Урок по технологии в 8-м классе. Тема: "Ручная художественная вышивка гладью"

Разделы: Технология


Цель урока:

  • ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
  • формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;
  • формировать умения выбора материалов для вышивания.

Воспитательная:

  • вырабатывать точность и аккуратность в работе;
  • формирование положительной мотивации к предмету;
  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор,
  • ПК.

Инструменты и материалы:

  • пяльцы,
  • ткань 20 x 20 см,
  • нитки мулине,
  • набор игл,
  • ножницы,
  • карандаш,
  • копировальная бумага,
  • образцы рисунков,
  • образцы вышивки,
  • инструкционные карты.

Дидактический материал:

  • презентация “Вышивка гладь”,
  • инструкционные карты швов гладь,
  • образцы вышивок гладь.

Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)

Ход урока

I. Организационный момент

  • Проверка готовности к уроку.
  • Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение материала по разделу вышивание

Письменно ответить на тест.

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

  • а) батик;
  • б) мережка;
  • в) ришелье;
  • г) простой крест;
  • д) владимирская гладь.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

  • а) координатной сетки;
  • б) ксерокса;
  • в) линейки и циркуля.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;
  • б) спрятать нить под стежками;
  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

  • а) карандаш;
  • б) копировальная бумага;
  • в) фломастер;
  • г) ножницы;
  • д) эскиз рисунка.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

  • а) пяльцы;
  • б) нитки мулине;
  • в) нитки х/б;
  • г) напёрсток;
  • д) крючок.

Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.

III. Изучение темы урока

  • Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.
  • Показ презентации

Слайд №1.

В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Слайд №2.

Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.

Слайд №3.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Из истории вышивки (зачитывает одна из учениц). Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. [2]

Слайд №4,5.

Из истории вышивки (зачитывают ученицы). Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.

С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье. [2]

Слайд №6.

На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.

Слайд №7.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки — “русская гладь”: растительный узор выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные “разделки” — стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани. Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др. [3]

Слайд № 8.

Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Слайд № 9.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Слайд №10.

Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ.

Слайд №11.

В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.

Слайд №12..

Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

Слайд №13-15..

Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.

IV. Практическая работа.

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
  3. Не шить ржавой иголкой.
  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.

В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  4. Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.

Оценивание работ учащихся.

Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

  1. Е. Б. Глинская. Азбука вышивания. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Н.И.Тихонравова. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой.- Йошкар-Ола, 2002.
  3. Сайт учителя технологии Шик Н.Л. www. tehnologiya. narod. ru