Урок русского языка во 2-м классе по теме "Глагол"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закреплять знания детей о глаголе.
  2. Продолжать работу над умением находить глагол в тексте.
  3. Прививать навыки гигиены.
  4. Работать над развитием памяти, мышления, внимания.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Дыхательная гимнастика.

(По 2 раза – вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох и выдох ртом; вдох и выдох носом).

  • Пальчиковая разминка.

В прятки пальчики играли и головки убирали.
А мы пальчики найдем:
Большой, мизинец, безымянный, средний, указательный.

II. Повторение изученного материала.

  • Работа в тетрадях. (Запись числа.)
  • Минутка чистописания.

Слово: сказочник. (Один ученик выполняет у доски.)

– Какая орфограмма встретилась? (Правописание ЧК).

(Письмо в воздухе. Игра “Фотографы” – посмотрите внимательно на слово и “сфотографируйте” его к себе в тетрадь.)

  • Краткий фонетический разбор.

Сказочник – 3 слога, 9.б., 9 зв.

– Кто такой сказочник? Что он делает?

(Во время ответов детей на доске появляется запись: пишет сказки, рассказывает, пересказывает, сочиняет.)

III. .Сообщение темы урока.

– На какой вопрос отвечают все эти слова? (Что делает?)

– Какая часть речи отвечает на вопрос что делает?

– Кто догадался, какую часть речи мы будем повторять?

Тема нашего урока “Глагол”. Мы с вами повторим, что такое глагол и закрепим умение находить глаголы в тексте. А поможет нам в этом один великий сказочник.

Отгадайте ребус, и вы узнаете, к кому мы отправимся в гости.

Ребус:

(Чуковский)

Чуковский Корней Иванович

(Портрет)

– Почему слова написаны с заглавной буквы? (Ф.И.О.)

– Ребята, следующая неделя в нашей школе объявлена “Неделей детской книги”. Мы с вами будем принимать участие в викторине по произведениям К. И. Чуковского, поэтому, сегодня мы и вспомним некоторые из них.

– Посмотрите, сколько замечательных книг написал Чуковский.

(Выставка книг: “Мойдодыр”, “Тараканище”, “Федорино горе”, “Телефон”, “Путаница”, “Айболит” и др.)

На перемене вы рассмотрите книги, а сейчас давайте вспомним правило, которое вы учили дома.

IV. Проверка домашнего задания.

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечают глаголы?

V. Работа над темой урока.

а) Учитель читает отрывок из произведения “Путаница”.

Свинки замяукали: “Мяу, мяу!”
Кошечки захрюкали: “Хрю, хрю!”
Уточки заквакали: “ква, ква, ква!”
Курочки закрякали: “Кря. Кря, кря!”

– Из какого произведения взяты строчки?

– Все ли в них верно?

– Давайте запишем правильно.

Письмо с комментированием.

сущ гл. сущ. гл. сущ.   гл.

Свинки захрюкали. Кошечки замяукали. Уточки закрякали.

– Найдите главные члены предложения.

– Что обозначает глагол?

– Чем бывает в предложении?

– Посмотрите на имена существительные. Кто лишний? Почему?

(Уточки – птицы, а остальные звери. Кошечки, так как живут в квартире, а свинки и уточки – на улице. И другие ответы детей.)

б) Выборочное письмо.

– Посмотрите. Кто пришел к нам на урок? (Мойдодыр.)

– Из какой сказки этот герой?

– Почему его так зовут? (Моет до дыр.)

– Послушайте отрывок из сказки “Мойдодыр”, запомните глаголы, а потом запишите их по памяти.

(Грамзапись).

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку –
Свечка – в печку.
Я за книжку –
Та бежать,
И в припрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня…

в) Самостоятельная работа.

– Напишите глаголы, которые запомнили.

Самопроверка с доски, сигнальные карточки.

Какие слова вы выписали?

На какие вопросы они отвечают?

– Что обозначают?

На доске: убежало, улетела, ускакала, убежал.

Почему вещи покинули мальчика?

Для чего нужно умываться, мыть руки?

VI. Физкультминутка.

а) Давайте покажем, как улетело одеяло,
убежала простыня,
ускакала лягушка.

– А теперь давайте вымоем ручки, шейку, щечки.

б) Зарядка для глаз.

– Какие герои сказок Чуковского спрятались на картинке?

Ответы детей. Бабочка, уточка, рыбка из произведения “ Путаница”; Солнце (“ Краденое солнце”); Зайчик (“ Айболит”).

– Что лишнее? Почему? (Солнце – звезда, а остальные – животные.)

– Подберите к именам существительным глаголы.

(Бабочка летает. Зайчик прыгает. Солнце светит. и т.д.)

VII. Закрепление изученного материала.

  1. Загадка.

Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настает, тогда перестает. (Муха.)

“Муха Цокотуха”

– Из какой сказки? (“Муха Цокотуха”.)

– Кто помнит, как начинается сказка?

Муха, муха Цокотуха
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.

– Запишите последние две строчки по памяти, подчеркните глаголы.

Самостоятельная работа. Письмо по памяти.

Взаимопроверка.

У кого все верно – поднимите сигнальные карточки.

– Какие глаголы подчеркнули?

– На какие вопросы они отвечают?

– Что обозначают?

  1. Игра “Подбери словечко”.

Слова на карточках на доске: клюнула, пришла, пришел, укусила..

И ……….. к Айболиту лиса:

– Ой, меня …….. оса.

И ……… к Айболиту Барбос:

– Меня курица ……... в нос.

Выписать глаголы, поставить ударение.

(Пока все выполняют задание, 2 ученика работают индивидуально по карточкам.)

Найди и подчеркни глаголы

И встал медведь,

Зарычал медведь,

И к Большой реке

побежал медведь.

А в Большой реке

Крокодил лежит,

И в зубах его не огонь горит –

Солнце красное, солнце краденое.

VIII. Домашнее задание.

– Повторите, что такое глагол.

– Из сказки “Телефон” выпишите 10 глаголов.

IX. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что такое глагол?

– Что обозначают глаголы?

– а какие вопросы отвечают?

Молодцы, вы хорошо работали. Спасибо за урок.