Урок математики
Тема урока: Производная. Её физический и геометрический смысл.
Цель урока:
- Подведение итогов по изученной теме.
- Проверка умений и навыков учащихся.
- Показать межпредметные связи (математика, информатика, физика).
- Показать возможность использования технических средств для решения конкретных задач.
План урока:
- Устные упражнения.
- Физический смысл производной. Решение задач.
- Тест.
- Геометрический смысл производной. Решение задач.
- Работа на карточках (для дальнейшего использования решений на уроке информатики).
Ход урока
1) Устные упражнения (с помощью тренажера « Найди производную функции» [1]). Вспоминается таблица производных, правила дифференцирования сложной функции. [Приложение 1]
2) Определение: Физический (механический) смысл производной состоит в следующем. Если S(t)- закон прямолинейного движения тела, то производная выражает мгновенную скорость в момент времени t: V=S’(t)
На практике во многих отраслях науки используется обобщение этого равенства: Если некий процесс протекает по закону S=S(t),то S’(t)- выражает скорость протекания этого процесса в момент времени t.
Примеры из физики: q’(t)=I; a=V’(t)
Письменно: , где t- время в секундах. Найти V и a в момент времени t, если t=1c, t=2c, t=2,1c, t=3,5c.
Решение: V=S’(t)=2t+4 V(1)=6 V(2)=8 V(2,1)=8,1 V(3,5)=11 a=V’(t)=2м/с2 Характер движения- ?
Три человека у доски:
При движении тела по прямой расстояние S (в м) от начальной точки изменялось по закону ; Через сколько секунд тело остановится? |
Материальная точка массой 5кг движется по закону . Найти силу, действующую на неё в момент t=2c. |
Тело, выпущенное в момент t=0, со скоростью V0=20м/с с поверхности земли движется по закону м. Найти момент времени, когда скорость тела в 4 раза меньше первоначальной. |
По графику определить особенности движения, особенности построения графика.
Рисунок 1
Опишите характер движения, V0=?, t0=?, Найдите по графику ускорение через 10 с после начала движения.
Построить график скорости и определить характер движения, найти ускорение через 50 секунд после начала движения, если (с комментированием с места).
3) Тест с самопроверкой [Приложение 2] [2]
4) Определение: Геометрический смысл производной состоит в следующем: если к графику функции y=f(x) в точке с абсциссой x0 можно провести касательную не параллельную оси у, то f’(x) выражает угловой коэффициент касательной. k=f’(x0)=tga
Устная работа.
Определить значение производной в точке х0.
Рисунок 2
Три человека у доски.
Составить уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой х0:
- 1 вариант. , x0=-1
- 2 вариант. , x0=2
- 3 вариант. , x0=0,5
5) Обсуждение с классом особенностей построения графика квадратичной функции на ИВТ.
- Направление осей на экране, начало отсчета.
- Направление ветвей параболы.
- Как сделать график на экране симметричным, выбор промежутка в программе в зависимости от координат вершины.
- Почему удобнее взять первый коэффициент меньше единицы по модулю? Как выбрать х0?
Предлагается работа на карточках. Необходимо выполнить математические расчеты, сделать эскизы графиков. [Приложение 3]
(Дальнейшая проверка правильности расчетов при построении графиков на следующем уроке ИВТ).
Домашнее задание: № 1306, № 1312, № 1362. [3]
Подведение итогов урока.
Урок информатики
Тема урока: Геометрический и физический смысл производной в среде программирования.
Цель урока: научиться строить графики функций и касательных к ним в заданной точке.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Фронтальный опрос по повторению материала.
- Самостоятельная работа учащихся на ПК.
- Проверка полученных результатов с помощью проектора.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Конспект урока:
1. Тема нашего сегодняшнего урока: Геометрический и физический смысл производной в среде программирования.
Наша цель научиться строить графики функций и касательных к ним в заданной точке.
2. Давайте вспомним последовательность построения графиков функций в среде программирования Basic:
- Напомните особенность расположения координатной плоскости в графическом адаптере Basic? (ось ординат направлена вниз, начало координат сдвинуто в верхний левый угол.)
- Таким образом, в окне вывода мы увидим 1-ую четверть. Каковы размеры графического экрана? (от 0 до 640 по оси абсцисс и от 0 до 480 по оси ординат)
- Оператор перехода в графический экран Screen 12.
- Что нужно для построения осей? (Оператор LINE.)
- Подумайте каким образом их проградуировать (разметить)? (В цикле с использованием оператора FOR NEXT, границы изменения счетчика от 0 до 640 по Ох, от 0 до 480 по Оу с шагом 10), (В цикле через 10 точек)
- С помощью какого оператора можно подписать оси? (При помощи оператора LOCATE x,y: PRINT.
- Напомните план построения графика любой функции. (При помощи оператора PSET(x,y), в цикле с использованием оператора FOR NEXT, с заданными границы относительно абсциссы вершины по Ох, с шагом .01)
3. Самостоятельная работа. Учащиеся работают по вариантам. [Приложение 3]
Полученную картинку проверяем с математической точки зрения.
Во второй задаче строим график скорости, и линии пересечения с осями в данный момент времени.
- Решенные задачи сохраняем в файле F:\11 класс\11в\ под своей фамилией.
- Проверка решения задачи на экране через проектор.
Критерии оценки:
- «5» за две задачи
- «4» выполнена первая задача, вторая задача не до конца (график функции построен).
- «3» за одну задачу
Подведение итога урока, выставление оценок.
Используемая литература:
- Борткевич Л. К. Повышение вычислительной культуры учащихся; «Школа-Пресс» Математика в школе №5, 1995.
- Шеломовский В. В. «ЕГЭ 2004 Математика»; Мурманск, 2004.
- Алимов Ш. А, Колягин Ю. М. и др. «Алгебра и начала анализа 10-11»; М. Просвещение, 2002.