Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся. То есть в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.
Современный же этап развития школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновации учебных дисциплин требуют включения в процесс обучения не только технологических новшеств, изменений организационной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое призвано совершенствовать подготовку каждого учащегося, познать его способности и интересы, обеспечивающие развитие личностного творческого потенциала.
В последние 10-15 лет доминирующие позиции в методике преподавания русского языка получил коммуникативно-ориентированный подход.
Понятие «коммуникативность» рассматривается в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному. Так, в психолингвистике (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя) рассматривается коммуникативная деятельность, как деятельность общения, и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:
- Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения;
- Уметь грамотно спланировать свою речь;
- Выбрать содержание общения;
- Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.
Цель курса русского языка в начальной школе по системе Л.В. Занкова: освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования). Эта цель совпадает с основной целью модернизации образования.
Формирование коммуникативных умений у младших школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания русского языка.
В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в её продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.
Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.
Основные причины:
- недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,
- отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.
Что и повлияло на выбор методической темы.
Формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков младших школьников обучающихся по Дидактической системе Л.В. Занкова.
Цель: создать условия для оптимальной личностной самореализации учащихся с одновременным высоким уровнем освоения ими учебных программ для систематического формирования и развития общеучебных коммуникативных навыков и умений.
Задачи:
- формирование основ теоретического мышления;
- развитие умений находить общие и отличительные признаки;
- развитие способности к обобщению;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы для каждого ученика в условиях программного материала на его уровне;
- формирование навыков общей культуры, эрудиции способности самостоятельно принимать и добывать знания;
- развитие творческой инициативы и познавательного интереса.
мною:
- изучена литература по теме;
- разработана индивидуальная программа по формированию коммуникативных навыков общения;
- определены требования к сформированности ОУК;
- собран дидактический материал и составлены методические рекомендации по формированию ОУК;
- создан пакет заданий для проведения мониторинга по формированию коммуникативных навыков общения;
- проведены входная, итоговая контрольные работы по ОУК
- составлены аналитические справки по измерению уровня становления коммуникативных навыков младших школьников.
В методике преподавания русского языка определены научные основы развития за счёт обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка (М.Т. Баранов); исследованы вопросы формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предполагается, что успех возможен только через анализ учителем:
- Возрастных особенностей группы детей;
- Индивидуального развития самого ребёнка;
- Личностного развития (рост интересов);
- Психологических особенностей деятельности и общения;
- Профессиональной деятельности учителя в вопросах воспитания и общения.
В зависимости от того, в русле какой функции общения ставится задача, проблемная ситуация может быть разного вида:
- проблемно – информативная - (знает- хочет узнать);
- проблемно – побудительная - (побуждает к действию – действует);
- проблемно – оценочная – (побуждает к выражению своего отношения – выражает своё отношение, позицию).
Но как преодолеть барьер между учителем и учеником? Поэтому было предложено учащимся:
- Добывать знания в совместном труде;
- Создавать зону свободного самообразования;
- Учить ребёнка верить в себя;
- Углублять и развивать свои творческие способности.
Организация урока русского языка в русле поискового подхода с заданной коммуникативной компетенцией должна стать приоритетной в школе.
Использование современных технологий таких, как РО, личностно – ориентированная, рефлексивная, позволяет мне широко применять межпредметные связи, что способствует углублению содержания урока. Они значительно активизируют, повышают его познавательную ценность, способствуют эффективному формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Учащиеся наглядно убеждаются во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Это требует от ребёнка мыслительных и волевых процессов, значительного напряжения памяти, что поддерживает высокий интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.
Межпредметные связи в обучении русскому языку могут рассматриваться не только с точки зрения общности методов, приёмов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, но и с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности.
На уроках литературного чтения много времени отвожу формированию таких коммуникативных умений как:
Формирование коммуникативных умений – это
- Умение раскрывать тему, основную мысль;
- Находить материал к высказыванию;
- Систематизировать материал собранный к высказыванию;
- Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
- Определять авторскую позицию;
- Высказывать собственное отношение.
Учащиеся, работая с текстом, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта
Начиная с первого класса знакомлю учеников с дополнительной литературой: словарём, энциклопедией, справочниками.
Большое внимание уделяю диалогу. Это способствует в умственному поиску, заставляет его быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы. Поэтому работу по формированию речевой деятельности в 1 классе веду по таким направлениям:
- работа над развитием речевого аппарата;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического навыка;
- работа над связной речью;
- формирование умений воспринимать высказывания.
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:
- игровые приёмы;
- занимательный текстовой материал;
- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.
Работу над заголовком текста начинаю на уроках чтения (в т.ч. на уроках обучения грамоте).
Для этого учу:
- Соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, выделять основную мысль всего текста и отдельных частей.
- Ориентироваться в теме, в её границах и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своём выступлении.
- Подбирать новое заглавие и обосновывать свой выбор.
- Озаглавливать неозаглавленный текст.
Особая трудность в обучении связной речи - научить тому, как простроить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел, так как он относится ко всему рассказу в целом. Поэтому планированию композиции рассказа, уделяю на уроке особое внимание.
Учу детей:
- Определять основной тезис рассказа.
- Выделять вступительную часть.
- Обдумывать вывод.
Деление текста на законченные смысловые части и озаглавливание их тоже вызывают у учащихся большие затруднения. Поэтому я использую самый простой приём «человечек».
В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения.
Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их.
План текста может быть:
- Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
- Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
- Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)
- Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)
- Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)
Требования к формулировке пунктов плана:
- В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
- Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
- Пункты плана должны быть краткими, чёткими.
Работу над планом строю следующим образом:
Работа над планом.
- Прочитать текст.
- Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.
- Разделить текст на части.
- Озаглавить каждую часть.
- Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.
Далее организую работу над текстом индивидуально, в парах. Это развивает коммуникативные навыки общения. В заключение даю памятку для самопроверки.
Памятка для самопроверки.
- Соответствует ли содержание высказывания (текста) заглавию (теме)?
- Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
- Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
- Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
- Правильно ли связаны между собой части текста и соседние предложения? (Выделены ли части текста красной строкой)?
- Те ли слова подобраны для раскрытия темы? Верно ли построены предложения?
- Интересно ли и понятно всё изложенное читателю (слушателю)?
Использую в своей деятельности и другие виды работ с текстом.
* Восстановить порядок действий, которые необходимо выполнить при работе над текстом.
Текст приводится только в реферате.
- Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.
- Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.
- Внимательно прочитать текст.
- Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)
- Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.
- Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.
*Восстановить деформированный текст, части текста.
*Распределить заголовки согласно содержанию текста.
*Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста.
Серьёзное внимание уделяю развитию письменной речи учащихся. С этой целью предлагаю такие задания.
* Найти речевые ошибки и исправить их.
- Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день рождение. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный портфель: откроет – удивится!
- Ксения сказала, что позвонит со школы, и ушла. Она боялась опоздать, потому что ихняя учительница очень строгая.
* Исправить ошибки, допущенные в произношении слов. Правильный вариант написать рядом на строчке.
Сколько время? ___
Вы сходите на следующей остановке? ___
Кто крайний? ___
*В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?( тестовая форма)
А. Родились они в снежном облаке над землёй.
Б. Жили – были снежинки.
В. Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд.
Г. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами.
- А, Б, В, Г
- А, В, Г, Б
- Б, А, В, Г
- Б, В, Г, А
- Выборочно ответить на вопросы.
- Записать текст с использованием картинного плана.
- Коллективно записать текст по частям.
- Изложить по вопросам с более свободной передачей текста.
Научить детей работать с текстом сложно, но возможно. Здесь, как в математике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходят с опытом.
ФОРМУЛА:
П=Т+И
где П – произведение
Т – тема (т.е. о чём)
И – идея (т.е. зачем? для чего?)
Тема – предмет повествования. Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-нибудь произведения (текста).
*Попробуем определить тему и идею в следующем тексте:
Поспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто заставит путника скинуть плащ. И вот ветер задул изо всей мочи. Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял плащ. Скоро стало жарко. Тогда путник разделся и выкупался в реке.
ТЕМА – спор солнца с ветром, кто из них сильнее.
ИДЕЯ – лаской можно добиться большего, чем наказанием.
Обновление и инновации в процессе обучения способствовали развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию личностного творческого потенциала. По итогам 2007-2008 учебного года учащиеся 4-го класса показали следующие результаты:
понимание: | ноябрь 2007г. | апрель 2008г. |
1. Озаглавили текст | 68% | 87,5% |
2 .Разделили текст на абзацы | 48% | 70,8% |
3. Озаглавили части | 76% | 81,5% |
письменное воспроизведение: | ||
1. Подробно изложили текст | 96% | 100% |
2. События не пропустили | 100% | 87,5% |
3. Порядок действий сохранили | 88% | 100% |
4. Фактических ошибок нет | 60% | 79% |
Положительная динамика наблюдается в умении: озаглавливать текст, делить текст на абзацы, озаглавливать части текста, воспроизводить его подробно, сохранять порядок действий, не допускать фактических ошибок.