Тема: Повторение изученного по теме склонение, падеж им. сущ.
Цели:
Образовательные
- развивать умения изменять им. сущ. по падежам, определять склонения;
- закреплять навыки уч-ся по данной теме;
Развивающие:
- обогащать речь учащихся;
- способствовать формированию грамотного письма;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к предмету, самостоятельности.
Ход урока.
- Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?
- Подойдите к доске и уберите лишнее, то что не относится к им. сущ. (2 чел.)( на доске карточки с признаками разных частей речи. Например: склонение, спряжение, род, число, время)
- Составьте подробный рассказ об имени существительном
- Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет. Имена сущ. бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род и склонение, изменяются по числам и падежам…
- В начале нашего урока я предлагаю вам отгадать загадки, отгадки запишите в тетрадь. (Карточки с отгадками «Проверьте себя», по мере отгадывания загадок появляются на доске)
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
собака
- Самая пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
корова
- За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара.
лисица
- Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
овца
- Кто один имеет рог?
Отгадайте!
носорог
- Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как крошка - …
енот
- Заменить одним словом:
Большая группа людей
народ
- По двору идёт,
Головой мотает,
Цыплят пугает.
индюк
- Мифологическое животное из сказок, легенд с одним рогом.
единорог
+ Что общего в этих словах?
- им. существительные, нарицательные, это словарные слова.
+ На какие группы можно разделить слова?
+ Какое слово лишнее? Почему?
- народ (неодушевлённое сущ.) (также молодёжь, группа, детвора, стая…)
Из 1 буквы каждого слова составьте новое слово.
Склонение.
Итак, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- О склонении им. сущ.
+ Что такое склонение?
- Изменение им. сущ. по падежам.
+ Как связаны склонение и падеж им. существ.?
- От типа склонения зависит окончание им. сущ. в том или ином падеже.
+ Зачем нам необходимо научиться определять склонение и падеж им. сущ.?
- Правильно писать безударные окончания им. сущ.
Сегодня на уроке мы повторим типы склонения им. сущ., падежи.
Лесенка самооценки: насколько вы ориентируетесь в теме, владеете знаниями и умениями по данному материалу отметьте на лесенке самооценки.
Перед вами рисунок, попытайтесь записать в тетрадь не менее 5 сущ. 1-2 скл., и 2 сущ. 3 скл.
(на рисунке словарные слова)
1скл. 2 скл. 3 скл.
Для тех, кто быстро работает, задания на доске, отгадайте анаграммы, найдите лишнее слово.
л е о с | село |
н я в д р е е | деревня (1 скл.) |
к о л ё о п с | посёлок |
р е в о д е | дерево |
в а о р к о | корова |
ц а л и с и | лисица |
з ц а я | заяц (2 скл.) |
в р о н о а | ворона |
Давайте немного отдохнём, проведём игру «Будь внимателен». На стенах карточки 1,2,3 скл.; повернись туда, где помещён тип склонения слова:
Ягода (1), заяц(2), вагон (2), Москва (1), метро?(нескл.), учитель (2), аллея (2), сирень (3), календарь (2), библиотека (2), аккуратно, коллектив (2).
Итак, сколько типов склонения в русском языке? 3
Какие им. сущ. относятся к
1 скл.?
2 скл. ?
3 скл. ?
Что такое склонение?
- изменение им. сущ. по падежам.
Давайте проверим как вы знаете падежи, вопросы, предлоги.
У вас на партах табличка, работаем в паре, соедините стрелочками падеж, вопрос, предлог.
Им. п. | От, до, из, у, без, для, около, с, вокруг | Кем? чем? где? куда? |
Р. п. | Через, про, в , на, за | Кому? чему? где? куда? |
Д. п. | --- | Кого? что? куда? |
В. п. | При, о, об, в, на | О ком? о чём? где? |
Тв. п. | К, по | Кого? чего? где? куда? откуда? |
Пр. п. | Над, между, с, за, под, перед | Кто? что? |
Проверьте правильность выполнения по учебнику стр. 62.
Встаньте те пары, которые выполнили всё верно.
А мне хотелось бы дополнить: «Это интересно».
Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа, у некоторых народностей Дагестана свышеш 50 падежей. А вот, у китайцев напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет.
Следующее задание я предлагаю вам на выбор:
- определить падеж им. сущ.
- одни дети помечают падеж им. сущ в графике, а те, кому трудно работать с графиком, просто запишите словосочетание, определите падеж. В графике поставьте точку на пересечении номера словосочетания и падежа, затем, получившиеся точки соедините.
Жил в деревне (п.п.), бежал по дороге (д.п.), ветка сирени (р.п.), сок из земляники (р.п.), думал о девочке (пр.п.), стоял около вокзала (р.п.), дорожил работой (тв.п.), покормил воробья (в.п.), горел в костре (пр.п.), войти в класс (в.п.).
Проверьте свои работы, поменяйтесь графиками или тетрадями. Встаньте те, чей сосед сделал всё правильно.
+ Ещё раз давайте сделаем вывод – для чего нужно уметь определять скл. и падеж?
- Для того, чтобы правильно писать безуд. оконч им. сущ.
+ Вставьте безуд. оконч. им. сущ.
Как доказать, что нужно вставить именно это окончание.
- Определить склонение и падеж.
Друг познаётся в опасност. (Пр. п., 3 скл.)
Береги земл. любимую, как мать родимую. (В.п., 2 скл.)
Птица рада весне, а младенец матер. (Д.п., 3 скл.)
Берёзы жёлтою резьб. блестят в лазури голубой. (Тв. п., 1 скл.)
Чему научишься в молодост. (Пр. п., 3 скл.), пригодится в старост. (Пр. п., 3 скл.)
+ Зачем мы учились определять склонение и падеж им. cущ ?
+ Вернёмся к лесенке:
+ Какая у нас была задача?
+ Изменилась ли ваша оценка?
+ Если вы стали чувствовать себя увереннее, то поднимитесь выше по лесенке.
Если вы считаете, что у вас возникали трудности, нет глубины знаний, то поставьте себя на соответствующую ступеньку.