Цель урока:
Проанализировать систему ценностей мировой художественной культуры эпохи Просвещения
Задачи урока:
- Сформировать и раскрыть главные проблемы искусства XVIII века.
- Рассказать о причинах возникновения нового художественного стиля в искусстве - классицизме.
- Раскрыть характерные черты классицизма в архитектуре.
- Заинтересовать учащихся творчеством Вольфганга Амадея Моцарта -одного из представителей Венской классической школы, пробудить желание слушать музыку гениального композитора в своей дальнейшей жизни.
План урока
Учитель - Сегодня на уроке, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие по Версальскому дворцу в Париже, пройдёмся по центральной части Лондона - Сити, мы побываем во Флоренции, погуляем по Вене, а ещё мы познакомимся с вами с представителем Венской классической школы - Амадеем Моцартом. Я думаю, что после сегодняшнего урока вы действительно поймете, почему и музыкантов и художников объединяет одно слово - искусство.
Сегодня мы будем говорить о том, что именно жизнь, её события и идеи, мечты и идеалы людей являются тем началом, которое объединит различные художественные произведения разных стран в единое целое, называемое художественной культурой эпохи Просвещения, определит её своеобразие. Эпиграфом к сегодняшнему уроку нам послужат слова Герцена: "Век дивный, мощный, деятельный, восемнадцатый век!" И так, конец XVII, начало XVIII вв. Это одна из самых ярких страниц художественной культуры. Это время когда на смену Возрождению пришли новые художественные стили: барокко, рококо, классицизм, реализм.
Многое меняется в жизни. Уже в конце ХУП века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Это был период брожения умов. Учёные, писатели, художники, композиторы - все передовые люди разных стран испытывали ненависть к феодальным порядкам. И в то же время, представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить всё своё могущество.
Многое изменилось в жизни. На арену истории выходит капитализм. В этот исторический период в Европе произошли две крупнейшие революции, которые утвердили капиталистический строй. В 1688г. в Англии завершилась буржуазная революция, затем произошла революция во Франции. И в Европе вспыхивает новое культурное движение, которое помогает утверждению капитализма. Это эпоха Просвещения. Перемены и трагические конфликты эпохи Просвещения образно запечатлел английский поэт Джон Донн
Так много новостей...
И в сфере звёзд, и в облике планет
На атомы вселенная крошится
Все связи рвутся, всё в куски дробится
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительно для нас.
Прежде всего стали относительными представления о человеке, который теперь мыслится с одной стороны - маленькой частицей мироздания, с другой -великой силой, способной управлять природой.
Одной их характерных особенностей эпохи Просвещения - активное взаимодействие разных видов искусств. Здесь ярче всего проявили себя зрительные и музыкальные впечатления. Вот почему это время связывают с эпохой великих мастеров изобразительного искусства и расцветом музыкальной культуры. Все - и писатели, и философы, и политические деятели, и художники, и композиторы видели цель своей работы, творчества в гражданском воспитании общества.
Именно жизнь, её события и идеи, мечты и идеалы людей, является тем началом, которое объединит различные художественные произведения разных стран в единое целое, называемое художественной культурой эпохи Просвещения, определит её своеобразие.
Что же заставило деятелей культуры дать такую высокую оценку восемнадцатому веку - как величайшей эпохе развития человечества?
Ответом на этот вопрос нам послужит обращение к истории, к именам великих людей эпохи Просвещения, многие из которых вам уже знакомы, людей которых волновали события, и проблемы этого времени. И поэтому, прогрессивных деятелей 18 века современники называли Просветителями.
Вопрос: Ребята, может выть, кто-то из вас назовёт великих людей - просветителей?
(на доске таблица, после ответов детей таблица открывается)
Свобода, Долг, Разум, Мораль становятся приоритетом жизни человека в эпоху Просвещения.
Парадный блеск и пустая мишура барокко уступали место классицизму -новому художественному стилю. Изучив, и взяв за образец античное искусство, последователи классицизма пришли к выводу, что подлинной основой классицизма, подлинной основой жизни человека является только Разум.
Оставим итальянцам Пустую мишуру с её фальшивым глянцем, Всего важнее смысл, но чтоб к нему прийти, Придётся одолеть преграды и пути. Намеченной тропы придерживаться строго Порой у Разума всего одна дорога... Обдумать надо смысл и лишь потом писать. Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Буало.
Строгие правила классицизма воплотились в музыке Моцарта, живописи Пуссена, дворцах Лондона и Парижа. Наиболее ярко проявился классицизм в архитектуре. Опираясь на достижения античной культуры, на представлениях зодчих эпохи Возрождения об идеальном городе. Архитекторы классицизма создали новый тип грандиозного дворцово - паркового ансамбля.
Ученица - Одним из выдающихся архитектурных сооружений этого времени стала резиденция французских королей в предместье Парижа - Версальский дворец. Идеалы государственности потребовали новых художественных форм. Но строгий рациональный классицизм казался недостаточно пышным и помпезным для прославления Людовика XIV - короля Солнца. И вот сложился один из самых ярких художественных стилей -королевский стиль. Стиль, который сочетал строгость классических форм в архитектуре и причудливость барокко в украшении интерьеров. Версаль стал официальным центром государства и воплощением великого царствования. Марк Твен, посетивший Версаль в середине 19в. писал:
Я ругал Людовика 14, потратившего на Версаль 200мл. долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво. Ты смотришь, пялишь глаза, и пытаешься понять, что ты на Земле, а не в садах Эдема, и ты почти готов поверить, что это обман, только сказочный сон.
Действительно, "сказочный сон" Версаля и сегодня поражает масштабами планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров.
(на экране кадры Версальского дворца) 1624 году в стиле раннего классицизма был выстроен охотничий дворец Людовика XIII, носивший отпечаток готики: он имел высокие пирамидальные крыши с окнами - люкарнами, с выступающими по бокам ризалитами.
Второй этап застройки был начат 1668г. Сто* Гектаров земли в чрезвычайно короткое время, за 14 лет были превращены в райский уголок. В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие Луи Лево, Жюль Ардуэн - Мансар и садовод -планировщик Андре Ленотр. Они создали универсальный ансамбль "дворец - парк - город", ядром которого являлся дворец. Луи Лево включил в П - образную композицию старые постройки, сильно вытянув в длину здание дворца и обозначив его центральную ось парадным и садовым порталами.
Именно жизнь, её события и идеи, мечты и идеалы людей, является тем началом, которое объединит различные художественные произведения разных стран в единое целое, называемое художественной культурой эпохи Просвещения, определит её своеобразие.
Что же заставило деятелей культуры дать такую высокую оценку восемнадцатому веку - как величайшей эпохе развития человечества?
Ответом на этот вопрос нам послужит обращение к истории, к именам великих людей эпохи Просвещения, многие из которых вам уже знакомы, людей которых волновали события, и проблемы этого времени. И поэтому, прогрессивных деятелей 18 века современники называли Просветителями. Вопрос: Ребята, может быть, кто-то из вас назовёт великих людей -просветителей?
(на доске таблица, после ответов детей таблица открывается) Приложение 1.
Свобода, Долг, Разум, Мораль становятся приоритетом жизни человека в эпоху Просвещения.
Парадный блеск и пустая мишура барокко уступали место классицизму -новому художественному стилю. Изучив, и взяв за образец античное искусство, последователи классицизма пришли к выводу, что подлинной основой классицизма, подлинной основой жизни человека является только Разум.
Оставим итальянцам Пустую мишуру с её фальшивым глянцем, Всего важнее смысл, но чтоб к нему прийти, Придётся одолеть преграды и пути. Намеченной тропы придерживаться строго Порой у Разума всего одна дорога,.. Обдумать надо смысл и лишь потом писать. Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Буало.
Строгие правила классицизма воплотились в музыке Моцарта, живописи Пуссена, дворцах Лондона и Парижа. Наиболее ярко проявился классицизм в архитектуре. Опираясь на достижения античной культуры, на представлениях зодчих эпохи Возрождения об идеальном городе. Архитекторы классицизма создали новый тип грандиозного дворцово - паркового ансамбля.
Дворец. К нему ведут три сходящихся лучами подъездных проспекта. Расположенный на некотором возвышении, дворец занимает господствующее положение над местностью. Его создатели разделили почти полукилометровую протяжённость фасада на центральную часть и два боковых крыла - ризалита, придающих ему особую торжественность. Фасад представлен тремя этажами.
Первый представляющий роль массивного основания, оформлен рустом по образцу итальянских дворцов - палаццо эпохи Возрождения.
Второй, самый большой, заполнен высокими арочными окнами, между которых располагаются ионические колонны и пилястры.
Верхний ярус укорочен и завершается скульптурными группами, придающими зданию особую нарядность и легкость пропорций.
Ритм окон, пилястр, колонн на фасаде, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, единая кровля, подчеркнутая балюстрадой - все это говорит о классической строгости.
(на экране кадры интерьера Версальского дворца) Ученица - Интересна система расположения помещений дворца. Чрезвычайно большие и роскошно декорированные, они ориентированы по сторонам света. В тематике внутреннего декора преобладала тема солнца - Аполлона, напоминающая об исключительности личности Людовика XIV. Главное помещение дворца -спальня короля - священное место, сосредоточие власти и центр Франции. В противоположном направлении идет большая аллея парка.
Та же идея подчиненности величию "короля - солнца" была положена главным создателем регулярного парка Ленотру, которому удалось связать воедино элементы архитектуры и садово - паркового искусства.
(на экране кадры Версальского парка Планировка парка предполагала наличие лучевых аллей, канала, огромных плоских водоёмов, газонных партеров, подстриженных тисовых шпалер, симметричных цветников, украшенных декоративными вазами и скульптурой. Всё это создавало ощущение бесконечности и исключительной грандиозности Версальского парка. Кажется, что рисунок его выверен с помощью циркуля и линейки. Аллеи парка воспринимаются как продолжение залов дворца, каждая из них завершается водоёмом
(на экране кадры Версальского парка). Множество бассейнов имеют геометрическую форму. В гладких водных зеркалах в предзакатные часы отражаются лучи солнца и причудливые тени, отбрасываемые кустами и деревьями, подстриженными в форме куба, конуса, цилиндра или шара. Аллегорическая пластика фонтанов, выполненных известными мастерами, представлена то в облике Аполлона, то Нептуна. Родные ковры газонов поражают яркими и пёстрыми красками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (их было около 150тыс.) стояли живые цветы, которые меняли таким образом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время года.
(звучит "Маленькая ночная серенада" Моцарта. На фоне музыки ученица читает стихи)
Была природа в парке этом
Как будто неживой;
Как будто с выспренним сонетом,
Возились там с травой.
Ни плясок, ни малины сладкой,
Ленотр и Жан Июли
В садах и танцах беспорядка
Стерпеть бы не смогли.
Застыли типы, точно в трансе,
Равняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном цветы.
Вопрос: А вам ребята, знакома эта музыка? Как называется произведение?
Предполагаемый ответ: "Маленькая ночная серенада" Амадея Моцарта.
Более 200 лет музыканты всего мира играют "Маленькую ночную серенаду". И сегодня струнный оркестрик в Москве, где-нибудь в подземном переходе, исполняет её с таким же удовольствием и любовью, как это делали уличные музыканты при жизни автора - Вольфганга Амадея Моцарта.
Учитель - Моцарт, пожалуй, одно из самых известных имён в мировой культуре. В нашем языке слово Моцарт - больше чем имя, это синоним красоты, совершенства, гениальности. Он не просто композитор, он вершина венской классики. Кто же такой Моцарт? Какой же он, Моцарт? Это целое явление мировой культуры, огромное необъяснимое, загадочное и притягательное.
(на экране кадры фотографий В. Ф. Моцарта и его семьи)
Очень разный, неожиданный, непредсказуемый, всегда открытие и всегда загадка. Он вершина австрийского музыкального Олимпа.
Ученица - Вена - столица Австрии славилась талантливыми музыкантами и красотой архитектуры.В состав Австрии входили Венгрия, Силезия, Чехия, что благоприятным образом отразилось на экономическом положении страны, в столице началось интенсивное строительство. Необычайно большим влиянием пользовалась здесь католическая церковь, поэтому культовые сооружения славились своей роскошью и величием. Зодчество в Австрии развивалось под воздействием итальянских и французских архитекторов.
Главным архитектором первой половины 18 века стал Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах - 1656 - 1723.
(на экране кадры архитектуры Австрии 18 века) Его порталы дворцов Траутзон в Вене особенно эффектны и отличаются обилием пластического декора.
Фишером был спроектирован дворец в Шёнбрунне (1695 - 1700) -герцогская резиденция близ Вены. В задуманной композиции безусловно чувствуется влияние Версаля. Дворец и парк представляют собой единое целое. Регулярный парк расположенный террасами с изящными павильонами удивляет размерами своих партеров. Австрия в XVIII веке расширила свои владения за счет присоединения Бельгии и ряда итальянских земель, что благоприятно отразилось на экономическом положении страны, в столице началось интенсивное строительство. (на экране - фотографии Зальцбурга и дома, где родился великий Моцарт) Учитель - Вольфганг Амадей Моцарт родился в небольшом австрийском городе -Зальцбурге. Музыкальным образованием ребенка занимался отец - Леопольд Моцарт, скрипач, органист, педагог и композитор.
(на экране - фотографии членов семьи Моцарта) Сочинения отца Моцарта, талантливого и образованного музыканта и в наши дни звучат в концертных залах. Заметив талант у сына, он стал сразу с ним заниматься. Способности мальчика были столь необыкновенными, что уже в четыре года ему требовалось полчаса, чтобы разучить менуэт, а в шесть лет он вместе с отцом гастролировал со своими концертами в Мюнхене и Вене. Его называли "чудо 18 века", его имя стало легендой. Занимала знатную публику и внешность мальчика. Худенький, бледный, одетый в расшитый золотом камзол, в завитом напудренном парике, он был похож на волшебную куклу. Концерты Вольфганга и его старшей сестры Анны - Марии неизменно вызывали бурю восторга и восхищения. Гастроли в Лондон.
(на экране - Собор Святого Павла архитектор - Кристофер Рен)
Ученица- Блистательная архитектура Франции времен Людовика 14 оказала влияние на творчество Кристофера Рена (1632 - 1723) - одного из самых выдающихся зодчих Англии, яркого представителя нового направления в архитектуре. Два события заставили Рена взглянуть на архитектурное творчество по - новому.
Первое - его поездка во Францию, где он встретился с Ардуэн - Мансаром, знаменитым французским зодчим, и Лоренцо Бернини, прославленным итальянским архитектором. Знакомство Рена с первыми французскими площадями и ансамблями, грандиозное строительство Лувра помогли ему осознать огромное общественное значение и широкие возможности этого вида искусства. Рен писал: "Париж - это школа архитектуры, сегодня, может быть, самая лучшая в Европе".
Второе событие - большой пожар в Лондоне. В результате его в 1666 году была уничтожена чуть ли не половина города. Современники удрученно говорили: "Лондон был, но его больше нет". Кристофер Рен сразу же приступил к разработке плана восстановления Сити - центральной части столицы. Трижды он предлагал свой план королю, отдаленно напоминавший планировку версальских садов Ленотра, но лишь спустя три года был назначен королевским архитектором. Из 87 сгоревших церквей Рен спроектировал 50 новых, 35 восстанавливалось под его руководством. Церкви Рена представляли собой совершенно новое направление в истории английской архитектуры. Органично вписанные в окружающую местность, они объединяли архитектурное пространство, подчеркивая продуманность планировки. Фасады церквей были оформлены в духе классицизма, в них преобладали прямые линии, размеренный ритм, утонченность отделки, во всем чувствовалась устойчивость и сдержанная сила. Их главной отличительной особенностью стал большой купол и фасад с портиком перед главным входом.
Яркий пример тому - огромный собор Св. Павла в Лондоне. Собор в плане имеет форму латинского креста протяженностью 157 метров. Фасады собора, выполненные из камня, расчленены на два яруса. Глубокий колонный портик главного западного фасада образует торжественный и величественный вход. Но особенно замечателен по своему архитектурному решению купол собора, вознесшийся на высоту 111 метров.
(на экране - Королевский морской госпиталь в Гринвиче) При строительстве Королевского морского госпиталя в Гринвиче, Рен впервые столкнулся с протяженными объемами. И это сооружение Кристофера Рена тоже свидетельствует о высоком мастерстве архитектора.
(на экране - фотографии юного Моцарта) Ученица- В1766 году семья Моцарта вернулась в Зальцбург. А через три года вновь отправилась с концертами, но теперь уже в Италию. Четырнадцатилетнего музыканта и здесь ждал триумф. Избалованные музыкальными изысками итальянцы поразились сложности и разнообразию концертной программы Моцарта. Самый известный оперный театр Милана заказал юному композитору оперу "Митридат, царь Понтийский". Моцарт написал ее за полгода. Она ставилась 20 раз подряд и каждый раз имела успех. {Путешествие во цветущую Флоренцию. Сценка. Действующие лица: поэт и дама. На экране фотографии Флоренции.)
Поэт
Гордись, Фьоренца, долей величавой!
Ты над землей и морем бьешь крылом,
И самый Ад твоей наполнен славой!
Дама - Я согласна с высказыванием Данте о Флоренции, но мне больше по душе его сонеты, которые он посвятил прекрасной Беатриче.
Поэт - Мадонна! Вы не правы, если думаете, что люди разучились ценить красоту. Вы прелестны!
Дама - Благодарю Вас, мне очень приятно... А теперь давайте пройдемся по прекрасной Флоренции. Название города значит "цветущая". Это город - музей, сокровищница бесценных памятников архитектуры, живописи, скульптуры. (на экране репродукции работ Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело)
Потрясают воображение скульптуры Донателло и Вероккио, работы великих мастеров - живописцев Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, дворцы знати.
Поэт - А знаешь ли ты, что во второй половине 18 века классические тенденции, уже столь популярные в Европе, наконец - то проявились в Италии, в основном в архитектуре, (на экране знаменитый миланский оперный театр "Ла скала"
Дама -Да, да. Было построено немало театров. Театры появлялись во многих городах Италии. Композиционное решение театральных фасадов отражало классические направления. В 1778 году Джузеппе Пьермарини построил знаменитый миланский оперный театр "Ла Скала". Его зал, вмещающий три с половиной тысячи человек, а также архитектурные и технические новшества служили долгое время образцом для многих оперных театров. Ученица - Юный Моцарт - случай невиданный - был избран в члены Болонского университета, но работы для него в Италии не нашлось.
22-х - летний Моцарт вместе с матерью поехал во Францию. Однако дальнейшая жизнь талантливого композитора сложилась не просто. Пройдя многие жизненные испытания, он не изменил своим взглядам и убеждениям. Моцарт слыл человеком независимым и решительным, больше всего ценившим в жизни понятие чести и достоинства. Моцарт выразил себя во всех существующих в эпоху Просвещения жанрах, написав большое количество опер, более 40 симфоний, колоссальное количество серенад, маршей, сонат, концертов. Благодаря чарующей мелодии и отточенной технике, музыка Моцарта кажется очень простой и ясной.
(звучит ("Свадьба Фигаро")
Учитель - "Свадьба Фигаро" была поставлена по пьесе французского драматурга Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". (две ученицы читают по ролям диалог) Первая дама - Ах, наконец - то мы услышим сегодня "Свадьбу Фигаро". Вторая дама - Увертюра прелестна. А в чем сюжет?
Первая дама - Вы не знаете? Все происходит в доме графа Альмавивы, где готовится свадьба двух слуг - Фигаро и Сюзанны. Граф пытается завести интрижку с Сюзанной, но при этом ревнует свою жену к юному пажу Кирубино. Ах, сколько обманов, волнений, почти скандал, но Фигаро всех перехитрил, всех помирил и счастливо женился. Вторая дама - Слуга оказался умнее господина? Зная взгляды Моцарта, я думаю, это доставило ему особое удовольствие.
Первая дама - Мой друг имел счастье присутствовать на репетиции и говорил, что ничего подобного не слышал ранее. Такая легкость, ирония, яркость образов, такая красота арий и речитативов. В конце участники кричали: "Браво маэстро! Да здравствует великий Моцарт!". Автор поклонами выражал благодарность, и лицо его сияло. Учитель - Моцарт сильно рисковал, выбирая запрещенную цензурой пьесу. В результате появилась веселая опера. Энергичная, легкая музыка, звучащая в этом произведении, заставляла зрителей серьезно задуматься над жизнью. Именно в оперном искусстве Моцарт прокладывал собственную дорогу, где не было четкого деления персонажей на положительные и отрицательные; герои то и дело попадали в самые различные, жизненные ситуации, в которых и проявлялась суть их характеров.
(звучит отрывок из оперы "Дон Жуан")
Ученица - В опере "Дон Жуан" трагическое и комическое, фантастическое и реальное переплетены не менее прочно. Музыка оперы полна движения, блеска, необычайно динамична. Тема донжуанства была не нова в музыке, но в ее раскрытии Моцарт нашел новые подходы. Если раньше в центре внимания композиторов были дерзкие похождения и любовные авантюры Дон Жуана, то теперь перед зрителями представал обаятельный человек, преисполненный рыцарской отваги, благородства и мужества.
(звучит отрывок из оперы "Волшебная флейта")
Учитель - В операх Моцарт придавал первостепенное значение музыке, а роль звучания отодвигал на второй план. Его творческим принципом стали собственные слова: "Поэзия должна быть послушной дочерью музыки" Опера - сказка "Волшебная флейта" - любимое произведение Моцарта. Это своеобразный эпилог жизни великого композитора. Опера была поставлена за два месяца до его смерти.
В доступной и увлекательной форме Моцарт воплотил в ней идею неизбежной победы светлого и разумного начала жизни над силами разрушения и зла. Волшебник Зарастро и его верные помощники, преодолев множество испытаний, все же создают мир Мудрости, Природы и Разума. Черная месть, злоба и коварство Царицы Ночи оказываются бессильны перед всепобеждающими чарами любви. Опера имела потрясающий успех. В ней звучали мелодии сказочных игр, волшебных опер, народных ярмарочных балаганов и кукольных спектаклей. Моцарту принадлежит заслуга в создании жанра классического концерта для различных музыкальных инструментов. Среди них 27 концертов для фортепиано с оркестром, 7 для скрипки с оркестром, 19 сонат для фортепиано.
(звучит отрывок концерта для фортепиано с оркестром ре минор) Ученица - С ранних лет, играя почти ежедневно, он выработал виртуозную манеру исполнения. Всякий раз он предлагал слушателям новые сочинения, поражая их творческой фантазией и неистощимой силой вдохновения.
Вы слушаете одно из лучших сочинений Моцарта в этом жанре - концерт для фортепиано с оркестром ре минор.
Ученица - Творчество Моцарта представлено выдающимися сочинениями духовной музыки: мессами, кантатами, ораториями. Вершиной его духовной музыки стал "Реквием".
(звучит "Лакримоза" из "Реквиема") "Реквием" - называют лебединой песней великого Моцарта - это грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра, католическая заупокойная служба, состоящая из молитв, произносимых на латинском языке.
Яркая, полная творчества и общения жизнь с друзьями композитора имела и другую сторону - материальную необеспеченность. Но чувство бодрости духа редко покидало Моцарта и ясный ум всегда находил выход из затруднений. Однако в последний год жизни здоровье великого музыканта подтачивал какой - то недуг, и у него появилось предчувствие близкого конца. Поэтому, когда незнакомец, одетый в черное, заказал Реквием - похоронную мессу, Моцарт стал считать, что пишет музыку на свою кончину. Лейтмотив произведения - судьба страдающего человека, предстающего перед лицом сурового Божьего суда. В нем Моцарт отразил целую гамму чувств - и трагическое ощущение смерти, и смиренный трепет, и бурный гнев, и чудесную силу любви. Вы слушаете лирическую кульминацию "реквиема" "Лакримоза" - "Слезный день этот", музыку, проникнутую трепетным волнением и просветленной печалью. Необычайная красота этой мелодии сделала ее широко известной и популярной во все времена. Смертельно больной Моцарт не успел закончить это произведение. По наброскам композитора оно было доработано одним из его учеников. Незаконченное музыкальное произведение было исполнено при отпевании композитора ,умершего во время эпидемии и похороненного в братской могиле. Трагическое и суровое произведение, но в тоже время ясное и стройное. Слушая Реквием, мы понимаем, что Моцарт не умер. Он просто ушел в эту музыку и вместе с ней принадлежит Вечности.
(на экране могила Моцарта)
Учитель - Подчеркивая значение творческого наследия великого Моцарта -композитора и музыканта, хочется повторить вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным:
Ты Моцарт, Бог, и сам того не знаешь...
Ученица -
Моцарт ушел, не оставив надгробий.
Так исчезают из жизни цветы.
Без лицемерно - пустых славословий -
Легкий и солнечный луч с высоты.
Призрак удачи и сумрак сомнений,
И череда бесконечных разлук
На вдохновенье не бросили тени,
Не потерял виртуозности звук.
А небосвод навсегда голубой.
Выпало счастье маэстро, артисту
Жить возле неба и рядом с землей.
Моцарт - и вспомнится локон летящий.
Моцарт - и музыки легкий разбег.
Неподражаемый, неуходящий.
Век восемнадцатый, Моцарта век.
Учитель - Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала Венская классическая школа. С творчеством одного из них мы сегодня познакомились. Идеи Просвещения строились на оптимистической вере в прогресс человеческого общества, борьбе разума с суеверием и фанатизмом, терпимости к инакомыслию, открытости и критике религиозных и философских догм, что способствовало развитию науки и искусства, широкому распространению знаний. Исходя из этого
Вопрос: сформулируйте, пожалуйста, характерные черты классицизма.
Предполагаемый ответ:
- Рационализм.
- Композиционная уравновешенность.
- Классический идеал прошлого.
- Стабильность.
- Статичность.
Учитель - Подводя итог сегодняшнего урока, я хочу прочесть вам строчки из стихотворения Мережковского "Двойная бездна".
Ты сам - свой Бог.
Ты сам свой ближний.
О, будь лее собственным творцом,
Будь бездной верхней,
Бездной нижней,
Своим началом и концом.
Человек в своей жизни окружён множеством соблазнов, искушений. Каждого из вас, сейчас, с детства, пытаются научить разбираться, что хорошо, что плохо. В религиях народов существуют заповеди, запреты, говорится о суде небесном, но основной судья находится в нас самих. В жизни всегда есть такой момент, когда человек задумывается над своими поступками.
Я думаю, что если вы научитесь ценить и видеть красоту, сделав первый шаги в мир прекрасного, то, как сказал великий французский мыслитель 18 века Люка де Вовенгра, "ваше сердце подскажет вам самые высокие мысли".
Россия | Петр Первый, Ломоносов, Державин, Фонвизин, Радищев и др. |
Англия | Ньютон, Дефо, Стифт, Берне и др. |
Франция | Вольтер, Дидро, Руссо, Мелье и др. |
Германия | Гете, Шиллер, Гегель, Ленинг и др. |
Америка | Бенд жамин Франклин, Дж. Вашингтон |
Музыка: Figaro, маленькая ночная серенада, реквием, симфония ре-минор, шутка, champange aria.