Занимаясь с детьми 5-11-х классов внеклассной работой по математике, прихожу к выводу, что, если сообразно с природой ребёнка заниматься с ним достаточно серьёзными вопросами математики, можно достичь хороших результатов. Главное - развивать его, опираясь на активное желание самого ребёнка заниматься математикой в своё свободное время.
Расскажу, как это можно организовать, чтобы ребёнок сам принял решение заниматься дополнительно математикой.
Самое главное, как показывает опыт, предоставить детям свободный выбор дела, которым бы он хотел заняться.
Предлагаю следующий порядок работы с детьми, которых удалось пригласить на занятие математического кружка.
На занятие кружка собираются учащиеся 5-8 классов, часто при этом присутствуют и члены математического общества, ученики 10-11 классов. Особенно тщательно нужно подойти к организации первых 3-5 занятий. Выглядит это следующим образом.
Например, ученица 11класса Гюмуш Дарья, имея в своём портфолио 6 грамот и дипломов за научно-практические работы, предлагает сегодня всем заняться моделированием. У неё есть работа "Модели к урокам стереометрии 10-11 класс", за которую она получила Диплом лауреата на городской научно-практической конференции 2005г, организованной СибГИУ. Работа состоит из описания моделей к урокам геометрии 10-11 класс, набора самих моделей и инструкций к изготовлению этих моделей. Модели, а скорее комплекты, строятся из пластин тонкого пенопласта (потолочные плитки), трубочек для коктейлей и канцелярских булавок (фотографии прилагаются). И члены кружка, дети 5 - 8 класса, с удовольствием занимаются изготовлением совершенно несложных, но интересных моделей. В процессе занятия ведутся беседы с детьми о том, чем бы им хотелось заниматься на занятиях кружка, определяются темы будущих рефератов, докладов, практических работ и т.д. Таким образом, проведённые 2-3 общие встречи, позволяют определить интерес детей и спрогнозировать возможные темы, интересные для самостоятельной работы для каждого желающего заняться научной работой. Так, например, ученик 7 класса изъявил желание изготавливать модели к урокам геометрии, и за 3 занятия кружка ему удалось из имеющихся в кабинете материалов изготовить очень яркие и выразительные модели к теореме о сумме углов треугольника и виды треугольников со съёмными частями из стеклянных трубочек и цветной бумаги. Сделал он это до изучения темы, что позволило ему вместо учителя объяснять на уроке, в чём смысл теоремы. Первый успех очень обычного ученика предал уверенности ему и активизировал интерес одноклассников, уже на следующее занятие с ним пришли друзья.
Во время занятия ученица 8класса, которая уже выбрала тему для самостоятельной работы "Математика и евроремонт" работала на доске. Она чертила план квартиры, в которой хотела бы жить, следующий этап работы это расчёты площадей поверхностей и обсчёт стоимости материалов и работы. Таким образом, она приобретёт не только хорошие вычислительные навыки, но и научится вычислять поверхности призм задолго до их изучения, познакомится с первыми шагами планирования.
На следующем занятии моделирование продолжается, а другая ученица 8 класса рассказала, что она будет заниматься темой "Математика и диеты". Она решила составить несколько вариантов меню для школьников, спортсменов и моделей, сейчас собирает материал. Так идёт обсуждение тем, а в это время в кабинете учащиеся 5-8 классов, 15-17 человек, работая ручками по инструкции, слушают и постепенно определяют для себя тему, которой бы им было интересно заниматься на кружке.
И через 3-5 занятий каждый ребёнок, иногда с помощью родителей, что немало важно, или учителя сформулирует то, что ему здесь интересно и чем хотелось бы заниматься. Приведу только несколько тем, которые дети выбрали в этом году:
- "Математика и танцевальные фигуры",
- "Орнаменты и бордюры",
- "Математика и диеты",
- "Коллекция графиков функций",
- "Звёздчатые многогранники",
- "Задачи на движение",
- "Преобразования плоскости",
- "Экономические задачи",
- " Конструкции из многогранников",
- "Вычисление объёмов с помощью интегралов",
- "Прибор для демонстрации тел вращения" и другие.
К такой форме занятий я пришла после того, как была поставлена задача вести внеклассные занятия по математике так, чтобы дети могли заниматься научно-практической деятельностью и подготовить какие-то научные работы. Вот здесь каждый из нас понимает, что сделать это не только нелегко, но и невозможно, если не сообразовываться с природой ребёнка или начать эту работу в старших классах, когда у ученика не сформирован интерес к занятиям научной деятельностью, нет навыка работы.
В этом году оканчивает школу 11 "А" класс, где с 5-го класса 10-12 учащихся ежегодно, занимаясь на внеклассных занятиях математикой, достигли хороших результатов. Так на региональных конференциях, которые ежегодно проводит институт непрерывного образования для школ Юга Кузбасса, из 11 работ, заявленных для участия, 8 получили высокую оценку.
Участие в районной научно-практической конференции подтвердило хороший уровень работ. Двое учащихся Чернова Анна и Варанкин Максим приняли участие в научно-практической конференции, объявленной КемГУ, и Чернова А получила Диплом лауреата, а Варанкин М., удостоверение участника, но работа отмечена, как успешная. В данный момент подана заявка на участие в городской научно-исследовательской конференции, заявлено 5 работ.
Работая с детьми на уроках в течение 7 лет, занимаясь организацией внеклассных занятий математикой прихожу к выводу:
а) необходимо работать с детьми, сообразуясь с их природными данными;
б) развивать ребёнка следует, не проявляя насилия над природой, основываясь на его желании,
в) пробудить это желание возможно лишь, создавая линию успеха в его занятиях, заглушить порыв ребёнка заниматься долго тем или иным делом очень просто, а вот активизировать интерес к занятиям и поддерживать его в течение длительного времени (тему научной работы дети выбирают на год) непросто;
г) никогда нельзя отказывать детям, которые, по мнению учителя, "бесперспективны" в плане дополнительных занятий по предмету, иногда именно внеклассные занятия пробуждают интерес и активность мысли;
д) учитывая психологию возраста, можно добиться от ребёнка хороших результатов в занятиях любым делом.
В школе на научно-практической конференции только по математике ежегодно выступают 22-27 участников. А это значит, что в течение года целый класс детей в свободное время обращался к дополнительной литературе, работал в библиотеке, разыскивал материалы в Интернете, а не проводил время впустую. И это очень здорово. Если каждый учитель - предметник сумеет занять внеурочной деятельностью 20 детей, то национальный проект в образовании получит мощную поддержку.
Методика организации исследовательской деятельности
В процессе обучения математике на уроке и во внеклассной работе используются монопредметные исследования.
Схема учебно-исследовательской работы
- Факты
- Наблюдения
- Рабочая гипотеза
- Эксперимент
- Закономерность
- Гипотеза
- Теория
- Результаты
а) принимается Объяснения
б) изменяется
в) отвергается
Реализация исследовательских технологий предъявляет определённые требования к педагогу - организатору исследовательской практики:
- уметь определять темы для исследования;
- ставить цели и решать исследовательские задачи;
- выполнять функции соучастника исследовательской работы;
- создавать педагогические и организационные условия для изучения учащимися различных источников информации с целью расширения осведомлённости по данной теме;
- вести поиск возможностей проектирования основных этапов исследования:(цель - что нужно делать? - что для этого понадобится? - какова последовательность действий? - каков возможный результат? - каковы возможные затруднения?).
Практика работы в школе убедила меня, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и это действие должен направлять учитель. Чем раньше ребёнок начнёт заниматься подготовкой проектов, тем ярче окрашиваются годы обучения в школе.
Есть возраст, в котором почти каждый ребёнок хочет стать учёным, исследователем. Это время, когда школьные занятия не отбили интереса к серьёзной науке и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к " игре во взрослых" ещё сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасём их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность "витамин" интереса к науке. Научные лаборатории и кружки, научные общества учащихся и конференции - всё это позволяет ученику найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.
Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависит тема исследования, сроки выполнения, а также немало важно, будет ли выполнена работа вообще.
Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные качества:
- творческое мышление;
- ответственность;
- умение отстаивать свою точку зрения.
Из опыта работы знаю, что ученик поучаствовавший единожды в научно-практической конференции уже никогда не отказывается от работы над очередной темой. подготовка научных проектов доставляет радость самоутверждения.
Вставить итоги по годам, фотоинформацию.