Урок русского языка в 4-м классе по теме "Повторение изученного: склонение, падеж имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тема: Повторение изученного по теме склонение, падеж им. сущ.

Цели:

Образовательные

  • развивать умения изменять им. сущ. по падежам, определять склонения;
  • закреплять навыки уч-ся по данной теме;

Развивающие:

  • обогащать речь учащихся;
  • способствовать формированию грамотного письма;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к предмету, самостоятельности.

Ход урока.

  • Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?
  • Подойдите к доске и уберите лишнее, то что не относится к им. сущ. (2 чел.)( на доске карточки с признаками разных частей речи. Например: склонение, спряжение, род, число, время)
  • Составьте подробный рассказ об имени существительном

- Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет. Имена сущ. бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род и склонение, изменяются по числам и падежам…

  • В начале нашего урока я предлагаю вам отгадать загадки, отгадки запишите в тетрадь. (Карточки с отгадками «Проверьте себя», по мере отгадывания загадок появляются на доске)
  • Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    Две медали на груди.
    Лучше в дом не заходи.
    собака
  • Самая пёстрая,
    Ест зелёное,
    Даёт белое.
    корова
  • За деревьями, кустами
    Промелькнуло, будто пламя,
    Промелькнуло, пробежало…
    Нет ни дыма, ни пожара.
    лисица
  • Кто ни в жару, ни в стужу
    Не снимает шубу.
    овца
  • Кто один имеет рог?
    Отгадайте!
    носорог
  • Немытое в рот
    Ни за что не возьмёт.
    И ты будь таким,
    Как крошка - …
    енот
  • Заменить одним словом:
    Большая группа людей
    народ
  • По двору идёт,
    Головой мотает,
    Цыплят пугает.
    индюк
  • Мифологическое животное из сказок, легенд с одним рогом.
    единорог

+ Что общего в этих словах?
- им. существительные, нарицательные, это словарные слова.
+ На какие группы можно разделить слова?
+ Какое слово лишнее? Почему?
- народ (неодушевлённое сущ.) (также молодёжь, группа, детвора, стая…)

Из 1 буквы каждого слова составьте новое слово.

Склонение.

Итак, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- О склонении им. сущ.
+ Что такое склонение?
- Изменение им. сущ. по падежам.
+ Как связаны склонение и падеж им. существ.?
- От типа склонения зависит окончание им. сущ. в том или ином падеже.
+ Зачем нам необходимо научиться определять склонение и падеж им. сущ.?
- Правильно писать безударные окончания им. сущ.

Сегодня на уроке мы повторим типы склонения им. сущ., падежи.

Лесенка самооценки: насколько вы ориентируетесь в теме, владеете знаниями и умениями по данному материалу отметьте на лесенке самооценки.

Перед вами рисунок, попытайтесь записать в тетрадь не менее 5 сущ. 1-2 скл., и 2 сущ. 3 скл.
(на рисунке словарные слова)

1скл.     2 скл.     3 скл.

Для тех, кто быстро работает, задания на доске, отгадайте анаграммы, найдите лишнее слово.

л е о с   село
н я в д р е е   деревня (1 скл.)
к о л ё о п с   посёлок
р е в о д е   дерево
в а о р к о   корова
ц а л и с и   лисица
з ц а я   заяц (2 скл.)
в р о н о а   ворона

Давайте немного отдохнём, проведём игру «Будь внимателен». На стенах карточки 1,2,3 скл.; повернись туда, где помещён тип склонения слова:

Ягода (1), заяц(2), вагон (2), Москва (1), метро?(нескл.), учитель (2), аллея (2), сирень (3), календарь (2), библиотека (2), аккуратно, коллектив (2).

Итак, сколько типов склонения в русском языке? 3

Какие им. сущ. относятся к

1 скл.?
2 скл. ?
3 скл. ?

Что такое склонение?

- изменение им. сущ. по падежам.

Давайте проверим как вы знаете падежи, вопросы, предлоги.

У вас на партах табличка, работаем в паре, соедините стрелочками падеж, вопрос, предлог.

Им. п. От, до, из, у, без, для, около, с, вокруг Кем? чем? где? куда?
Р. п. Через, про, в , на, за Кому? чему? где? куда?
Д. п. --- Кого? что? куда?
В. п. При, о, об, в, на О ком? о чём? где?
Тв. п. К, по Кого? чего? где? куда? откуда?
Пр. п. Над, между, с, за, под, перед Кто? что?

Проверьте правильность выполнения по учебнику стр. 62.

Встаньте те пары, которые выполнили всё верно.

А мне хотелось бы дополнить: «Это интересно».

Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа, у некоторых народностей Дагестана свышеш 50 падежей. А вот, у китайцев напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет.

Следующее задание я предлагаю вам на выбор:

  • определить падеж им. сущ.
  • одни дети помечают падеж им. сущ в графике, а те, кому трудно работать с графиком, просто запишите словосочетание, определите падеж. В графике поставьте точку на пересечении номера словосочетания и падежа, затем, получившиеся точки соедините.

Жил в деревне (п.п.), бежал по дороге (д.п.), ветка сирени (р.п.), сок из земляники (р.п.), думал о девочке (пр.п.), стоял около вокзала (р.п.), дорожил работой (тв.п.), покормил воробья (в.п.), горел в костре (пр.п.), войти в класс (в.п.).

Проверьте свои работы, поменяйтесь графиками или тетрадями. Встаньте те, чей сосед сделал всё правильно.

+ Ещё раз давайте сделаем вывод – для чего нужно уметь определять скл. и падеж?
- Для того, чтобы правильно писать безуд. оконч им. сущ.
+ Вставьте безуд. оконч. им. сущ.

Как доказать, что нужно вставить именно это окончание.

- Определить склонение и падеж.

Друг познаётся в опасност. (Пр. п., 3 скл.)
Береги земл. любимую, как мать родимую. (В.п., 2 скл.)
Птица рада весне, а младенец матер. (Д.п., 3 скл.)
Берёзы жёлтою резьб. блестят в лазури голубой. (Тв. п., 1 скл.)
Чему научишься в молодост. (Пр. п., 3 скл.), пригодится в старост. (Пр. п., 3 скл.)

+ Зачем мы учились определять склонение и падеж им. cущ ?

+ Вернёмся к лесенке:
+ Какая у нас была задача?
+ Изменилась ли ваша оценка?
+ Если вы стали чувствовать себя увереннее, то поднимитесь выше по лесенке.

Если вы считаете, что у вас возникали трудности, нет глубины знаний, то поставьте себя на соответствующую ступеньку.