Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с обучающимися? Совершенно очевидно, как бы хорошо ни готовил к работе ВУЗ, решающее становление мастерства происходит в школе, в живом общении с детьми, на практике. Именно в первые годы начинается интенсивное формирование тех качеств, которые определяют степень мастерства будущего учителя. Всем известно, что у молодых учителей очень высок уровень тревожности, часто наблюдается завышенная самооценка, отсюда формирование авторитарной позиции учителя к ученикам. А это значит, что молодые педагоги становятся более категоричны, однозначны, склонны строже оценивать поступки детей. Изменение ценностных ориентаций начинает проявляться и в восприятии атмосферы школы, ее психологического климата. Чтобы избежать этого, мы стараемся создавать в школе ситуацию успеха. Опытные педагоги проявляют тактичность, профессиональную и человеческую мудрость, стараются бережно относиться к убеждениям и позициям молодых коллег, оказывают им реальную поддержку во всем. Отсюда задача администрации - организация целенаправленной, оперативной помощи молодым учителям в приобретении практического опыта:
- умения применять теоретические знания в конкретной практической работе;
- изучение передового педагогического опыта, поиск методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся;
- приобретение и совершенствование педагогических навыков воспитательной работы;
- выявление профессионально значимых личностных качеств молодого специалиста.
Какую же деятельность осуществляет школа?
Это, прежде всего, диагностика затруднений в работе молодых специалистов. Выявлены следующие затруднения:
А) в подготовке урока:
- подготовка учебного материала в соответствии с целями, выбор методов обучения;
- формирование мотивов учения, развитие познавательного интереса, обеспечение единства обучения, воспитания, развития;
- подбор способов и приемов, обеспечивающих эффективную познавательную деятельность обучающихся.
Б) в общении:
- неумение найти правильный тон в отношениях;
- затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися;
- неумение концентрировать внимание на существенном, главном.
Работа с молодыми специалистами осуществляется по плану.
№п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Составление плана на учебный год |
Август |
Администрация |
2. |
Организация наставничества (закрепление молодых специалистов) |
Сентябрь |
Администрация |
3. |
Определение нагрузки молодых специалистов с учетом рационального использования их рабочего времени |
Сентябрь |
Директор, зам. по УВР |
4. |
Диагностирование профессиональных затруднений молодых специалистов |
Октябрь, февраль |
Администрация школы, социально-психологическая служба, профсоюзный комитет |
5. |
Совершенствование педагогического мастерства, профессионального роста молодых учителей: |
В течение года |
Администрация, наставники |
6. |
Привлечение молодых учителей к жизни и традициям школы |
В течение года |
Администрация, наставники, профком |
7. |
Посещение уроков у молодых учителей администрацией, учителями-наставниками |
В течение года |
Администрация, наставники |
8. |
Ведение учета статистических данных по движению молодых специалистов, по их аттестации |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
9. |
Рассмотрение вопроса о состоянии работы с молодыми специалистами на совещании при директоре, ШМО |
1 раз в год |
Администрация |
В течение года, исходя из затруднений молодых специалистов, каждому оказывается индивидуальная адресная помощь по различным вопросам обучения и воспитания. Возможна работа в группах по некоторым общим вопросам.
Вариант работы школы молодого учителя предлагается в виде следующей таблицы.
№п/п |
Тема занятия |
Вид занятия |
Время проведения |
Кто проводит |
1. |
Оформление школьной документации (личных дел, журналов) |
Практическое занятие |
1-я неделя сентября |
Зам. по УВР |
2. |
Подготовка учителя к уроку (обучение составлению поурочного и тематического планирования) |
Практическое занятие |
3-я неделя сентября |
Зам. по УВР, наставники, председатели МО |
3. |
Составление плана воспитательной работы |
Практическое занятие |
4-я неделя сентября |
Зам. по ВР, наставники, председатели МО |
4. |
Поколение образовательных технологий. |
Лекция |
2-я неделя октября |
Директор |
5. |
Типы и структуры уроков |
Самообразование. собеседование |
4-я неделя октября |
Зам. по УВР |
6. |
Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения |
Семинар |
2-я неделя ноября |
Зам. по УВР |
7. |
Основные понятия технологии постановки цели |
Лекция |
4-я неделя ноября |
Зам. по УВР, наставники |
8. |
Просто и технологично о методах обучения |
Лекционно-семинарское занятие |
2-я неделя декабря |
Зам. по УВР, наставники |
9. |
Стимулы обучения |
Лекционно-семинарское занятие |
2-я неделя января |
Зам. по УВР, председатели МО |
10. |
Анализ конструирования учебного занятия |
Семинар |
февраль |
Зам. по УВР |
11. |
Алгоритм анализа учителем проведенного урока |
Практическая работа |
В течение года |
Зам. по УВР, председатели МО, наставники |
12. |
Посещение уроков коллег |
Самообразование |
В течение года |
|
13. |
Итоги работы за год |
Круглый стол |
Май |
Администрация |
Целенаправленная работа с молодыми специалистами способствует своевременной адаптации, вовлечению их в жизнь школы, продолжению традиций. Позволяет своевременно избегать ошибок во взаимоотношениях с обучающимися, учителями, между собой, позволяет «технически» подготовить к самостоятельной работе и закрепить на данном месте.