Цели:
- формировать умение обозначать звуки буквами;
- действия чтения; учебную деятельность учащихся,
- воспитывать трудолюбие, культуру общения.
Материал к уроку: Р.Х.Ягафарова, А.Ш.Асадуллин “Азбука” 83 стр., касса букв
Оборудование:
- компьютер,
- интрактивная доска
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап:
1. Приветствие учащихся.
Чтение стихотворения (хором):
Зазвенел звонок весёлый,
Наш учитель у доски.
Мы пришли сегодня в школу
Мы теперь ученики.
2.Актуализация знаний:
а) – Сейчас давайте повторим алфавит (хором):
А, Б ,В, Г, Д, Е, Ё, Ж
Прикатили на еже.
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха,-
Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я-
Вот и все мои друзья. (Б.В.Заходер)
б) Обобщение знаний об изученных буквах:
Работа с кассой.
-Какие звуки мы с вами обозначили буквами? Первая группа соберите гласные буквы, вторая – звонкие согласные, третья - глухие согласные.
Дети в группах собирают буквы, называют.
- Какая работа у гласных звуков? (Составляют слог и обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков.) Самооценка.
- С какой последней буквой познакомились? ( С буквой Ф. Показ на интрактивной доске. Рис.1)
рис1.
- Какая у неё работа? ( У буквы Ф 2 работы: обозначает твёрдый согласный звук, обозначает мягкий согласный звук.) Самооценка.
в) Чтение слоговой таблицы (на интрактивной доске): фа фу фо фы фи
г) - Ребята, давайте поиграем в игру “Катание с горки”. Слова читаем вставляя вместо точек букву Ф: ( на интрактивной доске)
- . ира
- . ара
- . орма
- . онтан
- со.а
- В каких словах [ф] твёрдый? (В словах: фара, форма, фонтан, софа)
- В каких словах [ф] мягкий? (В слове Фира)
Самооценка.
II. Постановка учебной задачи:
Деление картинок на 2 группы :
- посмотрите на рисунки, назовите их по- русский (работа в парах). Самооценка.
- выберите рисунки с словами в которых есть звук [ф]. Дети выходят по одному, на интрактивной доске собирают картинки. (Рис.2)
рис2.
- что общего у слов из второй группы? (Во всех словах есть звук [д] ).
- значит, какой звук мы с вами будем сегодня обозначать буквами? (Звук [д] ).
III. Решение учебной задачи:
1. Повторение стихотворения (хором):
Один этаж
В доме –наш,
На нём –
Мы живём.
В подвале
Мыши,
Воробьи –
Под крышей. (В.Степанов)
- о чём это стихотворение? (О доме)
- какое перовое слово в стихотворении? (Один)
- составление звуковых схем слов “дом”, “один”.
- для каких звуков нет букв в словах?( Для звуков
[д], [д] ) А есть у нас буквы для обозначения этих
звуков? Кто их знает? Сегодня узнаем все.
Показ буквы. Изучение графики букв Дд. - какая работа у буквы Д? (Обозначает мягкий согласный звук, обозначает твёрдый согласный звук.) Показ на интрактивной доске. (Рис.3).
рис3.
– У звука [д] есть друг .Как вы думаете кто это?
(Это звук [т] – глухая пара).Показ на интрактивной доске. Рис.4
рис4
Повторение в парах. Самооценка.
Физкультминутка . Обращается внимание на чёткое произношение звуков [д], [т]
Вот трава, а вот дорожка.
Вот девчонка - руки ножки,
Носик, ротик, голова,
И косички, как трава. (Н.Забила)
Работа с “Азбукой” (стр.83)
а) чтение слогов
б) чтение слов
в) беседа по рисунку:
- какое время года?
- что на земле?
- куда идут дети?
г) чтение текста учителем
д) беседа по содержанию текста:
- что подарила мама?
- куда идут Тимур и Алсу?
- что они делают на стадионе?
- на чём мы ещё катаемся зимой?
Составление предложений по рисунку. Показ на интрактивной доске. Рис.5
рис5.
е) чтение текста учащимися
ж)
- в каких словах звук [д] твёрдый? (подарила, идут)
- в каких словах звук [д,] мягкий? (Лида, Дима, стадион). Самооценка.
IV. Рефлексия:
- чем занимались сегодня на уроке? (Обозначали звуки буквами)
- как это делали? (сказали слово, составили звуковую схему , для каждого звука нашли свою букву)
- какая работа у буквы Д? (повторение по модели)
Самооценка. Оценка учащихся.