Начало XXI века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в ситуации и находить правильное решение. Это значит, что школа сегодня, говоря словами А.Б. Воронцова, не может только “давать” знания, умения и навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний”. Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, т. к. прежде всего он исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации. Успешно эта задача может решаться только комплексно через урочную, внеурочную деятельность, дополнительное образование, работу с семьей, социумом.
Важная составляющая этой работы – правильно организованная учебная и исследовательская деятельность. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Но жёсткие требования учебных программ и ограниченность учебного времени приводят к тому, что основной акцент на уроках все-таки делается на усвоение знаний. У школы нет возможности использовать часы вариативной части учебного плана на обучение исследованиям, т.к. школа работает по пятидневной рабочей неделе. Поэтому, исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Наиболее перспективной и интересной в этом отношении является клубная форма работы. Именно она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи дидактической системы Л.В.Занкова, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Существующая программа А.И.Савенкова предполагает обучение с 1 по 4 класс со следующей общей трудоемкостью: 1-й класс – 26 ч, 2-й класс – 56 ч, 3–4-й классы – по 58 ч. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности. В нашем классе обучение исследовательской деятельности началось со 2-го класса. Поэтому появилась необходимость модификации программы из двух программ (1 и 2 классов) с изменением и добавлением содержания и количества часов на изучение тем.
Из авторской программы позаимствованы задачи обучения, новые формы, методики, развивающие задания, тематика экспериментов, способствующие привлечению учащихся и взрослых к исследовательской деятельности, критерии результативности работы. В нашей программе предусматривается работа с учащимися, не входящими в клуб, для привлечения их в дальнейшем к исследовательской деятельности по методикам “Экспресс-исследование”, “Продолжи исследование”, “Мини-курсы”.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся и родители получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Новизна программы состоит в том, что в МОУ “Гимназия” г. Кизела подобная форма работы успешно апробируется впервые.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
– формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
– обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
– формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
– развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Возраст и количество обучающихся: разновозрастной состав до 20 человек.
Общая трудоемкость: 50 часов, из них 20 ч на самостоятельную работу, 30 ч на теорию, практику, индивидуальные консультации, работу по новым методикам, подведение итогов.
Временные рамки: 1 год.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Результат | Критерии |
Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных) | Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром |
Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований | Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др. |
Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске | Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи |
Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. | Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности |
Знаком a в содержании программы обозначено добавленное содержание.
Примерное учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | В том числе на: | Количество часов на самостоятельную работу | |
теорию | практику | ||||
1. | Что такое исследование | 1 | 1/3 | 2/3 | |
2. | Методы исследования | 1 | 1/3 | 2/3 | |
3. | Наблюдение и наблюдательность | 1 | 1/3 | 2/3 | |
4. | Коллекционирование как исследовательская практика | 2 | 1/2 | 1/2 | 5 |
5. | Что такое эксперимент | 1 | 1/3 | 2/3 | |
6. | Структура исследования | 4 | 1 | 3 | 4 |
7. | Сбор материала для исследования и обобщение полученных знаний | 2 | 2/3 | 4/3 | 6 |
8. | Как давать определения понятиям | 1 | 1/3 | 2/3 | 1 |
9. | Экспресс-исследование “Как зимуют травы” |
1 | 1/3 | 2/3 | |
10. | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | 2 | 2/3 | 4/3 | 4 |
11. | Участие в конференциях | 3 | 8/3 | 1/3 | |
12. | Индивидуальные консультации | 6 | |||
13. | Подведение итогов работы | 1 | |||
14. | Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” | 4 | |||
Итого: | 30 | 7,5 | 11,5 | 20 |
Содержание программы
Что такое исследование (1 ч)
Понятия: исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).
Вопросы для рассмотрения: Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научное исследование?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Практическая работа: плавучесть предметов
Методы исследования (1 ч)
Понятия: метод исследования.
Вопросы для рассмотрения: Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:
– подумать самостоятельно;
– посмотреть книги о том, что исследуешь;
– спросить у других людей;
– познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
– обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
– понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Наблюдение и наблюдательность (1 ч)
Понятия: наблюдение, наблюдательность.
Вопросы для рассмотрения: Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Коллекционирование как исследовательская практика (2 ч)
Коллекционирование (1 ч)
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция.
Вопросы для рассмотрения: Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Экспресс-исследование (1 ч)
Понятия: экспресс-исследование.
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.
Практические задания: мини-семинар, на котором дети сообщают о своих результатах, выставка.
Что такое эксперимент (1 ч)
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Вопросы для рассмотрения: Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практические задания: эксперимент “Шарик в кольце” и коллективное составление плана эксперимента.
Структура исследования (4 ч)
Как выбрать тему исследования (1 ч)
Понятия: тема исследования, структура исследования.
Вопросы для рассмотрения: Что такое тема исследования. Группы тем исследования (фантастические, экспериментальные, теоретические). Правила выбора темы исследования.
Практические задания: анкета “Что мне интересно?”, тренировка в определении группы темы исследования, групповое проведение эксперимента и определение его темы (“Монета на огне”).
Цель и задачи исследования (1 ч)Понятия: цель, задача.
Вопросы для рассмотрения: Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Зачем нужны цель и задачи исследования? Слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить и др.).
Практические задания: составление модели (цель зачем?), тренировка в определении целей и задач исследований: “Водолаз под водой”, “Почему репейник колючий”, “Бывшие работники гимназии”.
Учимся выдвигать гипотезы (1 ч)
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др., определение гипотез к эксперименту “Исчезновение воды” и его проведение.
План исследования (1 ч)Понятия: план, методы исследования.
Что такое план работы. Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы”.
Практические задания: планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?” (коллективная работа), групповое планирование и проведение эксперимента “Действие магнита на тела”.
Сбор материала для исследования и обобщение полученных знаний (2 ч)
Сбор материала для исследования (1 ч)
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Вопросы для рассмотрения: Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Практические задания: тренировка в фиксации получаемых сведений разными способами, практическая групповая работа по разработке структуры исследования: 1 группа (дети) “Ранец первоклассника”, 2 группа (родители) “Ребенок в условиях безотметочного обучения”, вариант – “Влияние безотметочного обучения на первоклассника”.
Обобщение полученных данных (1 ч)Понятия: анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Вопросы для рассмотрения: Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Как давать определения понятиям (1 ч)
Понятия: понятие, определение понятия, лексическое значение слова.
Вопросы для рассмотрения: Что такое понятие. Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие. Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.). Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е. Чарушин “Про Томку”. Загадки как определения понятий.
Практические задания: тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.), “Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок, составление кроссвордов.
Экспресс-исследование “Как зимуют травы” (1 ч)Понятия: экспресс-исследование.
Практические задания: экскурсия. Каждая группа получает задание по теме исследования, определяет структуру исследования, проводит исследование и делает сообщение по его результатам.
Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите (2 ч)
Как подготовить сообщение (1 ч)
Понятия: сообщение, доклад.
Вопросы для рассмотрения: Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Практические задания: “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Подготовка к защите (1 ч)
Понятия: защита.
Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Практические задания: “Вопросы и ответы”, “Как доказывать идеи” и др.
Участие в конференциях (3 ч)
Мини-конференция (2 ч)
Дети и взрослые выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Научно-практическая конференция (1 ч)Участие предполагает присутствие на школьной НПК, выступление лучших докладов, вопросы авторам сообщений, высказывание собственных суждений.
Индивидуальные консультации (6 ч)
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Подведение итогов работы (1 ч)Выставка исследовательских работ, презентация о работе клуба, мнения членов клуба, их пожелания.
Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” (4ч)
Исследование по теме “Экология” (2 ч).
Мини-курсы (2 ч).
Учебно-методическое и техническое обеспечение программы.
В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара. Учебная литература, 2007.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. Самара. Учебная литература, 2007.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара. Учебная литература, 2007.
Для детей:
- Рабочая тетрадь.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Техническое оснащение занятий:
Практическая работа “Плавучесть предметов” (таз с водой, разные предметы, которые дети находят в классе).
Эксперимент “Шарик в кольце” (спиртовка, спички, прибор “Шарик в кольце”, пинцет).
Эксперимент “Монета в огне” (спиртовка, спички, монета достоинством 5 копеек, деревянный брусок, 2 английские булавки, пинцет, тарелка с водой).
Эксперимент “Исчезновение воды” (предметы: губка, газета, ткань, полиэтилен, металлическая пластинка, деревянный брусок, фарфоровое блюдце, ложка, стакан с водой, спиртовка, спички).
Эксперимент “Действие магнита на тела” (предметы: ластик, пластмассовая линейка, стальная, медная и алюминиевая пластинки, кнопки, скрепки, деревянный брусок, металлическая заколка для волос, магнит).
Экспресс-исследование “Как зимуют травы” (деревянная лопатка).
Литература
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2007.
- Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Самара, 2007.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М., 2007.