Урок музыки в 4-м классе. Тема: "Путешествие в музыкальный мир Италии"

Разделы: Музыка


Этапы урока

Содержание деятельности

Обоснование

Учитель

Ученик

 

«Немало прекрасных я песен слыхал, по странам далеким блуждая…»
Эти строки можно было бы взять эпиграфом к любому уроку четверти, потому что мы на каждом уроке слушаем музыку «далеких» нам стран

 

Подготовка к активной умственной деятельности

 

Цель сегодняшнего урока в очередной раз убедиться в том, что как бы мы не отличались друг от друга, мы можем понимать друг друга благодаря музыке- языку, на котором люди разных стран разговаривают без всякого перевода. Языку, который способен передавать мысли и чувства человека

 

Сообщение темы с мотивирующим приемом

 

Итак, мы отправляемся в удивительно красивую и музыкальную страну. Попробуйте догадаться в какую

 

Активизация внимания методом возвращения назад; развитие произвольной памяти

I. 1 мин. 48

Слушание музыки. П.И.Чайковский «Июнь» из фортепианного цикла «Времена года».
– Жанр, прозвучавшей музыки?
– Как называется это произведение? Кто его автор?
Вспомнить все о цикле

Инструментальный жанр, играл инструмент фортепиано. Это пьеса «Июнь» из фортепианного цикла «Времена года». В него входит 12 пьес, получивших свое название от названия месяца. Каждая пьеса имеет второе название и эпиграф

Создание проблемной ситуации

 

– У этой пьесы есть второе название.
– Определить его вам поможет слово, которое вы должны были прочитать в ответах вашего домашнего задания

В домашнем задании давался музыкальный кроссворд, ключевым словом которого было слово- баркарола

 

 

Баркарола – итальянское слово. Барка-лодка; баркарола- песнь лодочника, песнь на воде.
Это единственный лирический жанр, целиком обязанный своим появлением воде

 

Изучение нового материала, расширение кругозора

 

Баркарола привела нас в Венецию. Сказочно красивый город, построенный на островах. Там нет улиц, вместо них –  каналы. Прямо в каналы открываются двери домов, к ступенькам которых привязаны длинные легкие лодки – гондолы. Вот в таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов и рождались песни лодочников-гондольеров – баркаролы

Показ репродукций итальянских мастеров с видами Венеции

Развитие воображения.
Опора на непроизвольное внимание.
Привлечение репродукций на уроке помогает ученикам ощутить атмосферу и дух эпохи страны

 

О какой стране идет речь?
Однажды, путешествуя по Италии, Петр Ильич Чайковский услышал пение под гитару 10-летнего мальчика, окруженного толпой народа: «Он пел чудесным голосом, с такой законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются…»

– Италия. Родина многих инструментов, выдающихся мастеров, исполнителей

Исторический экскурс

II. 2 мин.45

Слушание музыки. «Санта-Лючия».
– Музыка какого жанра прозвучала? Тип пения?
– Какой вид сопровождения?
– Композиторская или народная?
Прозвучала итальянская народная песня. Ее исполнял  Робертино Лоретти. Маленький мальчик с необыкновенно красивым тембром голоса и редкой музыкальностью. Голос, покоривший мир в 60-е годы своей красотой

– Вокальный жанр, сольное пение с инструментальным сопровождением

Активизация внимания и памяти методом анализа музыкального произведения, методом возвращения назад

 

– Какое в этой музыке настроение? Какие краски?
Вы назвали выразительные черты музыки. А в чем ее изобразительность? Музыка несет и изобразительную функцию

– Светлые краски, очень нежная красивая музыка

 

 

– Какая мелодия?
– Что можно сказать о сопровождении?
– Как будто одна волна набегает на другую

– Плавная, мягкая, в ней нет скачков.
В сопровождении мерное покачивание в своеобразном ритме.
Пластическое движение позволит ощутить ритм сопровождения

Метод анализа музыкального произведения с обращением к средствам музыкального языка.
Развитие гибкости ума,
Осознанного восприятия

 

Сравнить с Баркаролой П.И.Чайковского (наиграть фрагмент Баркаролы и Санта-Лючии).
Италия очень музыкальная страна. Она всегда притягивала к себе творческих людей – композиторов, поэтов, художников. Почти все известные композиторы побывали в Италии.
И каждый увозил оттуда не только восторженные впечатления, но и, записанные в блокнотах темы мелодий, услышанных народных песен.
Из них потом, словно музыкальные сувениры, возникали и становились очень популярными пьесы.
Вы знаете их

Та же мерность ритма и плавная мелодия, как будто растворяется над водой

Сравнительный анализ, опора на послепроизвольное внимание. Метод обобщения, прием сопоставления, сравнения как один из путей развития мыслительных операций.
Пошаговый контроль за усвоением нового материала (жанровых черт баркаролы). Накопление музыкального опыта, необходимого для формирования умений

III. 5 мин.

Наиграть «Итальянскую польку» С.В.Рахманинова, «Итальянскую песенку» П.И. Чайковского из «Детского альбома».
Показ видеофрагмента «Неаполетанский танец» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского

 

Метод возвращения назад.
Активизация музыкальной памяти и слуха.
Примеры композиторской музыки, написанной в духе народной итальянской

IV.

Вокальная работа. П.И.Чайковский «Неаполетанский танец».
Во время разучивания обратить внимание на четкое произношение, гибкую фразировку. Вокализированное пение на слог «да».
Разучивание со словами. Работа над штрихами

Коллективная работа класса над вокальными трудностями. Вокализированное исполнение тем помогает в работе над интонационной четкостью. Разучивание текста способствует осмыслению и передачи в собственном исполнении образного содержания музыки

Фондовый материал, способствует формированию навыков выразительного исполнения.
Активизация музыкального слуха, работа над речевым аппаратом (четкое произношение в быстром темпе)

 

И у нас в России есть город, в котором реки и каналы полны печали, особенно в безлунном блеске ночей…
Не случайно город романтично нарекли «северной Венецией»

Фрагмент видеофильма «Времена года» П.И.Чайковского. («Июнь»)

Исторический экскурс.
Развитие кругозора, воображения, памяти

 

– О каком городе идет речь?
– Это- Петербург. С его туманами, разводящимися на ночь мостами и светлой грустью.
Здесь в Петербурге, в этой «северной Венеции», не могли не звучать баркаролы.
Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента проплывала
Серебримая луной…
Эти строки в начале 19 века написал русский поэт Иван Козлов. Самое потрясающее то, что писал он эти их, будучи  совсем слепым, совершенно неподвижным, прикованным к постели. Но в воображении своем этот «милый слепец», как называл его Пушкин, улетал туда, где:
Все вливает в сердце радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется…
Михаил Иванович Глинка написал музыку к этим стихам.
Ох уж эта Италия! Сидя на балконе теплой ночью в Милане, « любуясь громадным белокаменным собором и вдыхая аромат ночи» (из письма Глинки), Михаил Иванович размышлял о том, как все это можно выразить в музыке.
Так и родился романс «Венецианская ночь» и венецианская баркарола стала петербургской

 

Интеграционные связи.
Подчеркивают тесное единство музыки и поэзии. Способствует включению опыта эмоционально-нравственного отношения к действительности, заключенного в произведениях искусства

V. 2 мин 15

Слушание музыки. М. И. Глинка «Венецианская ночь».
– Музыка какого жанра прозвучала?
– Вид вокального пения? Тембр голоса?
– В чем проявились черты жанра баркаролы?

– Вокальный жанр, сольное пение, пел тенор.
– Легкость сопровождения, однообразный ритм, покачивание. Мелодия плавная, спокойная

Кульминация в драматургическом построении урока.
Метод анализа.
Метод обобщения, метод сравнения

 

Какое тонкое «пейзажное» воплощение получил жанр баркаролы у Глинки. Мы зримо  можем ощутить очарование города, окутанного прозрачной дымкой

 

Активизация памяти методом возвращения назад

 

Сегодня на уроке, путешествуя по Италии, мы говорили об этой стране, слушая музыку русских композиторов. Анализируя мелодии итальянских песен, сравнивали их с русскими мелодиями.
Я думаю, вы все убедились в том, что для музыки не существует границ. Ведь композитора, независимо от языка, на котором он говорит, объединяет умение видеть красоту во всех ее проявлениях, передавать свое видение мира, в котором красота живет повсюду, «и даже в маленькой росинке, что дремлет в складочке листа»

 

Подведение итогов урока

VI

Исполнение песни. Ю. Антонов «Живет на свете красота»

 

Вокальная кульминация урока

Приложение 1

Приложение 2