МЕДИАПРОДУКТ
I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Вид мадиапродукта:
- наглядная презентация учебного материала.
III. Схема взаимосвязи кадров презентации:
- Тема.
- Задачи урока.
- Цели урока.
- Элементы треугольника.
- Вывод.
- Практическое задание.
- Вывод.
- Практические задания.
- Вывод.
- Составьте классификационную схему видов треугольников.
- Теоретическое задание.
- Практическое задание.
- Демонстрационный фрагмент построения высот:
а) в прямоугольном треугольнике;
б) в тупоугольном треугольнике. - Самостоятельная работа.
- Домашнее задание (творческое).
- Иллюстрация примера.
- Рефлексия.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебнике нет практических заданий, проблемных вопросов и элементов исследования );
- эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей);
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет практических заданий и одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации), умения работать в команде, в группе;
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности (практический раздаточный материал: треугольники разного вида по длине стороны, величине углов и цвету);
- развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
- компьютер,
- проектор,
- раздаточный практический материал,
- ножницы.
Задачи занятия:
- Освоение необходимых и достаточных знаний по данной теме.
- Развитие учебно – познавательной компетентности:
- формирование навыков анализа полученной информации, и её применения к решению проблем;
- развитие таких качеств мышления как гибкость, критичность, широта, глубина, логичность, быстрота и т. п.;
- обучение мыслительным операциям сравнения, классификации, обобщения, анализа исинтеза, абстрагирования и конкретизации;
- развитие интуиции, способности предвидеть последствия применяемых решений, умения устанавливать причинно – следственные связи.
Карта занятия.
Комментарий хода урока | Время (мин) |
№ слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Проблема: Условия, определяющие существование треугольника. | 10 | 1 - 9 | Внимание, память. | Активность, поиск, логичность. |
Классификация видов треугольников. | 3 | 10 | Точность речи. | Умение анализировать полученную информацию, сравнивать, классифицировать. |
Практические задания: При помощи сгибания построить в треугольнике: а) медианы, б) биссектрисы, в) высоты |
15 |
11 - 12 |
Внимание, аккуратность, умение работать с раздаточным материалом, развитие творчества, состязательности. | Способность предвидеть , умение устанавливать причинно – следственные связи. |
Проблемный вопрос: Во всех ли случаях можно построить высоты путём сгибания? | 6 | 13 | Наблюдательность, развитие познавательного интереса в работе с группой. | Групповая работа: обобщение, анализ, аргументированность. |
Самостоятельная работа | 5 | 14 | Внимание, память | Сосредоточенность, глубина. |
Домашнее задание (творческое). | 3 | 15, 16 | Любознательность, творчество. | Самостоятельность, неординарность. |
Рефлексия | 3 | 17 | Самокритичность | Объективность, критичность, коммуникативность. |
Форма урока: презентация проекта (I блок).
Тема: Треугольник. Основные понятия и элементы. (1 слайд)
Задачи
- развитие творческих способностей, воображения и фантазии;
- обучение совместным интеллектуальным действиям;
- воспитание организованности, целеустремлённости (2 слайд).
Цели:
- освоить необходимые и достаточные знания по теме “Основные понятия и элементы треугольника”;
- научить анализировать полученные данные и делать выводы.
- применять полученные знания в решении новых задач и проблем (3 слайд).
Ход урока
I. Орг. момент: (1 слайд) – Объявляется тема урока. Выбираются руководители групп.
II. Вступление:
Учитель: “В конце I четверти вы получили проектные задания по данной теме. И сегодня мы попытаемся выполнить коллективную защиту этих заданий”.
(2 слайд) – объявляются задачи урока.
Учитель: “Откройте тетради и приготовьте их к работе.
-Как вы думаете, какая цель у нашего урока?”
(3 слайд).
Учитель: “ Мы с вами начали изучать новый предмет “Геометрия”. Что вы можете о нём рассказать? (выступления нескольких учащихся)”.
Учитель: “Какие основные фигуры мы изучили?”
(4 слайд).
Проблемный вопрос.
Учитель: “Какому условию должны удовлетворять три точки, чтобы быть вершинами треугольника? Где они могут лежать?”
Учитель: “ Какой делаем вывод? (учащиеся делают свои высказывания)”
(5 слайд).
Вывод: Все три точки не должны лежать на одной прямой.
Практическое задание (6 слайд).
Учитель: “Возьмите из цветной бумаги треугольник. Отрежьте у него два угла и приложите их вершинами к вершине третьего угла так, чтобы одна из сторон каждого отрезанного угла совпала с одной из сторон третьего угла”.
(закрепить эти детали на магнитную доску) – работа в парах.
Учитель: “Какой вывод о сумме углов исходного треугольника можно сделать?”
Проблемный вопрос.
Учитель: “Почему сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым углам?”
(7 слайд).
Учащиеся делают свои высказывания, дополняют ответы своих одноклассников.
Вывод: 1. Три угла составляют развёрнутый угол, а он равен 1800.
2. Развёрнутый угол равен двум прямым углам.
(8 слайд).
Практическое задание.
Учитель: “В школьной мастерской из проволоки изготовили четыре стержня с длинами 3см, 7см, 9см и 10см. Выясните, из каких трёх стержней можно составить треугольник, а из каких нельзя.”
Подсказка. Сравните длину каждой стороны треугольника с суммой и разностью длин двух других его сторон.
Учитель: “Приведите примеры троек чисел, которые могут быть длинами сторон:
- а) равностороннего треугольника;
- б) равнобедренного треугольника;
- в) остроугольного треугольника;
- г) тупоугольного треугольника”.
Учитель: “Сделайте общий вывод о соотношении длин сторон треугольника”.
(9 слайд).
Вывод: Сумма любых двух сторон треугольника всегда больше третьей стороны.
- Итак: работая над проектными заданиями, вы выяснили, что существует несколько видов треугольников.
Теоретическое задание обобщающего характера.
Учитель: “Составьте классификационную схему видов треугольников. Записи сделайте в тетради, а затем мы проверим себя”.
(10 слайд) – учащиеся выполняют самостоятельную работу (работа в группе) и затем сверяют её с ответом на слайде.
Классификационная схема видов треугольников.
По величине углов 1). Остроугольные. 2). Прямоугольные. 3). Тупоугольные. |
По длине сторон: 1)
2)
3)
|
Теоретическое задание.
(11 слайд).
Учитель: “Найдите в учебнике определение медианы, высоты, биссектрисы треугольника и запишите в рабочую тетрадь (стр.33 – 34” - учащиеся работают самостоятельно.
Практические задания: -работа в команде
(12 слайд).
Учитель: “1).Возьмите вырезанные из бумаги жёлтые треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний. Для каждого сгибанием постройте по три медианы. Линии сгиба выделите разными цветами” - учащиеся выполняют работу и показывают учителю.
Учитель: “2). Возьмите вырезанные из бумаги зелёные треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний. Для каждого сгибанием постройте по три биссектрисы. Линии сгиба выделите разными цветами” - учащиеся выполняют работу и показывают учителю.
Учитель: “3). Возьмите вырезанные из бумаги красные треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний. Для каждого сгибанием постройте по три высоты. Линии сгиба выделите разными цветами” - учащиеся выполняют работу и показывают учителю.
Учитель: “Во всех ли случаях можно построить высоты путём сгибания треугольника?”
Предлагается работа в группах.
Учитель: “Постройте высоты в прямоугольном и тупоугольном треугольниках”.
(13 слайд).
Два ученика строят высоты на проектной доске, а класс в тетрадях.
Учитель: “Где пересекаются высоты у прямоугольного треугольника? у тупоугольного треугольника?”
Заслушиваются ответы учащихся, проверяются несколько построений.
Учитель: “Выполним самостоятельную работу, затем её самопроверку и самооценку”.
(14 слайд).
Самостоятельная работа.
Вопросы, ответы:
- Сколько высот, медиан, биссектрис имеет любой треугольник?(три)
- Сколько общих точек имеют медианы в треугольниках разного вида? (одну)
- Сколько общих точек имеют высоты в треугольниках разного вида? (одну)
- Сколько общих точек имеют биссектрисы в треугольниках разного вида? (одну)
- Какими могут быть треугольники по величине углов? (1.остроугольные;2. прямоугольные 3. тупоугольные;)
- Какими могут быть треугольники по длине стороны? (1.разносторонние; 2. равнобедренные 3. равносторонние.)
- Чему равна сумма углов треугольника? (1800.)
Учитель: “Проверьте свою работу и оцените, используя критерии оценки”.
Критерии оценки: “3” - 5 вопросов, “4” - 6 вопросов, “5” - 7 вопросов.
(15 слайд).
Домашнее задание (творческое).
- Сочинить рассказ, сказку или стихотворение о стране треугольников.
- Составить картинку из различных видов треугольников.
- В печатной рабочей тетради № 64, 65 стр.26.
(16 слайд).
(17 слайд).
Рефлексия. (Беседа учителя с классом).
- Что больше всего тебе запомнилось на уроке?
- Что удивило?
- Что понравились больше всего?
- Каким ты хочешь увидеть следующий урок?
Учитель: “Мы провели защиту проектных заданий из I блока “Треугольник”. Руководители групп вам выставили оценку за работу, вы на этот листок поставьте себе оценку за самостоятельную работу, а я выставлю общую.
Оценка будет объявлена.
Спасибо за урок!”
Итоги, выводы, результаты.
Урок удался. Решили поставленные задачи и достигли цели урока. Учащиеся получили удовлетворённость от совместной работы, научились строить медианы, биссектрисы и высоты не только при помощи угольника, но и при помощи перегибания фигуры, используя определения этих понятий.
Список информационных источников:
- Л.С.Атанасян. “Геометрия 7 - 9”, “Просвещение”, 2006г.
- Журнал “Математика в школе” №4, 2006г.
- И.С.Сергеев, В.И.Блинов. “Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности”, “Школьное образование”, 2007г.