Урок литературного слушания в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Муха-Цокотуха"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Вспомнить произведения К.И.Чуковского и вызвать у детей желание прочитать те книги, которые они ещё не читали.
  2. Развивать устную речь учащихся.
  3. Развивать воображение и творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • портрет К.И.Чуковского
  • книги К.И.Чуковского
  • аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха»
  • видеозапись сказки «Айболит»
  • плакат с нарисованным сказочным островом
  • чудо-дерево
  • жетоны, на которых изображены герои сказки «Муха-Цокотуха»
  • сундук, в котором лежат: мыло, денежка, чашка с блюдцем
  • рисунки: ёж, крапива, яйцо с цыплёнком
  • лист бумаги и цветные карандаши
  • карточка с заданием

Ход урока

1. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок на таинственный остров Чукокколо.

- Герои, какого автора нам встретятся на этом острове?

- Мы вспомним произведения К.И.Чуковского.

- Посмотрите на портрет этого автора.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

Такова внешность К.И.Чуковского.

С ранних лет его произведения приносят нам радость, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора.

- В течение урока  прозвучат слова, которые придумал сам Чуковский. Посмотрим, кто из вас, их услышит и запомнит.

- Писателем К.И.Чуковский стал случайно. А вышло это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.»

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так случай помог Чуковскому стать писателем.

2. Путешествие по произведениям К.И.Чуковского.

- А сейчас герои его произведений нас ждут на острове. Прочитайте заклинание, которое поможет нам попасть в сказку.

- Дети читают хором:

«А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.»

- Из какого произведения эти строки?

Учитель выставляет книгу на доску.

- На нашем чудо-дереве растут жетоны, которые вы будете получать за правильные ответы. Посмотрим, кто внимательнее всех читал книги Чуковского.

«Вот какое дерево,
Чудесное дерево.»

- Ворота острова открываются и нас встречают герои загадок.

Дети читают загадки К.И.Чуковского, отгадывают и объясняют.

- Вот иголки и булавки
выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.  (ёж)

- Ах, не трогайте меня:
обожгу и без огня! (крапива)

- Был белый дом
чудесный дом,
и что-то застучало в нём,
и он разбился, и оттуда
живое выбежало чудо –
такое тёплое, такое
пушистое и золотое. (яйцо, цыплёнок)

- Иллюстрации отгадок появляются на острове.

- Загадки К.И.Чуковского вы можете прочитать в книге «Шёл Кондрат в Ленинград».

- Отправляемся дальше. Наш путь лежит через реку, где живёт герой многих сказок Чуковского.

Коварный, злой, с большими зубами; обитает в южных жарких странах.

- Кто это?

- Из каких сказок пришли эти крокодилы?

(На доске выставлены крокодилы из сказок: «Путаница», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил».)

- Все эти сказки можете прочитать в сборнике.

Учитель выставляет книгу на доску.

- Слово «Бармалей» придумал сам автор.

- А кто это сидит под пальмой?

Узнайте, из какой сказки пришли эти персонажи, послушав выступление ребят.

- Инсценировка отрывка из сказки «Телефон».

- А кто ещё звонил автору?

- Итак, в путь.

- Что лежит у кактуса?

- А что обычно прячут в сундук?

- Давайте его откроем.

- Помогите найти владельца этих вещей. (мыло, денежка, чашка с блюдцем)

Учитель выставляет книги на доску.

- Продолжим путешествие.

- Дорога лежит к хижине. Посмотрев фрагмент мультфильма, узнайте, кто в ней живёт.

- Кого поселим в хижину?

Слово «Айболит», тоже придумал автор.

Учитель выставляет книгу на доску.

- К какому жанру относятся произведения, которые написал Чуковский?

- В какой форме написаны сказки?

- А кто это ползёт по пустыне? (черепаха)

Она предлагает нам сделать остановку в пути и отдохнуть.

3. Физ. минутка

«До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги.»
И на камень лягушки кладут узелок:
«Хорошо бы у камня прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха!
«Это – че!
Это – ре!
Это – паха!»

4. Подготовительная работа  к восприятию сказки.

- Кроме загадок и сказок К.И.Чуковский писал ещё и стихи.

- Посмотрите, сколько книг принесла героиня этого стихотворения.

- Что объединяет все эти книги? (автор, стихотворная форма)

- Проделав длинный путь, мы подошли к костру. Самое время послушать сказку. А какую, вы догадаетесь сами, посмотрев на жетоны, которые вы получали за правильные ответы.

- В каком произведении встречаются все эти персонажи?

- Садитесь поудобнее. Слушаем сказку, которую читает сам автор.

5. Слушание сказки.

Звучит аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха».

- Какое настроение вызывает эта сказка?

- Когда мы ощущаем радость?

- Когда мы ощущаем грусть?

- Какая же это сказка?

6. Работа над обложкой и содержанием сказки.

- А сейчас сделаем обложку.

- Кто написал это произведение?

- Заменим фамилию автора красной рамкой.

- Как называется это произведение?

- Заменим это слово, синей рамкой.

- Какой жанр этого произведения? Докажите.

- Нарисуем круг вместо слова «сказка».

- Прочитайте начало сказки.

- Так ли начинаются народные сказки?

- А как?

- Прочитайте концовку сказки.

- А как заканчиваются народные сказки?

- В какой форме написана сказка?

- Кто является главным героем сказки?

- А кто такая муха?

- Каким цветом закрасим круг?

- О ком эта сказка?

- Полюбуйтесь своей работой.

- Сделаем выводы.

- Что вы можете сказать об этом произведении?

- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

- А теперь самое время поработать с карандашом.

- Прочитайте слова первого столбика, затем – второго.

Найди пару.

- Пусть вам книга станет помощницей.

- Почему Муху назвали Цокотухой?

- Это слово придумал сам автор.

- Какой вы себе её представляется?

- Закончите пословицу:

«Сказка ложь, да в ней намёк …»

- Как вы её понимаете?

- Чему учит эта сказка?

- Вот и закончилось наше путешествие.

7. Подведение итогов урока.

- По страницам книг, какого писателя мы путешествовали?

- В каком жанре он писал?

- В какой форме написаны его произведения?

- Какие слова придумал этот удивительный человек?

(слова – на доске)

Посчитайте ваши жетоны.

Поаплодируем нашим всезнайкам.