Форма: Творческая лаборатория.
Проблема: Формирование системы учебных понятий в основной и профильной школе на примере темы «Постоянный электрический ток».
Методическая цель: Активизация мыслительной деятельности на уроках, развитие творческого мышления, познавательно – поисковой деятельности с использованием различных методов и приемов.
Цель мастер-класса: Создание условий для полноценного проявления к развитию личностных функций субъекта образовательного процесса.
Задачи:
- Развивать познавательные навыки у учащихся и использовать их на практике.
- Выработать умение самостоятельно и в группах конструировать свои знания.
- Научить ориентироваться в информационном пространстве с использованием новых информационных технологий.
- Развивать критическое и творческое мышление у учащихся
- Научить увидеть, сформулировать и решить проблему.
- Сформулировать научное мировоззрение.
Способы достижения:
- Обобщить опыт по определенной проблеме.
- Передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
- Оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Ожидаемый результат:
- Генерация деятельности по получению новых знаний.
- Развитие критического «творческого» мышления.
- Умение отстаивать свою точку зрения, способностей простраивать собственную траекторию действий.
- Принятие ответственных решений.
- Рост творческого и волевого потенциала, самореализация, самоопределения, становление лидера.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъективности учащихся в учебном процессе.
Развивать творческие способности учащихся помогают различные технологии, что позволяет генерировать новые знания, давать возможность ребенку приобщаться к постоянно развивающемуся знанию и к новой информации через творческий и волевой потенциал, способствовать саморазвитию и самореализации, принимать ответственное решение в различных ситуациях.
Системой такой работы является классно-урочная деятельность. В процессе обучения можно наблюдать интерактивное создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения в диалоге, организует поиск оснований для общей позиции, формирует истинную точку зрения через различные методы (частично-поисковый, исследовательский) в виде моделей дискуссии с различными формами взаимодействия (групповые, межгрупповые.)
На мастер - классе представлена группа из физико-математического класса на первой ступени - 8 кл. и второй ступени- 10 кл. на примере темы «Постоянный электрический ток.» Тема «Законы постоянного тока» изучается в 8 и 10 классах, сначала на репродуктивном уровне, а затем на эвристическом и исследовательском. Особенностью темы является большое количество лабораторных работ, которые позволяют формировать у учащихся навыки пользования электроизмерительными приборами, которыми они могут пользоваться в быту, то есть выполняется принцип направленности. Как и в любой другой теме перед учащимися ставятся три задачи:
- Обучающая (учащиеся получают знания и приобретают умения и навыки использовать эти знания на практике (сборка электрических цепей)),
- Развивающая (самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно- технической информации, учиться логически мыслить и переходить к творческому мышлению).
- Воспитывающая (является базой для формирования научного мировоззрения).
Использование серии презентаций уроков данного раздела с целями, задачами, в слайдах которых отражены физические явления, законы и объекты в виде моделей, видеороликов, задач, исследований. Этот метод я использую на первом этапе урока (повторение) или на втором (объяснение- изучение нового), в котором использую элементы наглядности через новые информационные технологии, что позволяет развить интерес у ребенка к предмету. В этом методе присутствует принцип наглядности, получение новой информации и самопроверки.
Рассмотрим на примере одного фрагмента такой презентации.
для повторения:
- Что такое электрический ток? (слайд)
- Что называется силой тока? (слайд) 8 кл.,10 кл.
- Что мы понимаем под понятием напряжения? (слайд)
- В чем причина сопротивления? (слайд)
- Какие виды источников вы знаете? (слайд)
- Как определить Е источника? (слайд)
- Закон Ома для полной цепи? (слайд) 8 кл.,10 кл.
- Виды соединения проводников? (слайд)
- Соединение электроприборов в квартире? (слайд)
- Что называется работой и мощностью электрического тока? (слайд)
- Почему может перегореть лампочка от карманного фонаря? (видео) (см. приложение №1).
Этот же этап урока можно провести, использовав систему знаний, восстановив физические явления и законы. Данный метод систематизирует знания Учащихся и подготавливает его к сдаче ЕГЭ. (см. приложение №2)
Постоянный ток
Задание: Повторите по учебнику или справочнику теоретический материал о постоянном электрическом токе.
Задание: Расшифруйте таблицу, в которой теоретический материал по постоянному электрическому току представлен как система знаний.
- Выделите модели электрического тока в различных ситуациях.
- Назовите элементы электрических цепей, представленных на рисунках.
- Выделите на моделях физические величины, указанные в перечне знаний.
- Найдите среди уравнений и графиков те, которые указаны в перечне знаний.
Система знаний «Постоянный электрический ток»
Этот же этап урока можно провести, использовав игру - физическая эстафета.
Задания эстафеты записаны на листах, участники по очереди выполняют задание под своим номером, в качестве исходных данных используется ответ предыдущего участника и выдают ответ. Этот метод развивает у учащихся дух соревнования, взаимопомощи и сплачивает группы в единое целое (слайд) (см. Приложение №3).
Второй этап урока закрепление. На этом этапе вначале лучше использовать качественные задачи, которые дают возможность ученику отстаивать свою точку зрения, самореализоваться. Например, использование частично-поискового метода дает возможность выработать внимательность, наблюдательность, правильно строить свой ответ, логически правильно мыслить. Рассмотрим данный метод на задачах с ошибками. Ученику предлагается найти ошибку и пояснить. При этом он генерирует свои знания, полученные на предыдущих уроках данной темы, так например, умение правильно составлять графические схемы и знать практическую направленность в данной ситуации ( см. приложение №4).
Здоровьесберегающим фактором является физическая пауза, которая дает возможность не только получить новую информацию, но и переключиться на другой вид деятельности.
Так на примере использования художественной литературы и исторических справок можно привить интерес к предмету через нетрадиционные формы и провести интеграцию предмета физики через другие предметы (литературы, истории, математики, экологии).
Физическая пауза (учащийся) :
Русский ученый Василий Владимирович Петров в 1802 году изготовил огромную батарею. Она состояла из 4200 медных и цинковых кружков, между каждой парой которых прокладывали картонные кружки, пропитанные раствором нашатыря. Вся батарея размещалась в большом деревянном ящике. Дно и стенки ящика изолировали лаком и промасленной бумагой. Эта батарея представляла собой 2100 медно-цинковых гальванических элементов, соединенных последовательно. Напряжение на ее зажимах составляло 1650–1700 В. Это был первый в истории источник постоянного тока сравнительно высокого напряжения.
Р. Бернс
Дул ветер из последних сил,
И град хлестал, и ливень лил,
И вспышки молний тьма глотала,
И небо долго грохотало….
Как возникают раскаты грома? (ответы учащихся)
А. Горький
Между тучами и морем
Гордо реет буревестник,
Черной молнии подобной.
Как возникает молния? (ответы учащихся)
В. Брюсов
Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов,
И, шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
Какое действие тока, описанное в этих строках, использует человек?(ответы учащихся)
Слайд-видеоролик (см. приложение №1)
Решение задач разной сложности дает возможность дифференцировать процесс обучения, что позволяет видеть результат в виде роста творческого потенциала и самореализации.
Представляются задачи среднего и высокого уровня:
- Для самостоятельного решения (тесты, самостоятельные работы)
- Для работы в классе используется пошаговый метод, который способствует лучшему усвоению материала и выработки навыков при решении задач.
- Задание. Установите элементы содержания по постоянному электрическому току, которые требуют дополнительной отработки:
а) решите задачи первого варианта;
б) сверьте ответы и выделите те пункты, которые выполнены неверно;
в) сделайте работу над ошибками;
г) выполните выборочно второй вариант (те пункты, по которым имелись ошибки в первом варианте) (см. Приложение№5).
Пошаговый метод.
К доске приглашается учащийся, не участвовавший во втором этапе урока.
В схеме, изображенной на рисунке 1, емкость батареи конденсаторов не изменяется при замыкании ключа К. Определите электроемкость конденсатора Сх.
«Ключ» к решению.
1) Определите электроемкость батареи конденсаторов при разомкнутом ключе:
рис.1
Приглашается к доске второй учащийся с первого ряда. Для него:
2) определить электроемкость батареи конденсаторов при замкнутом ключе:
Задание для третьего ученика с первого ряда: 3) приравнять величины, полученные в п. 1 и 2, т. к. емкость батареи конденсаторов не изменяется при замыкании ключа, и найти Сх:
Задача для учащихся со второго ряда.
В цепи, схема которой изображена на рисунке 2, сопротивления всех резисторов одинаковы и равны R = 2 Ом. Найти общее сопротивление цепи RO.
«Ключ» к решению.
1) Найти общее сопротивление ветвей MN и MKLN - RMN (они соединены параллельно):
рис.2
2) Найти сопротивление участка DMNE - RDMNF. (два сопротивления на участках DM и NE соединены последовательно с сопротивлением RMN
3) Найти общее сопротивление ветвей DE и DMNE (они соединены параллельно, поэтому
4) Найти общее сопротивление ветвей AD, DE , общее сопротивление цепи К* (названные ветви следовательно):
На итоговом контроле предоставляются варианты с различным уровнем сложности, ребенок сам выбирает тот уровень, с которым он сможет справиться, т.е. сам оценивает свои возможности. При этом оговаривается, что первый уровень это на оценку «три», второй – на «четыре», третий – на «пять» (см. приложение №6).
Этот метод позволяет принятию ответственного решения и дифференцированно подойти к процессу обучению.
Другой вид работы это исследование- эксперимент. Его можно использовать на этапе урока закрепления. Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование и получить необходимые результаты (см. приложение №7).
Данный метод развивает творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, разбираться в схемах, умение интегрировать знания полученные на уроках физики и математики, а так же анализировать свои действия и делать выводы.
Использование метода задач-проблем развивает логическое мышление, выявляет творческий потенциал и генерирует деятельность учащихся.
Учащимся предлагаются результаты эксперимента, а они должны описать ход самого опыта или наоборот. Вам предлагаются в задании результаты эксперимента, а вы должны описать ход самого опыта, или наоборот. Выполнив задание, вы должны практически проверить правильность своего ответа (см. приложение №8).
В качестве задания на дом можно использовать творческую работу. Учащимся предлагаются конверты с заданием, которые можно выполнить в домашних условиях, экспериментируя и моделируя с помощью доступных приборов, которые учащиеся изготовляют самостоятельно, что ведет к лучшему пониманию физических процессов, т.е. прослеживается практическая направленность физико-математического класса и выполняется принцип цикличности.
Развитие творческих способностей строится на основных закономерностях научного творчества (обобщение исходных данных, построение модели (выдвижение гипотезы), вывод теоретических следствий и экспериментальная проверка этих следствий.) (см. приложение №9). Я считаю, что предложенное мною построение уроков данной темы сделает обучение более дифференцированным и продуктивным, а деятельность учащихся – более творческой, что подтверждает мой опыт работы (ежегодно дети занимаются научно-исследовательской деятельностью, становятся победителями и призерами городских и областных олимпиад, поступают в престижные вузы страны после окончания гимназии.