Урок окружающего мира для начальных классов

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с понятиями: "государственные символы страны: флаг, герб, гимн"; с историей государственных символов России;
  2. развивать интерес к истории России; развивать познавательный интерес, речь, память, мышление; совершенствовать умения создавать слайды по выбранной теме;
  3. воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к истории своей Родины.

Тип урока: урок изучения нового материала (по М.И.Махмутову)

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Оборудование:

  • классный компьютер,
  • медиапроектор,
  • 3 ноутбука для работы в группах,
  • дискеты или флеш-карты для переноса информации на классный компьютер.

Литература:

  • учебник Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. “Мы и окружающий мир” 4 класс, вторая часть, 2007.
  • электронные ресурсы http://lesson-history.narod.ru

План урока:

  • I. Организационный момент -1 минута.
  • II. Актуализация опорных знаний, целеполагание –9 минут.
  • III. Знакомство с новым материалом – 15 минут
  • IV. Физминутка – 2 минуты.
  • V. Закрепление изученного материала– 9 минут.
  • VI. Обобщение и систематизация полученных знаний (тест) – 4 минуты.
  • VII. Итог урока –3 минуты.
  • VIII. Домашнее задание –2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся разделены на три группы

II. Актуализация опорных знаний, целеполагание:

1. Учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева "Россия".

...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом "Русь"!

2. Почему сегодняшний урок мы вновь начинаем со стихотворения о России?

  • Будем говорить о России.
  • Наверное, сегодня мы будем продолжать изучать историю нашей Родины.

3. Как правильно называется наша страна?

  • Российская Федерация

4. Почему Федерация?

  • Федерацией Россия называется, потому что состоит из 89 образований.
  • Такими образованиями являются области, края, республики, национальные округа.

5. В каком образовании живём мы?

  • в Ханты-Мансийском автономном округе
  • в Югре

6. Как живут и работают вместе все эти образования, как устроена и работает государственная власть Российской Федерации? Покажите это на электронных схемах и прокомментируйте.

Работая в группах, учащиеся заполняют электронные схемы в своих ноутбуках.

7. Проверяем и комментируем свои таблицы.

Учитель демонстрирует готовую таблицу, учащиеся проверяют и комментируют её.

Осуществляется проверка домашнего задания.

8. Такое устройство государственной власти позволяет России быть сильным и могучим государством, иметь добрососедские отношения с другими странами.

Наша Родина велика и огромна, её природа разная и необычайно красивая в любое время года. “Нет на свете краше – Родины нашей”. Вы согласны со мной?

  • Свободные высказывания учащихся

По ходу беседы учитель демонстрирует слайды

9. Но ведь так может сказать каждый гражданин о своей стране. А как можно отличить одну страну от другой?

  • У каждой страны своё географическое положение, а значит и природа.
  • Свои национальные особенности.
  • Мы ведь не можем побывать в каждой стране, поэтому мы можем отличать по символам.
  • Да, каждая страна отличается символами: флагами, гербами и гимнами.

10. Тема сегодняшнего нашего урока “Государственные символы России”. Сформулируйте цели урока.

  • Узнать больше о государственных символах России
  • Узнать историю создания символов

III. Знакомство с новым материалом:

1. Работаем в группах. Каждая группа отрабатывает материал по одному из символов:

  • 1 группа – герб
  • 2 группа – флаг
  • 3 группа – гимн

Основным источником будет наш учебник и статья “Символы России”, дополнительным источником сегодня будет электронный учебник Алексея Ивановича Чернова “Введение в историю”, которым вы будете пользоваться при составлении презентации к своему групповому ответу.

2. Составим план группового ответа. О чём будет ваше выступление?

  • Может быть, история создания символа
  • Описание его
  • Где используется
  • Сначала, наверное, описание.

В процессе обсуждения рождается план выступления:

    1. Описание символа
    2. История его создания
    3. Использование данного символа.

3. Вспомним правила работы в группах.

  • Работаем дружно
  • Выслушиваем мнение каждого
  • Распределяем обязанности
  • Помогаем друг другу

Учащиеся, работая по групповому методу “Учимся вместе” (Е.С. Полат), отрабатывают новый учебный материал: статья в учебнике и материал электронного учебника. Результатом такой работы должны стать: групповой ответ по составленному плану и презентация к ответу, выполненная в программе Power Point

4. Самостоятельная работа.

Учащиеся распределяют обязанности: все отрабатывают материал учебной статьи по определённому символу, учащиеся, которые отвечают за презентацию, отрабатывают ещё и материал в электронном учебнике, выбирают иллюстрации для слайдов, готовят презентацию (2-3 слайда); переносят её на классный компьютер; остальные учащиеся прослушивают друг друга и выбирают “лучшего” для ответа.

IV. Физ. минутка

V. Закрепление изученного:

1. Выступления групп:

  • Герб

- Почему в центре герба России орёл? Когда и кем был принят этот герб?

На вопрос учителя отвечают учащиеся 2 и 3 групп.

  • Флаг

- Что символизируют три цвета флага России? Когда и кем был принят этот символ?

На вопрос учителя отвечают учащиеся 1 и 3 групп.

  • Гимн

- Что такое гимн? Кто является автором гимна России? Давайте прослушаем наш гимн.

Прослушивание Гимна России

2. Какие три эпохи российской истории отражают её государственные символы?

VI. Обобщение и систематизация полученных знаний.

1. А теперь проверьте себя, насколько вы работали внимательно и продуктивно. Поможет вам электронный тест. Вспомните, как выполняется коллективный тест?

  • Читаем вопрос
  • Обсуждаем ответ
  • А потом отвечаем

Учащиеся выполняют на ноутбуках тест, выполненный учителем в программе АСТ-тест “Конструктор тестов”

2. Молодцы, начинайте работу.

- Символом какого князя был двуглавыйорел, являющийся в настоящее время символом России?

- Герб какого города изображен в центре герба России?

- Сколько лет нашему флагу и кто его утвердил?

- Кто является автором гимна России?

При выполнении данного теста, работа оценивается программой в пятибалльной системе.

VII. Итог урока.

1. Как вас оценили? А теперь сами подведите итог своей работы на уроке.

  • Наша группа работала слаженно, дружно. Мы узнали много нового и интересного о наших символах. Особенно отличились сегодня на уроке ….
  • А в нашей группе были разные мнения, но мы прислушивались друг к другу, поэтому результат получился хороший. Мы узнали много нового.

4. Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Особенно ценно было то, что все свои точки зрения вы доказывали, аргументировали и приходили к единому мнению.

VIII. Домашнее задание.

1. Какое домашнее задание вы бы себе предложили?

  • Нам нужно отработать материал по тому символу, по которому наша группа не работала. Это обязательное задание.
  • Для этого у нас есть материал учебника и материал презентаций, которые составили другие группы.
  • А мне хочется ещё найти дополнительный материал по символам нашего государства.

Учащиеся предлагают сами себе домашнее задание, записывают обязательное задание и выбирают одно из предложенных заданий.