Задачи урока:
- Вспомнить произведения К.И.Чуковского и вызвать у детей желание прочитать те книги, которые они ещё не читали.
- Развивать устную речь учащихся.
- Развивать воображение и творческие способности учащихся.
Оборудование:
- портрет К.И.Чуковского
- книги К.И.Чуковского
- аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха»
- видеозапись сказки «Айболит»
- плакат с нарисованным сказочным островом
- чудо-дерево
- жетоны, на которых изображены герои сказки «Муха-Цокотуха»
- сундук, в котором лежат: мыло, денежка, чашка с блюдцем
- рисунки: ёж, крапива, яйцо с цыплёнком
- лист бумаги и цветные карандаши
- карточка с заданием
Ход урока
1. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок на таинственный остров Чукокколо.
- Герои, какого автора нам встретятся на этом острове?
- Мы вспомним произведения К.И.Чуковского.
- Посмотрите на портрет этого автора.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.
Такова внешность К.И.Чуковского.
С ранних лет его произведения приносят нам радость, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора.
- В течение урока прозвучат слова, которые придумал сам Чуковский. Посмотрим, кто из вас, их услышит и запомнит.
- Писателем К.И.Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.»
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так случай помог Чуковскому стать писателем.
2. Путешествие по произведениям К.И.Чуковского.
- А сейчас герои его произведений нас ждут на острове. Прочитайте заклинание, которое поможет нам попасть в сказку.
- Дети читают хором:
«А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.»
- Из какого произведения эти строки?
Учитель выставляет книгу на доску.
- На нашем чудо-дереве растут жетоны, которые вы будете получать за правильные ответы. Посмотрим, кто внимательнее всех читал книги Чуковского.
«Вот какое дерево,
Чудесное дерево.»
- Ворота острова открываются и нас встречают герои загадок.
Дети читают загадки К.И.Чуковского, отгадывают и объясняют.
- Вот иголки и булавки
выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (ёж)- Ах, не трогайте меня:
обожгу и без огня! (крапива)- Был белый дом
чудесный дом,
и что-то застучало в нём,
и он разбился, и оттуда
живое выбежало чудо –
такое тёплое, такое
пушистое и золотое. (яйцо, цыплёнок)
- Иллюстрации отгадок появляются на острове.
- Загадки К.И.Чуковского вы можете прочитать в книге «Шёл Кондрат в Ленинград».
- Отправляемся дальше. Наш путь лежит через реку, где живёт герой многих сказок Чуковского.
Коварный, злой, с большими зубами; обитает в южных жарких странах.
- Кто это?
- Из каких сказок пришли эти крокодилы?
(На доске выставлены крокодилы из сказок: «Путаница», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил».)
- Все эти сказки можете прочитать в сборнике.
Учитель выставляет книгу на доску.
- Слово «Бармалей» придумал сам автор.
- А кто это сидит под пальмой?
Узнайте, из какой сказки пришли эти персонажи, послушав выступление ребят.
- Инсценировка отрывка из сказки «Телефон».
- А кто ещё звонил автору?
- Итак, в путь.
- Что лежит у кактуса?
- А что обычно прячут в сундук?
- Давайте его откроем.
- Помогите найти владельца этих вещей. (мыло, денежка, чашка с блюдцем)
Учитель выставляет книги на доску.
- Продолжим путешествие.
- Дорога лежит к хижине. Посмотрев фрагмент мультфильма, узнайте, кто в ней живёт.
- Кого поселим в хижину?
Слово «Айболит», тоже придумал автор.
Учитель выставляет книгу на доску.
- К какому жанру относятся произведения, которые написал Чуковский?
- В какой форме написаны сказки?
- А кто это ползёт по пустыне? (черепаха)
Она предлагает нам сделать остановку в пути и отдохнуть.
3. Физ. минутка
«До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги.»
И на камень лягушки кладут узелок:
«Хорошо бы у камня прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха!
«Это – че!
Это – ре!
Это – паха!»
4. Подготовительная работа к восприятию сказки.
- Кроме загадок и сказок К.И.Чуковский писал ещё и стихи.
- Посмотрите, сколько книг принесла героиня этого стихотворения.
- Что объединяет все эти книги? (автор, стихотворная форма)
- Проделав длинный путь, мы подошли к костру. Самое время послушать сказку. А какую, вы догадаетесь сами, посмотрев на жетоны, которые вы получали за правильные ответы.
- В каком произведении встречаются все эти персонажи?
- Садитесь поудобнее. Слушаем сказку, которую читает сам автор.
5. Слушание сказки.
Звучит аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха».
- Какое настроение вызывает эта сказка?
- Когда мы ощущаем радость?
- Когда мы ощущаем грусть?
- Какая же это сказка?
6. Работа над обложкой и содержанием сказки.
- А сейчас сделаем обложку.
- Кто написал это произведение?
- Заменим фамилию автора красной рамкой.
- Как называется это произведение?
- Заменим это слово, синей рамкой.
- Какой жанр этого произведения? Докажите.
- Нарисуем круг вместо слова «сказка».
- Прочитайте начало сказки.
- Так ли начинаются народные сказки?
- А как?
- Прочитайте концовку сказки.
- А как заканчиваются народные сказки?
- В какой форме написана сказка?
- Кто является главным героем сказки?
- А кто такая муха?
- Каким цветом закрасим круг?
- О ком эта сказка?
- Полюбуйтесь своей работой.
- Сделаем выводы.
- Что вы можете сказать об этом произведении?
- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
- А теперь самое время поработать с карандашом.
- Прочитайте слова первого столбика, затем – второго.
Найди пару.
- Пусть вам книга станет помощницей.
- Почему Муху назвали Цокотухой?
- Это слово придумал сам автор.
- Какой вы себе её представляется?
- Закончите пословицу:
«Сказка ложь, да в ней намёк …»
- Как вы её понимаете?
- Чему учит эта сказка?
- Вот и закончилось наше путешествие.
7. Подведение итогов урока.
- По страницам книг, какого писателя мы путешествовали?
- В каком жанре он писал?
- В какой форме написаны его произведения?
- Какие слова придумал этот удивительный человек?
(слова – на доске)
Посчитайте ваши жетоны.
Поаплодируем нашим всезнайкам.