Направленность программы: художественно-эстетическая.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Ведь вязание — это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми носками, варежками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с воплощением собственных творческих идей, своего таланта души…
Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно учиться. Необходимо учиться способам владения орудиями труда: веретеном, прялкой, спицами, крючком, овладевать технологиями вязания, плетения и т. д. для того чтобы своими руками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда. Ручное вязание — это целая наука народного мастерства. Эту науку можно постичь в учреждениях дополнительного образования.
Творческое объединение «Волшебный клубочек» успешно реализует социальный заказ по художественно-эстетическому направлению посредством изучения основ вязания крючком, на спицах учебного курса «Художественное вязание».
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.
Отличительные особенности программы
Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком, Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.
Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания. Развитие художественных способностей обучающихся.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие:
- обучить способам вязания крючком и спицами;
- обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущего панно, поздравительных открыток;
- научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.
Развивающие:
- развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
- способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- развить чувство цвета, пропорции;
- развить моторику рук;
Воспитательные:
- сформировать умение общаться со сверстниками;
- воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
- приучать к аккуратности в работе;
- сформировать умение работать в коллективе;
- предоставить возможность социализации каждому ребёнку.
Возраст детей
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 16 лет. В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 10 до 12 человек. При этом оптимальное число обучающихся составляет:
- для первого года обучения: 10 – 12 человек;
- для второго года обучения: 10 – 11 человек;
- для третьего года обучения: 10 человек.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- беседа;
- практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием обучающихся;
- выставка;
- игра;
- экскурсия;
- викторина;
- конкурс и другие.
Занятия проводятся:
- первый год обучения — 2 раза в неделю: по 1,5 часа;
- второй год обучения: — 2 раза в неделю: по 2,15 часа;
- третий год обучения: — 2 раза в неделю: по 2,15 часа с перерывом 10–15 минут (продолжительность учебного часа - 45 минут).
В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей /внешкольные учреждения/. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251 – 03 (от 20.06.2003). //Официальные документы в образовании, 2003, № 20).
К знаниям первого года обучения следует отнести:
- правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
- историю ручного вязания;
- условные обозначения;
- чтение схем;
- особенности построения схем;
- законы построения цветовой гаммы;
- значение фона в работе.
К умениям следует отнести:
- подбор хлопчато-бумажных ниток, пряжи, крючков, спиц;
- владение крючком, спицами;
- разбор схем, узоров;
- вязание образцов.
К навыкам следует отнести:
- вязание крючком, спицами;
- составление простейших сем.
К знаниям второго года обучения следует отнести:
- сведения из истории русского кружева;
- основы дизайна;
- основные термины при вязании крючком и на спицах.
К умениям следует отнести:
- конструирование и моделирование изделий;
- оценку результата своего действия.
К навыкам следует отнести:
- вязание различными узорами;
- моделирование изделия;
- навыки культурного общения со сверстниками;
- составление эскизов.
К знаниям третьего года обучения следует отнести:
- история развития художественного вязания;
- необходимые правила при составлении узора или орнамента при вязании крючком и спицами.
К умениям следует отнести:
- подбор ниток по фактуре и цвету;
- самостоятельное воплощение от задуманного до конечного результата.
К навыкам следует отнести:
- вязание и составление орнамента;
- конструирование изделия;
- вязание длинным крючком.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
I. Введение в программу | 2 | 2 | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
II. Вязание крючком | 16 | 50 | 66 | |
1. | Панно из воздушных петель | 2 | 8 | 10 |
2. | Ваза для цветов | 2 | 6 | 8 |
3. | Ажурные цветы | 2 | 6 | 8 |
4. | Наряд для куклы | 2 | 8 | 10 |
5. | Кружева | 2 | 4 | 6 |
6. | Поздравительная открытка | 2 | 8 | 10 |
7. | Кружевные фантазии | 4 | 10 | 14 |
III. Вязание на спицах | 21 | 53 | 74 | |
1. | Материалы и оборудование | 2 | 2 | |
2. | Весёлые петельки | 3 | 9 | 12 |
3. | Вязание игрушки | 8 | 22 | 30 |
4. | Рамка для фотографии | 8 | 22 | 30 |
IV. Творческий отчёт | 2 | 2 | ||
Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Итого: | 39 | 105 | 144 |
Второй год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
I. Введение в программу | 3 | 3 | ||
Вводное занятие | 3 | 3 | ||
II. Вязание крючком | 18 | 108 | 126 | |
1. | Декоративная салфетка | 2 | 28 | 30 |
2. | Подзор для рушника | 4 | 20 | 24 |
3. | Поздравительная открытка | 2 | 7 | 9 |
4. | Декоративное панно | 3 | 18 | 21 |
5. | Вязание «Декоративных сердец» | 2 | 10 | 12 |
6. | Ажурная ваза | 2 | 7 | 9 |
7. | Косынка, шаль или палантин | 3 | 18 | 21 |
III. Вязание на спицах | 17 | 67 | 84 | |
1. | Материалы и оборудование | 3 | 3 | |
2. | Весёлые петельки | 2 | 7 | 9 |
3. | Головной убор | 3 | 12 | 15 |
4. | Ажурная кофточка | 9 | 48 | 57 |
IV. Творческие отчёты | 3 | 3 | ||
Итоговое занятие | 3 | 3 | ||
Итого: | 38 | 178 | 216 |
Третий год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
I. Введение в программу | 3 | 3 | ||
Вводное занятие | 3 | 3 | ||
II. Вязание крючком | 11 | 73 | 84 | |
1. | Весёлые петельки | 2 | 10 | 12 |
2. | Прихватки | 2 | 7 | 9 |
3. | Перчатки | 2 | 13 | 15 |
4. | Юбка | 5 | 43 | 48 |
III. Вязание на спицах | 20 | 106 | 126 | |
1. | Весёлые петельки | 3 | 12 | 15 |
2. | Пинетки | 2 | 16 | 18 |
3. | Носки | 3 | 18 | 21 |
4. | Рукавички | 3 | 18 | 21 |
5. | Кофта (с рукавом реглан) | 9 | 42 | 51 |
IV. Творческие отчёты | 3 | 3 | ||
Итоговое занятие | 3 | 3 | ||
Итого: | 34 | 182 | 216 |
Методическое обеспечение
Для обучения изготовлению изделий крючком и спицами: игрушек, панно, сувениров, одежды, декоративных вещей – на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы, а также такие методы обучения как экспериментирование, моделирование. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству.
Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.
Содержание программы представлено четырьмя разделами: «Введение в программу», «Вязание крючком», «Вязание на спицах», «Творческие отчёты»
Разделы имеют место как на первом, на втором так и на третьем году обучения с элементами усложнения технологий.
Раздел I
«Введение в программу» обучает правила техники безопасности и личной гигиены, знакомит с правилами поведения на занятиях, материалами и инструментами, с содержанием программы. Диагностика в форме анкетирования.
Раздел II
«Вязание крючком» знакомит (первый год обучения) с историей ручного художественного вязания, с приёмами вязания крючком, с условными обозначениями на схемах узоров вязки. В процессе занятий обучающиеся записывают схему построения узоров вязания, приобретают знания о значении цвета, учатся гармонично сочетать цвета.
На втором году обучения обучающиеся выполняют более сложные работы, подробно знакомятся с вязанием «Брюгского кружева». К каждой работе подходят творчески, индивидуально.
На третьем году обучения обучающиеся выполняют работы в натуральную величину, знакомятся с приёмами вязания длинным крючком (тунисское вязание). Изготавливают прихватки, связанные цветными нитями.
Раздел III
«Вязание на спицах» знакомит с историей ручного художественного вязания, инструментами и материалами, техникой вязания.
На первом году обучающиеся осваивают свойства полотна, изготавливают игрушки, сувениры, записывают краткое описание выполненной работы.
На втором году обучающиеся изготавливают, проектируют, моделируют, экспериментируют выкройки.
На третьем году обучающиеся конструируют одежду, самостоятельно выбирают фасон, узор, изготавливают изделие по размеру. Изделия носят индивидуальный характер.
Раздел IV
«Творческий отчет» - выставка готовых изделий.
Тематическое планирование является одним из главных моментов научно - методического обеспечения содержания учебного курса.
Список литературы
- Валентина. Журнал Издательского дома ОВА–ПРЕСС «Игрушка» № 1/95
- Валя–Валентина. Журнал 2007 г.
- И. Де Негри «Учись вязать» г. Москва. Просвещение 1981 г.
- Кондратюк Л. С. «Учусь вязать» Пособие для начинающих. Киев 1994 г.
- Ляпкина А. Р. «Полная энциклопедия женских рукоделий». г. Ташкент 1992 г.
- Лена–рукоделие. Специальный выпуск 2001, 2005 г. «Идеи к Новому году и Рождеству»
- Лена–рукоделие. Специальный выпуск № 1 2002 г. «Филейное вязание».
- Максимова М. В «Азбука вязания». Кемеровское книжное издательство 1987 г.
- Сычева Л. В. «Вязание» Горно–Алтайск 1991 г.
- Сюзи О, Рейли. Уроки детского творчества. Вязание на спицах и крючком. Санкт-Петербург 1998 г.
- Ханашевич Д. Альбом по вязанию спицами и крючком «Подружки–рукодельницы» г. Москва 1992 г.