Задачи:
- Образовательная. Систематизация представлений учащихся о баснях с использованием регионального компонента.
- Развивающая. Формирование познавательной активности и интереса к предмету, умения чувствовать силу и красоту художественного слова, серьёзно размышлять над прочитанным, делать выводы и умозаключения. Развивать языковое чувство.
- Воспитывающая. Воспитание стремления к проявлению инициативы и творчества учащихся, к овладению знаниями достояния народного.
Оборудование:
- Портреты баснописцев: Эзоп, Лафонтен, Тредиаковский, Крылов, Ашинов.
- Грамзапись "Квартет" (басня И.Крылова).
- "Волшебная шкатулка"
- Иллюстрации к басням, выполненные учащимися.
- Иллюстрации к басням, выполненные художниками.
- Распечатка терминов, афоризмов по теме урока.
- Реквизиты для участия в исследовательской работе: (туника, шляпа с пером, жабо, парик с буклями, шляпа-цилиндр, трость).
- Распечатка басен учителя: "Волк", "Волк и Ёж", "Оса и Пчёлы", "Сорока и Сойка", "Медведь и Соловей".
- Фотография автора: Матвеевой Н.М.
План урока
I.
1. Введение в урок.
2. Раскрытие темы урока.
3. Постановка задачи и цели.
II. Путешествие в "Волшебный мир басни".
1. Басня.
2.
а) Сатира;
б) Мораль.
3. Включение регионального компонента.
4. Презентация.
5. Анализ басен.
III. Физминутка.
IV.
1. Исследовательская работа в группах (с элементами инсценирования).
2. Вывод.
3. Пословицы.
V.
1. Слово о Крылове.
2. Работа с учебником "В океане света", (книга 1, стр. 90).
3. Из биографии И.Крылова: (интересные факты из жизни).
4. Гимн генералу басни - И.А.Крылову.
VI. "Волшебная шкатулка".
VII. Обобщение.
VIII. Выступление учащихся - иллюстраторов.
IX. Итог урока.
X. Домашнее задание.
XI. Заключительное слово учителя. Оценка работы. Оценки учащимся.
XII. Сюрпризный момент с использованием регионального компонента.
Ход урока
I. Введение в урок. Звучит заставка к уроку: гр/запись "Квартет" - басня И.А.Крылова.
Иллюстрация к басне "Квартет"
Уч-ль: Уважаемые гости! Мы работаем по книгам для чтения "В океане света" из серии "Свободный ум", - составной частью системы "Школа - 2100". Это учебники замечательных московских учёных: Рустэма Николаевича и Екатерины Валерьевны Бунеевых. Эти учебники являются "Компасом в книжном мире для учащихся", своеобразным мостиком для перехода к изучению Хрестоматии по литературе "Шаг за горизонт" в 5 классе. Путешествовать по страницам учебника в историю детской литературы нам помогают "московские школьники - Игорь и Оля Сазоновы, и их удивительный сосед,- учёный, профессор МГУ, Николай Александрович Рождественский. Он читает студентам лекции по истории русской литературы".
Тема нашего урока: "Волшебный мир басни". Заключительный урок.
Уч-ль: Мы работали с дополнительными источниками, провели большую исследовательскую работу. Также к уроку готовилась группа наших учащихся: художников- иллюстраторов.
Наша задача: показать нетрадиционные формы работы с басней. Помогите озвучить цель нашего урока.
Хором:
Разговор о том ведётся, -
С басен наш урок начнётся.
В басне есть нравоученье,
Наберёмся-ка терпенья.
Нам сегодня предстоит
Многих басен смысл раскрыть.
(собственное сочинение учителя)
II. Путешествие в "Волшебный мир басни".
Уч-ль: Прежде чем отправиться в путешествие, я хочу спросить у вас:
1. Что такое басня?
Уч-к: "Басня - краткий рассказ в стихах (или в прозе), где в сатирической (иносказательной) форме изображаются человеческие поступки и недостатки. В начале (или в конце) басни даётся нравоучение, т.е. вывод-мораль. Герои басни часто изображаются в образе животных".
2. Уч-ль: Отсюда вытекают ещё 2 вопроса:
а) что такое сатира?
Уч-к: Сатира (лат.) - "обличительное произведение, насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном, уродливом виде".
Уч-к: Сатира - (говорил Джонатан Свифт)- "своеобразное зеркало, в котором каждый видит кого угодно, только не себя".
Уч-к: Сатиры (греч.) - спутники Диониса - бога виноделия и веселья, лесные демоны (у римлян - фавны) с длинными волосами, бородами, копытами, заострёнными ушами, лошадиными хвостами; любят веселье, оргии, танцы.
Уч-ль: б) что такое мораль?
Уч-к: Мораль - нравственный урок, нравоучение.
Уч-ль: Ну что же, остаётся лишь отправиться в путешествие с помощью Машины времени (компьютер). Отправной точкой нашего путешествия будет Республика Адыгея.
Природа Адыгеи
Выходят "московские школьники Оля и Игорь Сазоновы" (их роли исполняют ученики).
Оля и Игорь: Путешествие начинается!
3. Включение регионального компонента: показывается портрет адыгейского баснописца (Приложение 1А).
Оля: Ашинов Хазрет Ахметович - годы жизни (1925-1994), заслуженный работник культуры р. Адыгеи, член Союза писателей. На адыгейском и русском языках вышли книги стихов, поэм, рассказов и басен.
Игорь: Сегодня мы представляем басни этого автора.
Чтение 3-х басен учащимися на адыгейском языке по учебникам "Книга для чтения, 2-3 класс".
Оля: Перевод басен на русский язык сделала наша учительница адыгейского языка Хажмакова Рахмет Давлетуковна (перевод - Приложение 1Б)
Игорь: Обработку басенной прозы Ашинова Х.А. в стихотворной форме сделала наш классный руководитель Матвеева Н.М. (фотография - Приложение 2).
4. Презентация:
Чтение наизусть 3-х басен учителя - Матвеевой Н.М., из её сборника стихов и басен Надежда. Лирика. Басни. - Майкоп: ОАО "Полиграфиздат "Адыгея". 2007. ? 88 с.
"Волк" ("Тыгъужъыр"), "Оса и Пчёлы" ("Къэцгъуанэмрэ бжьэхэмрэ"), "Волк и Ёж" ("Тыгъужъымрэ пыжъымрэ") (Приложение 3).
5. Анализ басен:
Уч-ль: Какие пороки людей осуждаются в этих баснях?
Уч-ся:
а) не суди других да не будишь судим сам;
б) хитрость в угоду себе
в) лень, желание пожить за счёт других, дармоедство.
Уч-ль: А что же такое порок?
Уч-к: Порок - позорный недостаток, отклонение от нормы поведения.
III. Физминутка (с элементами ритмических движений):
Уч-ся (хором):
Рассказали мы про Волка, про Ежа, Осу и Пчёлку.
В каждой басне есть мораль, ты смотри, не прозевай!
Чтоб невеждою не стать, надо очень много знать.
Не попасть впросак Мартышкой,
Да не брать примеры с Мишки, и с Осла, Козла и Моськи:
Сходим-ка мы к басням в гости.
Чтоб не стать глупой вороной, мы мораль не провороним.
(собственное сочинение учителя)
IV.
1. Исследовательская работа (в группах):
Уч-ль: У меня 3 варианта одной и той же басни. Вам предстоит угадать автора басни, век, в котором жил баснописец, т.е. определить, какая из басен могла быть рассказана Эзопом, Жаном Лафонтеном, Василием Тредиаковским, Иваном Крыловым. Ответить на мои дополнительные вопросы, показать свои знания и эрудицию.
(Каждая группа получает один из вариантов басни на один и тот же сюжет: "Ворон и Лисица" Ж.Лафонтен (Франция, 17 век), "Ворона и Лисица" И.Крылов (Россия, 18-19 века), "Ворон и Лисица" В. Тредиаковский (Россия, 18 век), "Ворон и Лисица" Эзоп (Др. Греция, 5-6 век до н.э.) (Приложение 4).
Элементы инсценирования (по завершению работы каждая группа выбирает подходящий реквизит; басни читают учащиеся, исполняющие роли Эзопа, Лафонтена, Тредиаковского, Крылова; группы отвечают на поставленные вопросы).
Уч-ль: Слово 1 группе (выходит уч-к в образе Эзопа, читает басню)
1-й уч-к: Это басня "Ворон и Лисица" Эзопа (Др. Греция, 5-6 века до н.э.).
2-й уч-к: Эзоп - величайший греческий баснописец, родоначальник басенного жанра.
(портрет Эзопа - Приложение 4А).
Уч-ль: Как вы узнали, что это именно Эзоп? Что вы о нём можете рассказать?
3-й уч-к: Эзоп писал басни в прозе.
4-й уч-к рассказывает легенду об Эзопе.
Уч-ль: Могу добавить, что перевод сделал Л.Н. Толстой.
Слово 2-й группе (выходит уч-к в образе Лафонтена, читает басню).
1-й уч-к: "Ворон и Лисица". Это Франция, 17 век. Автор "изящных басен" - Жан де Лафонтен.
(портрет Ж. де Лафонтена - Приложение 5).
2-й уч-к: Известно, что А.С. Пушкин читал французскую литературу в подлиннике. Однажды баснописца Лафонтена он назвал Ванюша.
Уч-ль: Как вы объясните подобную "вольность"?
3-й уч-к: Жан (фр.) - Иван (русск.)
Уч-ль: Слово 3 группе (выходит уч-к в образе Тредиаковского, читает басню)
1-й уч-к: "Ворон и Лисица" - это Россия 18 век, Василий Кириллович Тредиаковский, - судя по отдельным словам, по языку басни.
(портрет В.К.Тредиаковского - Приложение 6).
2-й уч-к: "Сей муж был великого разума, многого учения, обширного знания и беспримерного трудолюбия" (Н.И. Новиков).
3-й уч-к: Тредиаковкий получил учёную степень магистра философских наук - единственный из баснописцев.
Уч-ль: Слово 4-й группе (выходит уч-к в образе Крылова, читает басню)
1-й уч-к: "Ворона и Лисица" - это Россия 18-19 века, - это известная всем басня И.А.Крылова.
(портрет И.А. Крылова - Приложение 7).
Уч-ль: "Дивись! Ты побеждён!". Кто автор этих слов? Кому они предназначены и почему?
2-й уч-к: Это слова юного Пушкина в адрес Ж.Лафонтена о том, что Крылов победил, стал лучшим из баснописцев.
Уч-ль: Какое "военное" звание присвоили И.А.Крылову его современники?
3-й уч-к: И.А.Крылова его современники называли генералом басни.
2. Вывод:
Уч-ль: Какие пороки людей высмеивают и осуждают баснописцы в этих баснях?
Уч-к: Лесть, как гнусный человеческий порок. В басне осуждается не только льстец, но и тот, кто поддаётся лести. Осуждается и глупость.
(Учитель предлагает рассмотреть 2 таблицы).
Уч-ль: Угадайте, кому из персонажей принадлежат эти характеристики?
Хитрая, угодница, лукавая, коварная, льстивая, плутовка, подхалимка, Патрикеевна. | Неповоротливая, простофиля, тугодумка, растяпа, ротозейка, простушка |
Уч-ся: Лисице и Вороне.
"Лиса и Колобок" (художник Е.Рачёв)
"Ворона и Лисица" (художник Л.Карпенко)
"Ворона и Лисица" (художники О. и И.Ивановы)
Уч-ль: Ворона и Лисица близки к образам русских народных сказок. Это придаёт басням русский национальный оттенок. А почему Лису называют Патрикеевной?
1-й уч-к: В Др. Руси в дружине князя Владимира - Красное Солнышко был князь Патрикей, - чрезвычайно хитрый и изворотливый плут.
2-й уч-к: Хотя в русских народных сказках её собрат Ворон - мудрый, птица- вещун.
3.Пословицы.
Уч-ль: А с какими пословицами вы бы обратились к Вороне и Лисице?
Уч-ся:
а) Верь своим очам, а не чужим речам;
б) На языке медок, а под сердцем - ледок;
в) У лести нет чести.
V.
1.Слово о Крылове.
Уч-ль: Что вы можете сказать об И.А.Крылове как о баснописце?
Профессор: (роль профессора Рождественского исполняет ученик)
"Иван Андреевич Крылов - русский поэт- баснописец. Почему мы говорим русский? Почему великий? Крылов любил всё русское, русский язык, русский народ, русскую природу. Своим поэтическим словом он высмеивал дворян и слепое преклонение перед всем заграничным. Глубоко и серьёзно работал над своими баснями. За свою жизнь написал более 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями".
Уч-ль: Басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира.
2. Работа с учебником "В океане света" (Чтение, книга I, стр.90).
3. Из биографии И.А. Крылова.
Уч-ль: А что вы узнали о Крылове как о человеке?
(Сообщения учащихся: интересные факты из жизни И.Крылова).
1. Любитель созерцать пожары, заводила, забияка и драчун, беспечный лентяй и отпетый неряха, рассеянный уморительный чудак, неисправимый гордец. Один из самых образованных людей своего времени; прекрасно знал европейскую литературу, был недурным математиком и музыкантом.
2. Бегство маленького Ванюши Крылова в глиняном горшке (корчаге) во время пугачевского восстания и др.
4. Гимн "генералу" басни Крылову И.А. (читает наизусть ученик):
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни, букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
(М.Исаковский)
VI. Волшебная шкатулка:
Уч-ль: Кому принадлежат эти предметы? Назовите басни.
(сыр, очки, ноты, зеркало, жемчужина, поварской колпак, ножницы, мешок, кисть винограда, миска с деревянной ложкой, ларчик).
VII. Обобщение:
Уч-ль: В чём же сила басен?
Уч-к: Басня подчёркивает, что величие человека в его достоинствах.
Уч-ль: Что же высмеивают басни?
Уч-ся:
1) "Пороки и недостатки - недуги характера"
2) "Зависть - ступень к ненависти"
3) "Жадность - корень всех зол"
4) " Малодушие - удел ничтожных"
5) "Клевету - скрытый яд злобы"
6) "Тщеславие - маску посредственных"
7) "Честолюбие - нескромность ума"
8) "Лживость, лесть, лицемерие - язвы человеческой натуры"
Уч-ль: "Ведь всякий льстец живёт за счёт того, кто благосклонно слушает его". Это слова Ж. де Лафонтена.
Профессор: "Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; Такой безобразит человечество". Это сказал Пётр I.
VIII.Выступления учащихся, иллюстрировавших басни.
(Защита рисунков, озвучивание их крылатыми и меткими словами из басен).
IX. Итог урока:
Уч-ль: "Несмотря на обилие имён знаменитых баснописцев и долгую историю жанра басни, басенных сюжетов существует не так уж много, они переходят от одного автора к другому. Почему так происходит, почему сюжеты не устаревают, а басни нам всегда интересны?"
Уч-ся: Недостатки людей (пороки) всегда встречаются в жизни, поэтому сюжеты басен не стареют.
Уч-ль: "Творчеством И.А. Крылова и Н.М.Карамзина достойно завершилась русская литература 19 века. Карамзин шагнул в 19 век "Историей государства Российского, а Крылов - своими бессмертными баснями".
Оля: Мы сегодня шагнули за страницы учебника и узнали много интересного. Это важно.
Игорь: Я считаю, важно и ценно то, что сегодня на уроке прозвучали наши национальные басни. И мы гордимся, что обработку их в стихотворной форме сделала наша учительница - Матвеева Надежда Михайловна.
X. Домашнее задание.
Уч-ль: Задание творческое. Я предлагаю вам сочинить басню в прозе, используя фразеологизм (предлагается ряд фразеологизмов: "Медведь на ухо наступил", "У страха глаза велики", "Ходить по струнке" и др.).
XI. Заключительное слово учителя. Оценка работы. Оценки учащимся:
Уч-ль: Ну что же, мои дорогие!
Мы с вами сейчас прожили удивительный отрезок времени - урок литературного чтения. Вы были прекрасными слушателями, великолепными исполнителями. Я думаю, этот урок надолго останется в вашей памяти.
XII. Сюрпризный момент с использованием регионального компонента.
Оля: У нас есть музыкальный подарок гостям (исполняется национальный танец в адыгейском национальном костюме).
Игорь: А можно мы подарим гостям 2 ваших басни? "Медведь и Соловей", "Сорока и Сойка" (2 ученика читают наизусть басни учителя) (Приложение 8).
Список литературы.
- Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира./ Ред. Коллегия: М.Аксёнова, О.Елисеева, Ю.Антонова, и др. - М.: "Мир энциклопедий", 2005.
- Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века / глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001.
- Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература.Ч.1. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / Глав. ред. М.Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.
- Мудрость веков - молодым: Афоризмы, мысли, изречения, - Краснодар: Кн.изд-во, 1987.