Цель работы:
- Закрепить знания по теме: "Сооружения и устройства путевого хозяйства".
- Научиться определять неисправности стрелочных переводов, при наличии которых запрещается их эксплуатация.
Порядок выполнения работы:
I. Вычертите схему одиночного стрелочного перевода, укажите его основные части и их назначение.
II. Вычертите в осях схемы одиночных стрелочных переводов (обыкновенный, симметричный, несимметричный).
III. Вычертите схему крестовины, опишите её устройство и поясните, что собой она представляет.
IV. Определите неисправности стрелочного перевода, при наличии которых запрещается его эксплуатировать, с приведением поясняющих рисунков.
V. Порядок взаимодействия работников служб при обнаружении и устранении отставания остряка от рамного рельса остряка или подвижного сердечника от усовика на 4 мм и более.
Вывод.
I. Вычертите схему одиночного стрелочного перевода, укажите его основные части и их назначения (см. рисунок 1).
Рисунок 1 Два наружных рамных рельса 1; два остряка 2, один из которых прижат к рамному рельсу, а другой отведён; соединительные тяги 3, соединяющие остряки друг с другом; переводная тяга 4, соединяющая переводной механизм с первой соединительной тягой с помощью серьги; переводной механизм 5; крестовина, которая обеспечивает проход гребней колёс подвижного состава через место пересечения рельсов, она состоит из сердечника 6 и двух усовиков 7; в комплект также входят два контррельса 8; переводные брусья 9.
II. Вычертите в осях схемы одиночных стрелочных переводов (обыкновенный, симметричный, несимметричный.
Обыкновенный стрелочный перевод служит для соединения двух путей. Он может быть право- или левосторонним и применяется при отклонении бокового пути от прямого в ту или другую сторону. Этот вид перевода имеет наибольшее распространение. В состав стрелочного перевода входят собственно стрелка, крестовина с контррельсами, соединительная часть между ними и переводные брусья.
Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, предназначенных для направления подвижного состава на прямой или боковой путь, и переводного механизма.
Остряки соединяются между собой поперек стрелочными тягами. С помощью которых один из остряков плотно подводится к рамному рельсу, а другой отходит от другого рамного рельса на величину, необходимую для свободного прохода гребней колес. Величина отхода этого остряка от оси первой тяги называется шагом остряка.
Перевод остряка из одного положения в другое осуществляется специальными стрелочного приводами через одной из тяг; в пологих стрелочных переводах, остряки которых имеют значительную длину, -через две тяги. В приводе имеется устройство. Запирающее остряки в том или ином положении и контролирующее их плотное прилегание к рамному рельсам. Тонкая часть остряка называется острием, а другой его конец - корнем. Корневое крепление обеспечением поворот остряков в горизонтальной плоскости и соединение с примыкающими к ним рельсами (см. рисунок 2).
Рисунок 2 Стрелочный перевод (обыкновенный)
Симметричный перевод (см. рисунок 3) имеет те же основные элементы, что и обыкновенный, но благодаря меньшей длине остряков, крестовины и переводной кривой позволяет значительно сократить длину соединение путей. Симметричные переводы применяются при разветвлении основного пути на два под одинаковым углом при укладке путей на станциях. Весьма редко применяются разносторонние несимметричные переводы (см. рисунок 4), имеющие разные углы отклонения обоих путей от основного.
Симметричный перевод Несимметричный перевод
Рисунок 3
Рисунок 4
III. Вычертите схему крестовины, опишите её устройство и поясните, что собой она представляет.
Крестовина (см. рисунок 5) состоит из сердечника и двух усовиков. Она обеспечивает пересечение гребня колес рельсовых головок, а контррельсы направляют гребни колес в соответствующие желоба при проходе колесной пары по крестовине. Точка пересечения продолжение рабочей грани сердечника крестовины называется ее математическим центром (N), а самое узкое место между усовиками - горлом крестовины. Угол, образуемый рабочими гранями сердечника, называется углом крестовины.
Рисунок 5 Крестовина
Соединительная часть перевода, лежащая между стрелкой и крестовиной, состоит прямого участка и переводной кривой. Радиус этой кривой зависит от угла крестовины: чем меньше угол, тем больше радиус. Переводы с меньшими углами крестовин допускает большее скорости движение поездов. Стрелочные переводы крепятся с помощью специальных башмаков, подкладок, шурупов и костылей к переводным брусья или железобетонным плитам, которые укладываются на балластную призму.
d - отношение ширины крестовины.
L - длина крестовины.
N - математический центр.
Если принять ширину сердечника за единицу измерения, то её отношение к длине N называется маркой крестовины (1/N).
В зависимости от назначения в путь укладывают стрелочные переводы с марками крестовин, указанными в таблице.
Пути, на которых расположены стрелочные переводы | Марка крестовины стрелочных переводов | |
обыкновенных | симметричных | |
Главные и приёмо - отпра-вочные, для
пассажирского движения. Приёмо - отправочные, для грузового движения. Прочие. |
Не круче 1/11* Не круче 1/9 Не круче 1/8 |
______ Не круче 1/6 Не круче 0,25, 5 |
* при проходе пассажирских поездов только по прямому пути допускается иметь переводы с маркой крестовины 1/9.
IV. Определите неисправности стрелочного перевода, при наличии которых запрещается его эксплуатировать, с приведением поясняющих рисунков.
1. Разъединение стрелочных переводов остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами. В этом случае переведется один остряк, а другой останется в непереведенном положении, что может вызвать сход с рельсов подвижного состава (см. рисунок 6);
Рисунок 6
2. Отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4мм и более, измеряемого у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, у сердечника острой крестовины - в острие сердечника при запертом положении стрелки. Такое отставание может происходить от попадания между остряком и рамным рельсом грязи, обледенелого снега и т. п. В этом случае при противошерстном движении возможен удар гребня в остряк, что может вызвать сход подвижного состава с рельсов (см. рисунок 7);
Рисунок 7
Рисунок 7.1
3. выкрашивание остряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набегания гребня, и всех случаях выкрашивания длиной. Эта неисправность также может привести к сходу подвижного состава (см. рисунок 8);
- на главных путях... 200мм и более;
- на приёмо-отправочных путях...300мм и более;
на прочих станционных путях...400мм и более.
Рисунок 8
4. понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более (см. рисунок 9).
Такая неисправность не допускается, потому, что при проходе колесной пары в пошерстном (от крестовины к острякам) направлении и значительном прокате колесо, идущее по пониженному остряку, может не подняться на рамный рельс, а отжать и даже опрокинуть его и, двигаясь не по рамному рельсу, а только по остряку, сойти с рельсов;
Рисунок 9
5. расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472мм (см. рисунок 10);
6. расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика, более 1435 мм (см. рисунок 10);
Рисунок 10
7. излом остряка или рамного рельса (см. рисунок 11);
Рисунок 11
8. излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса) (см. рисунок 11);
9. Разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше (см. рисунок 12). В этом случае нагрузка на оставшиеся болты увеличивается и они могут быть разорваны, а контррельс не будет обеспечивать нужное направление колесных пар при прохождении их по стрелочному переводу.
Рисунок 12
V. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ СЛУЖБ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ И УСТРАНЕНИИ ОТСТАВАНИЯ ОСТРЯКА ОТ РАМНОГО РЕЛЬСА ИЛИ ПОДВИЖНОГО СЕРДЕЧНИКА КРЕСТОВИНЫ ОТ УСОВИКА НА 4 мм И БОЛЕЕ.
Устанавливается следующий порядок взаимодействия работников служб пути, перевозок, сигнализации и связи при обнаружении на стрелочных переводах отставания остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, у сердечника острой крестовины - в острие сердечника при запертом положении стрелки:
1. Обнаружив отставание остряка стрелки от рамного рельса (подвижного сердечника от усовика) электромеханик СЦБ или бригадир пути по телефону (радиосвязи) через дежурного по станции должен немедленно оформить запись в Журнале осмотра об обнаружении неисправности, которую при возвращении в помещение ДСП должны подписать электромеханик СЦБ и бригадир пути.
При нахождении стрелки вблизи помещения ДСП электромеханик СЦБ и бригадир пути оформляют эту запись лично в Журнале осмотра (запись 2 или 5 приложения 6 к настоящей Инструкции).
2. Дежурный по станции обязан:
2.1.На рукоятку (кнопку) стрелки, имеющую вышеуказанную неисправность, навесить красный колпачок. На железнодорожных станциях, оборудованных маршрутно-релеинои централизацией, стрелка в этом случае должна переводиться на индивидуальное управление установкой стрелочной рукоятки в одно из крайних положений.
2.2.После оформления записи электромехаником СЦБ и бригадиром пути об обнаружении отставания остряка стрелки от рамного рельса прекратить движение по стрелке в противошерстном направлении в положении, при котором не обеспечивается плотное прижатие остряка к рамному рельсу, до запирания ее на закладку и навесной замок. Если закладка не обеспечивает плотного прижатия остряка к рамному рельсу, то бригадир пути закрепляет остряки стрелки типовой скобой.
В остальных случаях, а также после запирания стрелки или закрепления остряков стрелки, движение по стрелке производится нормально по сигналам.
2.3. Сообщить об обнаружении отставания остряка стрелки от рамного рельса на 4 мм и более начальнику железнодорожной станции или его заместителю, а при их отсутствии поездному диспетчеру.
3. Начальник железнодорожной станции (заместитель), а при их отсутствии работник службы перевозок, выделенный для запирания стрелки, или лично дежурный по станции, в соответствии с ТРА железнодорожной станции, должен прибыть на неисправную стрелку для ее комиссионного осмотра и выявления причины отставания остряка от рамного рельса.
4. Бригадир пути совместно с работником службы перевозок должны проверить исправное действие закладки и навесного замка, запереть стрелку на закладку и навесной замок, а при необходимости по указанию ДСП закрепить типовой скобой остряки в требуемом положении. О закреплении остряков стрелки бригадир пути лично или по телефону должен оформить запись в Журнале осмотра (запись 3 или 6 приложения 6 к настоящей Инструкции).
5. Устранение отставания остряка от рамного рельса производится немедленно, в свободное от движения поездов время бригадиром пути совместно с электромехаником СЦБ с соблюдением требований Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и настоящей Инструкции.
6. При обнаружении отставания остряка от рамного рельса на железнодорожных станциях с диспетчерской централизацией или электрической централизацией с дистанционным управлением железнодорожная станция или район железнодорожной станции до устранения неисправности передается на резервное (местное) управление.
7. Аналогичный порядок должен соблюдаться и при устранении отставания подвижного сердечника крестовины от усовика.
8. Начальник железнодорожной станции (заместитель) постоянно контролирует вышеуказанные работы и несет ответственность за обеспечение безопасности движения поездов.
9. Начальник железнодорожной станции (заместитель) совместно с дорожным мастером и электромехаником СЦБ при проведении месячных осмотров в соответствии с требованиями ПТЭ выборочно проверяют стрелки на плотность прижатия остряка к рамному рельсу, подвижного сердечника крестовины к усовику, исправность действия закладок, о чем делается запись в Журнале месячных осмотров.
Вывод:
- Мы закрепили знания по теме: "Сооружения и устройства путевого хозяйства".
- Научились определять неисправности стрелочных переводов, при наличии которых запрещается их эксплуатация.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
- Болотин В.И. Ограждение мест производства путевых работ на перегонах и станциях, М. "Маршрут", 2002
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе из железных дорогах Российской Федерации, М. "Транспорт", 2000
- Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, М. "Транспорт", 2005
- Под редакцией Сорокиной Л.В. Техническая эксплуатация железных дорог, М. "Маршрут", 2005
- Правила технической эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации, М. "Транспорт", 2004
Дополнительная:
- Приказ Министра путей сообщения №1-Ц от 08/1-94г. "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте", (Приложение №2 действует по настоящее время).
- "Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта" от 28/10-92г. №15-Ц (действует по настоящее время).
- Багажов В.В.Система безопасности движения специального самоходного подвижного состава КЛУБ - Б и КЛУБ - УП М. "Маршрут", 2006
- Тарасова О.И. Меры безопасности на железнодорожных путях, М. "Транспорт", 2005
- Тюпкин Ю.А. Переезды железных дорог Российской Федерации. Сборник материалов по обеспечению безопасности движения, М.:ОАО "РЖД", 2004.
- Лёвин Б.А., Терёшина Н.П. Основные направления структурной реформы на железнодорожном транспорте. Методические указания
- Козубенко В.Г. Безопасное управление поездом: вопросы и ответы, М. "Транспорт", 2005.
- Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. ЦП-485. М.; "Транспорт", 1997.
- Сигнализация: Обучающе-контролирующая мультимедийная компьютерная программа (СВ-КОМ).М.: УМК МПС России, 2000