Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа


Каждый год 1 сентября, начиная новый учебный год, мы проводим в своих классах урок Гражданственности. Знакомим учащихся с такими понятиями, как “гражданин”, “патриот”, “правительство”, “государственные символы” и др. Ребята узнают о том, что значит жить по законам своей страны, быть преданным ей; знакомятся с правами и обязанностями гражданина. Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою Родину; способности в будущем встать на защиту государственных интересов.

Прекрасный знаток русской словесности, этнограф, талантливый писатель В.И. Даль так трактует понятие “патриот” в своём словаре: “Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб”. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. У детей проявление этого чувства начинается с памяти детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу. И лишь взрослея, они начинают понимать свою принадлежность к Отчизне.

Но, обращаясь к этому вопросу время от времени, воспитать Гражданина, Патриота своей страны невозможно. Поэтому считаю, что работа по данному вопросу должна стать составной частью урока. Одним из самых приемлемых, для осуществления гражданско – патриотического воспитания, является урок русского языка. Где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать у ребят внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка воспитывать у учащихся любовь к Родине.

Готовясь к уроку русского языка, подбираю произведения русского народного творчества: загадки, поговорки, пословицы, считалки, тем самым активизирую мысль детей, пробуждаю у них познавательный интерес. Всё это способствует воспитанию любви к родному слову, к истории своего народа.

Учебники русского языка для начальных классов содержат немало упражнений, включающих задания, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию. Планируя урок, выбираю тексты, в которых имеется информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей, содержатся яркие примеры проявления патриотизма. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания.

Например, такой текст:

Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость.
Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами.
Стены рушились, казармы горели. У защитников крепости не было пищи, воды. Не хватало патронов.
Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг. Но над чёрными от копоти стенами в дыму и огне реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый боролся до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.

В чём особенности анализа данной ситуации? Во-первых, дети должны дать оценку поступку, результатам деятельности людей, опираясь на свои знания; во-вторых, они должны найти изучаемые правила по предмету. Очень важно, чтобы полученные знания ребят о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.

Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество можно проводить на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны.

Например, отрывок из рассказа Ушинского.

“Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.” (К.Д.Ушинский)

Вначале работаем над содержанием, над понятиями “Отечество”, “Родина”, “Россия”. Затем, включаем задания по русскому языку.

  1. Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему?
  2. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? И др.

Работая над темой “Гражданско – патриотическое воспитание на уроках русского языка”, разработала серию нетрадиционных уроков, включающих: урок – экскурсию, урок – путешествие, урок – КВН, урок – игра “Что? Где? Когда?” и другие.

На уроке – путешествии (4 класс), при закреплении темы “Определение падежа и склонения имён существительных в единственном числе”, совершаем “полёт” по городам – героям нашей страны. Ребята узнают о том, как героически сражались защитники Москвы в далёком 1941 году, о пережитой ленинградцами блокаде, о великой Сталинградской битве и о том, какими стали эти города спустя 60 лет. Отмечаем эти города на карте России флажками, рассматриваем фотографии с изображением городов во время Великой Отечественной войны и в настоящее время. И наш “самолёт” возвращается в исходную точку - город Омск. Работая с историческими материалами, выполняем задания по теме урока. Находим в текстах имена существительные, определяем склонение и падеж.

На уроке – экскурсии (2 класс), при изучении темы “Деление слов на слоги”, “идём гулять” по лесным тропинкам. Наблюдаем за увядающей осенней природой, за жизнью лесных обитателей. Вот на тропинке встретился зайчик, ёжик, лисичка (ребята отгадывают загадки о животных, рассматривают картинки),

делят слова на слоги. В глубине леса мы слышим голоса птиц: кукушки, сороки, уханье совы. Определяем количество слогов в словах. А сколько разных растений встречается в лесу! Берёза, осина, ель, шиповник, смородина, земляника, липа и др.. Узнаём об их целебных свойствах и делим слова на группы: односложные, двусложные, трёхсложные, четырёхсложные. В конце экскурсии приходим к “Чудо – дереву”, которое одаривает ребят “лесными гостинцами” и оценивает их работу на уроке.

Считаю, что на таких уроках учащиеся пополняют знания о родном крае, переживают чувства привязанности к родной земле и гордость за её прошлое и настоящее. Всё это способствует гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников.

Наша работа по воспитанию гражданственности давно вышла за рамки урока.

Несколько лет назад в нашей школе был открыт историко-краеведческий музей. Инициаторами создания школьного музея были учащиеся начальных классов, мои ученики. В рамках преподавания предмета историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья изучаются такие темы как “История одежды”, “История посуды”, “Народные праздники, обычаи” и т.д. Вместе с ребятами мы приносили на уроки вещи, принадлежавшие их бабушкам и прабабушкам. Очень хотелось оставить эти вещи в школе, чтобы с ними могли познакомиться учащиеся всех классов. Так родилась идея создания музея. Её поддержало руководство школы, и музей был открыт. Мы разработали Программу презентации музея, экскурсии по музею, которые проводятся моими учениками. Такой вид деятельности способствует развитию творческой активности ребят, развитию речевых навыков, любви к родному краю и его истории. Был собран богатый архивный материал, воспоминания старожилов села, на основе которых выпущены две книги “Из истории села Увальная Бития Саргатского района Омской области” и “Увалобитиинская СОШ Саргатского района Омской области. Страницы истории”. Кстати, в результате поисковой работы мы выяснили, что школа в селе Увальная Бития была открыта в 1882 году, а не в 1929, как это считалось ранее. Таким образом, в 2007 году мы отметили школьный юбилей – 125 лет с момента основания. А материалы этих книг я активно использую на уроках русского языка.

Для этого:

1. В карточках даю тексты, составленные по истории родного края. А задания включаю в соответствии с темой урока.

Карточка №1.

Задания.

  1. Прочитай текст. Озаглавь.
  2. Во 2 предложении подчеркни главные члены.

В послевоенные годы библиотека в селе Увальная Бития размещалась в деревянном доме, где постоянно было холодно. Читатели занимались только в одежде. Рядом с библиотекой стоял клуб, состоящий из одного помещения с небольшим помостом вместо сцены. В несколько рядов стояли скамьи. Обогревался клуб печкой-голландкой. Заведующего клубом не было, работу эту выполняла библиотекарь.

Карточка №2.

Задания.

  1. Прочитай текст. Спиши. Определи главную мысль. Дополни его 2-3 предложениями.
  2. Обозначь число существительных.

Нет в Саргатском районе места красивее, чем наше село. Чудесная картина открывается проезжающим: берёзовые леса подступают к дороге слева, а с противоположной стороны, внизу, широкой лентой стелются луга. Тут и там синеют озёра и старицы. Село Увальная Бития расположено на высоком берегу залива могучего Иртыша.

2. Предлагаю творческие задания типа:

а) составить предложения, используя данные слова.

  • Школа,
  • краеведческий,
  • история,
  • культура,
  • наследие,
  • мастерицы,
  • ремесло,
  • предметы быта.

б) Расположите предложения так, чтобы получился рассказ. Дайте название.

В нашем историко-краеведческом музее собрано более 400 экспонатов. Из них немало предметов домашнего обихода. Описание этих предметов использую в заданиях лексического характера. В упражнения по фразеологии включаю названия предметов старинной одежды. Сбор для музея бытовой техники, предметов домашнего потребления даёт детям возможность лучше понять этимологический состав слова.

Учащиеся видят, что краеведческая работа, которой они занимаются, используется на уроках. Это приводит к повышению эффективности занятий русским языком, т.к. ребята с большим интересом выполняют задания, составленные по материалам истории села и с большим желанием идут на уроки. Собранный ребятами для музея краеведческий материал оживляет процесс воспитания на уроке и делает его интересным.

Методически правильное использование учителем начальных классов на уроках местного материала развивает у учащихся логическое мышление, формирует диалектико – материалистическое мировоззрение, обеспечивает чувственно – эмоциональное развитие, открывает богатые возможности для гражданско - патриотического, нравственного воспитания.

На фоне работы музея мы организовали в школе Краеведческий кружок, который посещают ребята начальных классов. Содержание музейных материалов я пытаюсь адаптировать для сельских детей, живущих в семьях, хранящих определённые традиции.

Мы выпускаем книжки-раскладушки на темы: “Времена года”, где ребята отражают свои творческие возможности в рисунках и сочинениях о родном крае;

“Это страшное слово- война”, ко дню Победы (ребята записали воспоминания своих бабушек и прабабушек о том страшном периоде в жизни нашей страны, о своих прадедах - участниках Великой Отечественной войны).

“Игры наших бабушек”. В подборе содержания для книги активное участие приняли близкие родственники учащихся. Они научили ребят играть в те игры, в которые играли когда-то сами. Ребята описали условие игр и нарисовали к ним рисунки.

К празднику Урожая, Новому году выпускаем газеты, основанные на фольклорном материале. Хочется отметить, что наши газеты привлекают внимание большого количества читателей.

Собрали гербарий растений нашей местности. Его используют в работе учителя биологии.

Много работаем в музее. Реставрируем вновь поступившие экспонаты, организуем сменные выставки. Выставки декоративно-прикладного творчества отдельных семей; выставку монет и денежных знаков местного нумизмата; выставку работ по флористике, предоставленную нам студентами Тюкалинского педагогического училища, с которыми мы поддерживаем связь. Эту выставку посмотрели не только учителя и учащиеся школы, но и жители села. А три лучшие работы ребята нам просто подарили.

Проводим экскурсии для многочисленных гостей. Принимаем участие в конкурсах, проводимых среди музеев района. В прошлом году в номинации “Архивная работа” наш музей занял 2-е место. А наша маленькая экскурсовод – 3-е место среди экскурсоводов.

Большую помощь в работе нам оказывают родители ребят, которые во всех мероприятиях принимают активное участие.

В результате такой работы продолжает накапливаться богатый краеведческий материал. Экспонаты школьного музея используются в фольклорных праздниках, учителя проводят в музее уроки по соответствующим темам программы и классные часы. Студенты средних профессиональных учебных заведений обращаются к нам за материалами по истории создания села Увальная Бития для выполнения курсовых работ.

Любовь к родному селу. Гордость за свою малую родину. Присвоение этих понятий в младшем школьном возрасте происходит на эмоциональном уровне. Но ведь каждый уважающий себя человек должен знать свою историю. И не только историю своего Отечества, но и историю своей малой родины - района, села, места работы и учёбы. И история эта, на первый взгляд, малозначительная и обыденная. Но при глубоком проникновении в неё оказывается удивительно захватывающей.