При помощи какой части слова предметы становятся большими и маленькими?
- Изменяемая часть слова- это?
- Разделительный твердый знак пишется после?
- Главной частью основы является?
- Каково лексическое значение слова корень?
- Попробуйте составить слово: на, к, а.
- Инсценирование сказки «Неразлучные друзья».
- Ребята, давайте поможем друзьям составить слово ( нагрузка).
- Что означает слово нагрузка? (физическая нагрузка, учебная нагрузка)
- Во время урока у нас будет большая нагрузка, надо будет не только говорить и писать, но и много думать.
- Объясните изречение Козьмы Пруткова «Зри в корень»
- Вывод: без корня нет смысла, нет самого слова. Прочитайте слово
ник, ум, и
IV. Определение темы урока.
V. Актуализация знаний учащихся. Работа в группах.
- Как проверяем безударные гласные?
Что?
Где?________надо проверять
Как?
Чем? - Тест.
- Вывод.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
Физминутка.
VI. Развитие речи:
- Назовите праздник, который мы отмечаем зимой? Праздник, который мы считаем самым сказочным, самым веселым в году. Всегда ли Новый год праздновали 1 января?
- Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому люди стараются встретить Новый Год весело, с песнями, плясками. На Новый Год загадывают желание, украшают свои жилища.
- Что является символом этого праздника?
- Чем принято украшать ёлку?
- Составьте новогодние рифмы.
Новый Год- хоровод.
Наряд- маскарад.
Игрушка- хлопушка.
- Выделите изученные орфограммы.
- А откуда приходят в наши дома пушистые красавицы, смотрите видеозапись.
- Как долго живет ель?
- Как определить возраст ели?
- Какую пользу приносят ели людям?
- Как размножается ель?
- Кто из жителей леса любит лакомиться семенами ели?
- Как ель предсказывает погоду? Узнаем на уроке окружающего мира.
- Как помочь елям жить долго, приносить людям пользу и радость?
* не срубать
* не обламывать макушку молодого дерева
* не украшать квартиру живым деревом, а заменить композицией их хвойных лап ( так мы сохраним 30 000 живых ёлочек, только в этом году в своём городе)
- Стихотворение «Приглашаем в лес на ёлку» (А. Ибряев)
- Как вы, думаете, почему мальчик не срубил ёлку?
- Чему обрадовался весь класс?
VII. Этнокультуроведческая тема.
- Проведите классификацию слов в зависимости от орфограмм.
Мороз, Святки, колядка, гадание.
- Какой народный праздник можно угадать по этим ключевым словам?
( Рождество)
- А что является символом Рождества, вы узнаете из задания. Исключите из ряда букв, буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки:
п, ф, з , к, с, в, т, с, е, з, ш, п, п, д, ф, с, а. ( звезда)
- С рождением Христа в небе появилась огромная звезда, она сияла так ярко, что вызывало изумление. Люди считали звезду ангелом. В канун Рождества, вечером, когда в небе зажигалась первая звезда – та самая, что зажглась во время рождения Христа, парни делали свою звезду из 3,4-ых поперек сложенных лучинок, а также палок, бумаги, украшали звезду фальгой и бумажными цветами. В центре крепили свечу, затем звезду прикрепляли на длинную палку и торжественной процессией обходили все дворы, затем совершался обряд колядования.
Коляда, коляда,
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Коляда, коляда,
Падай пирога,
Подай не ломай,
А по целому давай!
- Творческая работа в группах. Составить предложения с опорными словами, выделить основу предложений:
Дома Дети Ходить Колядки |
Гости Угощать Хозяева Пирог |
Люди Сочельник Кутья Кисель |
- После колядования собирались все на игрища. Какие зимние забавы вы знаете? Самая веселая игра зимой, игра в снежки.
- Поиграем и посмотрим, кто самый «меткий», нужно собрать из комочков слова (заморозки, изморозь). Работа со словарем Ожегова.
VIII. Итог урока.
Какие правила сегодня повторяли? Что вам помогло в выполнении заданий?
(знания). Оцените свою работу в команде. Украсьте елочку игрушками.
IX. Домашнее задание.
Творческая работа «О зиме»
Написать одну пословицу, загадку и фразеологизм.
Список литературы:
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004/05 год
- Я иду на урок в начальную школу. Русский язык., М; «Первое сентября» 2000год
- Праздники знаний. Уроки обобщающего повторения в системе развивающего обучения. Л.В. Занкова. 1-4 класса. И.В. Аверьянова, Н.Н. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2008.