Цель урока: обобщить знания учащихся о художественных направлениях в музыке, по незнакомому произведению определить направление, которое представляет композитор.
Задачи урока:
- Развивающие: Развивать умение определять на слух представителей художественных направлений барокко, классицизма, романтизма, делать самостоятельные выводы и аргументировать их.
- Образовательные:Учить анализировать музыкальные произведения, сравнивать, выделять главное.
- Воспитательные:Приобщать учащихся к «золотому фонду» мировой музыкальной культуры.
Оборудование урока: фортепиано, портреты композиторов, музыкальный центр, таблицы, компакт-диски, тетради.
Музыкальный материал: Вальсы Иоганна Штрауса « На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса»; концерт Антонио Вивальди «Зима»; «Токката и фуга ре-минор» Иогана Себастьяна Баха; «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта; Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»; Ф. Шуберт «Лесной царь», попурри на музыку Петра Ильича Чайковского.
Ход урока
1) Организационный момент:
Музыкальное приветствие, распевание;
2) Вступительное слово:
Учитель: На уроке мы продолжим работу над темой полугодия «Художественные направления в музыке». Сейчас мы с вами внимательно прослушаем новое музыкальное произведение и попробуем определить его художественное направление. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться.
Звучит фрагмент музыки И. Штрауса « На прекрасном голубом Дунае»
3)Анализ: учащиеся разбирают произведение по вопросам:
- Характер, настроение
- Направление , стиль
- Композитор
- Склад
- Жанр
- Музыкальная форма
- Динамика
- Темп
- Музыкальный образ
Учитель (У): Вы правильно уловили настроение, характер, склад, жанр.
Дети (Д): - Это вальс.
У: Тема урока - «Король вальсов». Так называли автора прозвучавшего произведения. А фамилию мы узнаем немного позднее. При анализе по таблице, на вопрос о направлении и стиле произведения, ваши мнения разделились. Были выдвинуты две версии – классицизм и романтизм. Чтобы достичь основной цели нашего урока (определение художественно го направления), давайте сначала вспомним характерные особенности известных нам направлений.
4)Повторение и обобщение стилей и направлений:
У: По фрагментам определите композиторов и направления, которые они представляют.
Звучат фрагменты.1) «Зима» А. Вивальди
2) «Токката и фуга ре минор» И. Баха.
У: - Кто сочинил эти произведения?
Д: - Вивальди, Бах
(показ портретов)
У: - К какому направлению отнесём творчество этих композиторов?
Д: - барокко
У: - Вспомним, что характерно для барокко?
Работаем по группам (класс разделён на две группы). Учащиеся одной группы поочерёдно задают вопросы другой:
Вопрос: |
Ответ: |
Перевод слова «Барокко» |
- странный, причудливый |
Идеи стиля барокко |
- человек и общество. |
Особенности барокко |
- пышность, вычурность, экспрессивность. |
Склад барокко |
- полифонический. |
Жанры стиля |
- опера, концерт, кантата. |
Композиторы |
- Вивальди, Бах, Гендель. |
У: - Какой композитор более двухсот лет был в забвении?
Д: - Антонио Вивальди!
У: - Несмотря на то, что Вивальди жил более трёхсот лет назад, его музыка любима и в наш XXI век она звучит повсюду : в кино, в рекламах. О Вивальди слагали песни
.
(Исполнение песни С. Никитина «Под музыку Вивальди»)
Звучат следующие фрагменты: 1. «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта,
2. «Лунная соната» Л.Бетховена, в исполнении учащейся 8-го класса, Захаровой Анны.
У: - Фрагменты каких композиторов прозвучали?
Д: - Моцарта, Бетховена
(показ портретов)
У: - Какое направление они представляли?
Д: - Классицизм.
У: - Повторим характерные особенности классицизма.
Работаем по группам (класс разделён на две группы). Учащиеся одной группы поочерёдно задают вопросы другой:
Вопрос: |
Ответ: |
Век |
- XVIII, |
Идеи |
- противоречие человека и общества |
Особенности |
- гармоничность, строгость, благородство. |
Склад |
- гомофонно - гармонический |
Жанры |
- симфония, соната, сонатная форма. |
Композиторы |
- И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен |
У: - Слушаем следующие фрагменты: 1. «Лесной царь» Ф. Шуберта,
2. Попурри на музыку П. Чайковского
У: - Фрагменты каких композиторов прозвучали?
Д: - Шуберта, Чайковского.
У: - Какое направление они представляют?
Д: - Романтизм.
У: - Кто основоположник этого направления?
Д: - Ф. Шуберт
У: - Какие жанры появились в это время?
Д: - Малые жанры.
У: - Почему?
Д: - Идеи романтизма это внутренний мир человека, его чувств и переживаний, для раскрытия которых, наверное, достаточны были небольшие произведения: баллады, ноктюрны, поэмы,
У: - Вы хорошо усвоили эти направления. Теперь мы подошли к цели нашего урока.
5) Определение направления:
У: - Какое же направление представляет проанализированное вами произведение? При ответе на вопрос обратите пристальное внимание на таблицу с особенностями перечисленных направлений. <Рисунок1>
(Снова звучит вальс)
У: - Определите направление и аргументируйте свои выводы.
Дети работают по группам.
Ответ первой группы: - Романтизм. Мелодия вальса лиричная, мечтательная. Она звучит легко и празднично. Это гомофонно-гармонический склад музыки.
Ответ второй группы: - Романтизм. Вальс – малый жанр. Этот танец приобрел популярность в XIX веке. Образ музыки - мечтательный, счастливый.
У: - Вы совершенно правы! Прозвучал вальс, который появился в XIX веке, музыка действительно очень лирична, празднична, и легко воспринимается на слух. Для других направлений , таких как барокко и классицизм, это не подходит! Этот вальс называется «На прекрасном голубом Дунае».
Имя композитора вы узнаете из слов песни Колмановского на стихи Рождественского «Вальс о вальсе».
(Исполнение песни)
У: - Кто же композитор?
Д: - Штраус.
(Запись на доске фамилии композитора).
У: - На уроке вы справились со сложной задачей – определили самостоятельно направление, сумели грамотно доказать правильность своих ответов.
Сегодня на уроке мы только слегка прикоснулись к музыке замечательного австрийского композитора XIX века, яркого представителя романтизма – Иоганна Штрауса-младшего!
(Показ портрета).
У: - После первого концерта девятнадцати летнего композитора ,15 октября 1844 года, мальчишки, размахивая газетой «Весенние новости», кричали сенсационную новость: «Добрый вечер, Штраус - отец! Доброе утро, Штраус - сын!». С этого дня началось восхождение к «олимпу славы» Штрауса – сына. Его по праву называли королём вальсов. Им написано более пятисот пьесс танцевального характера, из которых большинство – вальсы, польки и мазурки, звучащие и по сей день.
Наше знакомство с музыкой И. Штрауса мы продолжим на следующем уроке.
6) Домашнее задание:
Выясните, к какому крупному театральному жанру обращался Иоганн Штраус по совету ближайшего друга Оффенбаха. В этом жанре И. Штраус создал 16 своих творений.
(Под музыку вальса «Сказки венского леса» учащиеся покидают кабинет.)