огромная тема-
Простая семейная жизнь.
Заложена с детства система,
И ты на неё положись.
В.П. Шабалин
Актуальность проблемы. Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки - доброты, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Особенностью работы учреждений дополнительного образования детей по взаимодействию с семьёй воспитанников является свободное творческое развитие личности ребёнка на основе свободы выбора занятий. Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Тем самым актуальность данной темы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.
Основные задачи:
- повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
- сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
- создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
- пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
- демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
- активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
Главные идеи:
- семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
Центр должен помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Адресат программы
Программа адресована воспитанникам в возрасте от 6,5 до 18 лет и их родителям. Особое внимание уделено детям подросткового возраста, так как подростковый возраст является критическим не только с медицинской и психологических позиций, но и с социальной точки зрения, особенно в переходном обществе, в период интенсивных экономических и социальных перемен. Данный возрастной период неслучайно характеризуется как этап естественного, но и весьма болезненного социобиологического кризиса индивидуума. Подросток находится под мощным влиянием двух неоднозначных процессов: активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. В период наиболее выраженного роста и развития организма формирование здоровья в значительной мере зависит от социальных факторов, темпов и направленности происходящих в обществе перемен.
Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительский лекторий "Университет педагогических знаний"; презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа; копилка "вопрос - ответ".
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:
- познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;
- трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок и т.д.;
- досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы и т.д).
Методы взаимодействия:
- Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
- Психологическое заражение - воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.
- Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
- Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
- Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
- Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.
Ожидаемые результаты:
- психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
- возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
- утверждение здорового образа жизни;
- активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
- создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и учреждения дополнительного образования по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.
Оценка предполагаемых результатов:
- наблюдение и анализ межличностных отношений;
- контроль за развитием личности методом анкетирования и диагностики;
- участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.;
- отзывы детей, родителей.
Содержание программы
Организация работы с воспитанниками, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков: "Семья и здоровье", "Семья в обществе", "Семья и ценности"
"Семья и здоровье"
Состояние счастья сильно зависит от
той заботы,
которую мы проявляем по отношению к нашему телу.
Через гармонию тела проявляется торжество духа.
Умственная ясность имеет сугубо физическую
основу:
П.С. Брегг
Показатель |
Характеристика |
Цель: |
формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения |
Задачи: |
|
Направления деятельности: |
пропаганда здорового образа жизни |
Содержание деятельности: |
|
Ожидаемые результаты: |
|
Компенсация негативных результатов: |
|
Ресурсное обеспечение: |
Оптимум - микрокоманда специалистов, профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе. |
2. "Семья в обществе"
Дети - это наш суд на миру, наше
зеркало,
в котором совесть, ум, честность,
опрятность нашу - всё наголо видать:
В.П.Астафьев
Показатель |
Характеристика |
Цели: |
|
Задачи: |
|
Направления деятельности: |
|
Содержание деятельности: |
|
Ожидаемые результаты: |
|
Компенсация негативных результатов: |
|
Ресурсное обеспечение: |
оптимум - микрокоманда специалистов, профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе. |
3."Семья и ценности"
Только добро, творимое человеком,
остаётся, и благодаря ему жизнь
чего-нибудь стоит.
Ж.Ж.Руссо
Показатель |
Характеристика |
Цели: |
|
Задачи: |
|
Направления деятельности: |
|
Содержание деятельности: |
|
Ожидаемые результаты: |
|
Компенсация негативных результатов: |
индивидуальный подход. |
Ресурсное обеспечение: |
оптимум - микрокоманда специалистов профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе. |
III. План реализации программы (приложение)
IV. Нормативно-правовая основа программы
- Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2006-2010 гг.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования.
- Окружная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.".
- Программа развития образования г. Муравленко до 2010 г.
- Программа развития Центр технического творчества на 2006 - 2011гг.
- Устав ЦТТ.
Список литературы
- Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь здоровья. М., 2000.
- Баль Л.В. Барканова С. В., Формирование здорового образа жизни российских подростков. М., 2002.
- Баль Л. В. От семи до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети. М., 2000.
- Васильев В. Здоровье и стресс, М. 1992.
- Воспитать человека. Составители: В.А.Березина, Л.И.Виноградова. М., 2003г.
- Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: кн. для учителей: М., 1992.
- Лоранский Д. Н. , Лукьянов В. С. Азбука здоровья: кн. для молодежи. М., 1990.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2004г.
- Петряевская Л. Г. Образование родителей и школа. М., 1999.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М., 1994.
- Уроков И. Г. Наркомания: мифы и действительность. М., 1990.
- Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
- Шемшурина А. И. Основы этической культуры: Кн. для учит. М., 1999.
- Шмаков С. А. Досуг школьника. М., 1996.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.