Цель урока:
- ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.
Задачи:
Обучающая:
- формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
- формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;
- формировать умения выбора материалов для вышивания.
Воспитательная:
- вырабатывать точность и аккуратность в работе;
- формирование положительной мотивации к предмету;
- формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
- воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.
Развивающая:
- развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
- развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.
Оборудование:
- мультимедиапроектор,
- ПК.
Инструменты и материалы:
- пяльцы,
- ткань 20 x 20 см,
- нитки мулине,
- набор игл,
- ножницы,
- карандаш,
- копировальная бумага,
- образцы рисунков,
- образцы вышивки,
- инструкционные карты.
Дидактический материал:
- презентация “Вышивка гладь”,
- инструкционные карты швов гладь,
- образцы вышивок гладь.
Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение материала по разделу вышивание
Письменно ответить на тест.
1. Швейные изделия отделывают вышивкой.
- а) батик;
- б) мережка;
- в) ришелье;
- г) простой крест;
- д) владимирская гладь.
2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.
- а) координатной сетки;
- б) ксерокса;
- в) линейки и циркуля.
3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.
- а) завязать узелок;
- б) спрятать нить под стежками;
- в) закрепить нить в петлю.
4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.
- а) карандаш;
- б) копировальная бумага;
- в) фломастер;
- г) ножницы;
- д) эскиз рисунка.
5. Для вышивания необходимы следующие материалы.
- а) пяльцы;
- б) нитки мулине;
- в) нитки х/б;
- г) напёрсток;
- д) крючок.
Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.
III. Изучение темы урока
- Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.
- Показ презентации
Слайд №1.
В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Слайд №2.
Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.
Слайд №3.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Из истории вышивки (зачитывает одна из учениц). Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. [2]
Слайд №4,5.
Из истории вышивки (зачитывают ученицы). Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.
В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.
С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье. [2]
Слайд №6.
На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.
Слайд №7.
Из истории вышивки (зачитывает ученица). Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.
МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки — “русская гладь”: растительный узор выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные “разделки” — стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани. Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др. [3]
Слайд № 8.
Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.
Слайд № 9.
Из истории вышивки (зачитывает ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.
Слайд №10.
Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ.
Слайд №11.
В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.
Слайд №12..
Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.
Слайд №13-15..
Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.
IV. Практическая работа.
Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
- Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
- Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
- Не шить ржавой иголкой.
- Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
- Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
- Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
- Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.
Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).
На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.
В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:
- Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
- Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
- Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.
Оценивание работ учащихся.
Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
- Е. Б. Глинская. Азбука вышивания. – М.: Педагогика, 1991.
- Н.И.Тихонравова. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой.- Йошкар-Ола, 2002.
- Сайт учителя технологии Шик Н.Л. www. tehnologiya. narod. ru